О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
24.04.2018
«Прорыв» захромал
Владимир Долгих, ветеран атомной энергетики и промышленности, журналист, Северск
Несмотря на многочисленные увещевания всевозможного начальства, дальнейшая судьба «Прорыва» вызывает всё больше вопросов. Банкротство прежнего генерального подрядчика, неопределённость с финансированием, всё более заметное отставание от принятых раннее сроков строительства и, наконец, охлаждение интереса правительства к столь масштабному и затратному проекту заставляют не на шутку задуматься, когда же мы, наконец, увидим диковинную установку в действии. И увидим ли её вообще.
Однако, не стоит забывать о немалой социальной нагрузке, возложенной на проект. В результате создания так называемого «нового облика» АО СХК, некогда мощное градообразующее предприятие Северска потеряло только в численности работающих около 8 тыс. человек. Предприятие лишилось ряда прибыльных и высокотехнологичных направлений.
Именно «Прорыв» и конверсионный завод по замыслу реформаторов и должны были не только сгладить остроту ситуации, но и придать новый импульс дальнейшему развитию предприятия. И это не просто чьи-то пожелания. Это начертано в федеральной программе «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 – 2015 годов и на перспективу до 2020 года» в числе неотъемлемых целей её реализации! Тогдашний руководитель атомного ведомства господин Кириенко даже наметил «горизонты созидания» в Северске, общей стоимостью 100 млрд. рублей. А переполненный восторгом от грядущих свершений местный губернатор так вообще «ударился» в лирику, окрестив Северск новой атомной столицей всей России. К сожалению, многочисленные обещания высоких государственных мужей так и остались пустопорожней болтовнёй.
Но есть и положительная сторона в нынешней непростой ситуации. В виде стремления руководства атомного ведомства обеспечить сегодня, если не прорыв в реализации проекта, то хотя бы поступательное его исполнение. В связи с чем, не может не радовать инициативность и, если хотите смелость, главного атомщика страны Алексея Лихачёва. И его способность видеть, откуда, выражаясь языком ещё советских «ястребков», «исходит угроза миру». То бишь, будущему «Прорыва».
«Откуда исходит угроза миру»
А исходит она, скорее всего, именно из российских властных структур. С самого, что ни на есть, верха. В чём легко убедиться, прочтя даже самым поверхностным образом, соответствующий раздел пояснительной записки к правительственному решению «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 – 2015 годов и на перспективу до 2020 года» от 11.11. 2017 года. «Барабанные палочки», которые легко усмотреть в дате его принятия, если не ставили крест на всём проекте, то «выбивали» напрочь всю технологическую цепочку, выстроенную в «Прорыве».
Судите сами – как можно было «отнести на потом» возведение реактора, оставив при этом фактически нетронутыми работы по изготовлению топлива для него? Хорошо ещё, что не забыли вычеркнуть следом и финансирование строительства модуля переработки ОЯТ. Но даже такая находка «правительственных мужей» позволяет вспомнить одно из крылатых изречений Виктора Черномырдина. О телеге, которую вдруг поставили «посредине лошади». Нашлись у незабвенного премьера из лихих 90-х и слова, утверждающие, насколько же там серьёзно подходят к вопросу. Мол, «правительство - это не тот орган, где, как многие думают, можно только языком».
Посему предвижу возражения, ведь тот же модуль фабрикации топлива для северского реактора, вполне мог бы работать на Белоярскую АЭС. А там, глядишь, и свой бы через годок – другой «сварганили»! Что касается помощи уральцам, думается, сегодня вряд ли кто на Большой Ордынке расскажет, насколько рентабельным будет данное направление. И, что ещё более важно, насколько безопасным.
Как ни странно, несколько утешает неопределённость со сроками начала работы данного модуля. Получается неплохая фора в сроках. Ведь, если верить упомянутой выше программе, производство топлива заработает уже в 2020 году. В лучшем случае. По оценке заместителя губернатора области Игоря Шатурного уже сегодня существует отставание от графика, связанное с работой подрядных организаций. Насколько оно велико, Игорь Николаевич предпочёл умолчать. Иных заявлений на сей счёт, обнаружить не удалось. За исключением, разве что, слов начальника АО СХК господина Точилина о безукоризненном исполнении принятого графика работ. Правда, со времён его работы в областной администрации, уже научился относиться к подобным заявлениям критически. Думаю, многие ещё помнят бесчисленные речи этого господина о планах строительства той же Северской АЭС. Или Центра ядерной медицины в Томске. Вот только лицезреть все эти чудеса воочию на томской земле вряд ли когда придётся. И нам, и нашим потомкам.
