Росатом подведёт итоги завершения проекта утилизации «самого радиоактивного судна в мире» - плавтехбазы «Лепсе».
- Док-понтон «Итарус» доставил носовую блок-упаковку утилизированной плавучей технической базы «Лепсе», из хранилища которой выгружено отработавшее ядерное топливо, в Пункт долговременного хранения реакторных отсеков в губе Сайда, - уточняют в ФГУП «Атомфлот».
21 и 22 ноября в Мурманске пройдет семинар для подведения итогов проекта. Также запланирована установка памятной доски.
- Проект помог отработать «Росатому» схему сложной утилизации, которую можно дальше применять для утилизации оставшихся в эксплуатации судов обеспечения, также опыт будет использоваться при проектировании судов обеспечения нового поколения для эксплуатации новых атомных ледоколов, ПАТЭС и новых плавэнергоблоков, - отмечает начальник отдела коммуникаций ФГУП «Атомфлот» Евгений Свиридов.
Напомним, «Лепсе» - бывшее судно обслуживания. Оно было построено на Николаевской верфи в 1934 году. До 1988 года использовалось в качестве плавучей технической базы, обслуживавшей советский ледокольный флот. С 1981 года использовалось как судно-хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). По данным международных экологических организаций на судне, построенном суммарно находилось 260 кг урана (U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (PU-239).
В 1988 году судно вывели из эксплуатации и поставили на якорь в районе Мурманска. Несмотря на то, что после аварии в 1984 году на «Лепсе» сохранялся высокий радиационный фон. В 2012 года было завершено комплексное радиационное и инженерное обследования и плавтехбазу отбуксировали на СРЗ «Нерпа» для разборки и утилизации. С 2012 по 2017 годы постепенно выполнялся комплекс работ по утилизации плавбазы «Лепсе» с образованием металлолома. ОЯТ вывозили для переработки на «Маяк». В 2022 года туда ушла последняя партия топлива.