Как только – так сразу!
Но, думается, и к этому времени строители, вряд ли приступят непосредственно к возведению диковинного реактора. Каким бы «флагманским», по словам главы Росатома, для всей отрасли он не был. Ответ можно прочесть в той же пояснительной записке, вышедшей из-под пера правительственных чиновников. Те в своих суждениях оказались достаточно откровенными. Возможно, даже через чур. После перечисления «сложностей момента», смысл которых, что, мол, сегодня с нашими-то ресурсами, не до «перспектив», на текущие нужды хватило бы, следовал вывод «….принято решение отказаться от старта строительства инвестиционного проекта БРЕСТ до момента стабилизации экономической ситуации в стране». Пусть даже, по словам руководства Росатома, именно с ним и связано во многом будущее всей отрасли.
Рассуждать сегодня, когда же наступит этот самый «стабилизец», занятие не из приятных. И, в какой-то степени, бессмысленное. Ведь мы имеем дело исключительно с субъективным понятием. Судите сами. Если рассматривать его пришествие с точки зрения недавних программных заявлений Владимира Путина в столичном Манеже, то впору уже готовить счета для поступления бюджетных средств и срочно информировать об их номерах Минфин. Если же не спешить, и действовать с учётом реалий дня сегодняшнего, то о непосредственно БРЕСТЕ -300 впору забыть. Потому как декларированные уже не раз намерения залить первый куб бетона в его основание уже в нынешнем году, кажутся если не очковтирательством, то расхождением с реальностью, точно!
Словом, господа атомщики, сидите на стуле ровно, стройте АЭС под фанфары в Турции, лелейте себе душу планами по Египту и Бангладеш с Индией, не забывайте и о недостроях на российских просторах вместе с ликвидацией необъятного «ядерного наследия». Разработкам ещё советских времён, судя по всему, служить одной из самых технологичных отраслей экономики страны, ой как долго! Если точнее, до «стабилизации экономической ситуации в стране».
Молчание Лихачёва
Что в итоге и подтвердили со всей своей убедительностью встречи руководителя Росатома с высшим российским руководством. В конце февраля текущего года с Владимиром Путиным и спустя почти два месяца, 13 апреля, с Дмитрием Медведевым. Если верить опубликованным стенограммам, на них Алексей Евгеньевич постарался со всей убедительностью довести до высоких собеседников всю важность своевременной реализации «Прорыва» для отрасли. Что без государственного финансирования, существенной части которого лишили с принятием изменений в упомянутой здесь программе, попросту невозможно. Насколько он был услышан, понять, опять же, из опубликованных документов, в полной мере невозможно. О реакции Президента не говорится ничего. С премьер-министром получилось несколько обстоятельнее. В частности, было обещано оказывать помощь ведомству в продвижении проектов на внешних рынках.
Ну а обещаний помочь на рынках внутренних прямых господину Медведеву удалось избежать. Если, конечно не считать таковыми его слова, приведённые в стенограмме «Если нужно что-то ускорить, скажите, я такого рода поручение дам». Вот только не будет ли это поручение похожим на ставшие уже историей «денег нет, но вы держитесь!»? Впрочем, что можно ждать от главы правительства в апреле, если в мае это правительство благополучно уйдёт в отставку?
Сам же господин Лихачёв хранит гробовое молчание. Важно только, чтобы оно не стало таковым для всей атомной отрасли. Одной из немногих, благодаря достижениям которой, с Россией пока ещё считаются в мире. А, значит, и беречь такое первенство нужно, как зеницу ока. Жаль только, что наши высокие начальники, научившись быть суперпопулярными у граждан, так и не освоили науку изыскания главного, на сей момент, звена. Чтобы думать хотя бы на пару шагов вперёд. Ведь при таком подходе к перспективным проектам, рано или поздно поступательно развивающаяся сегодня атомная отрасль разделит судьбу большинства отраслей многострадальной российской экономики.
Ведь тот же господин Медведев хорошо знает неприложенную истину, что без вложенного сегодня рубля невозможно добиться успехов в будущем. А Сирия с Крымом вряд ли обеспечат подобное развитие и мировое признание. Даже со всем Северным Кавказом и самыми громогласными заявлениями чиновников МИДа. Размахивать лозунгами, рвать горло с телеэкранов и прочее - всем этим законы экономики не обмануть. Разве не эту простую мысль пытался поведать российскому руководству глава Росатома Алексей Лихачёв?
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА