О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований The Moscow Post
Атомные события в России

Мощность плавучей АЭС на Чукотке достигнет 67 МВТ

Плавучая атомная станция нсможет приблизиться к проектной мощности в 70 МВт после ремонтов трёх парогенераторов второго энергоблока
Атомные события в Мире

США увидели угрозу в китайских плавучих АЭС

Китай приближается к завершению разработок по строительству плавучих атомных электростанций, которые могли бы питать военные объекты на спорных территориях в Южно-Китайском море

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Мыльный пузырь Евгения Адамова

Комментариев: 4

 

http://ng.ru/regions/2013-04-10/6_halflife.html

 

  Сергей Киселев

Недавно в Японии и странах Западной Европы прошли массовые манифестации против развития ядерной энергетики, приуроченные ко второй годовщине аварии на АЭС «Фукусима-1».

 Вне сомнений, голоса участников демонстраций еще больше скорректируют политику западных стран в отношении атомных программ. Россия, похоже, избрала особый путь, вкачивая гигантские средства в амбициозный и дорогостоящий ядерный проект «Прорыв», который может закончиться ничем. Основным лоббистом этого проекта является бывший министр по атомной энергетике и фигурант громкого скандала пятилетней давности Евгений Адамов.
Проект «Прорыв» осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Ядерные технологии нового поколения» на 2010–2015 годы с перспективой до 2020 года. «Прорыв» должен к 2020 году вывести Россию в лидеры мировой ядерной энергетики.
Проект включает строительство двух реакторов на быстрых нейтронах – одного с жидким натриевым теплоносителем БН-1200, другого со свинцовым – БРЕСТ-1200, таких нет нигде в мире, работы в настоящее время в этом направлении ведутся только в России. Главные доводы сторонников проекта в пользу новых реакторов – их гарантированная безопасность и высокая производительность. Согласно заявлениям разработчиков, их технологические и конструктивные характеристики не предусматривают использования материалов, способных стать причиной взрыва или пожара в ядерном реакторе, что должно исключить тяжелые аварии с выбросами радиации в окружающую среду. При этом будут обеспечены конкурентоспособность ядерной энергетики по сравнению с другими видами энергогенерации, масштабное развитие ядерной энергетики России к концу столетия до 350 ГВт на существующей минеральной ресурсной базе. Уже к 2030 году планируется перейти к массовому сооружению энергоблоков с реакторами четвертого поколения на быстрых нейтронах – при условии, что в ближайшие годы на их создание государство будет выделять десятки миллиардов рублей.
В действительности же «Прорыв», который подается как энергетическая панацея, может оказаться гигантским мыльным пузырем, если не откровенной аферой. У противников идеи строительства реакторов на быстрых нейтронах есть немало контраргументов, главные из которых – технологическая бесперспективность, экономическая нецелесообразность и неэффективность. Проект может обойтись российскому бюджету и налогоплательщикам в баснословную сумму, но в конечном итоге все усилия и затраты будут напрасными.
Еще в октябре 2008 года доктор физико-математических наук Андрей Гагаринский и кандидат технических наук Виктор Цибульский из РНЦ «Курчатовский институт» в статье «Это сладкое слово «инновация», опубликованной в «НГ-энергии» (приложении к «Независимой газете»), писали: «Проект действительно талантливый, его способность адаптироваться к любым новомодным веяниям почти уникальна...» Как отмечали авторы, «как надежный вечный двигатель, концепция БРЕСТ и в новых условиях беспроигрышна. Ведь сейчас модно говорить об экономике и ресурсах. Разумеется, будущий реактор будет много дешевле существующих. Ведь целых два института подсчитали, что это так. Нужны высокие темпы развития – пожалуйста, будем загружать быстрые реакторы обогащенным ураном. Не важно, что его может не оказаться в достатке, когда эти реакторы созреют».

Примерно такой же точки зрения придерживается бывший заместитель министра по атомной энергетике Булат Нигматулин, являющийся сейчас заместителем директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). По его мнению, в ближайшие 10–15 лет, а возможно, и вообще никогда российским ученым не удастся создать работоспособный реактор на жидком свинце типа БРЕСТ, даже если в проект будут вкладываться огромные деньги. Как считает эксперт, история с реактором со свинцовым теплоносителем в России в точности повторяет сюжет с созданием МГД-генераторов. «В начале 1970-х годов, когда это направление во всем мире было признано тупиковым, у нас продолжали щедро вкладывать средства в их разработку вплоть до середины 80-х годов», – сказал эксперт в интервью информагентству PRoAtom (опубликовано на сайте «Меченый атом.ру» 15.02.12).
То, что проект «Прорыв», несмотря на имеющиеся к нему вопросы, набрал высокие обороты, во многом объясняется, судя по всему, тем, что его идейным вдохновителем и реализатором является небезызвестный ветеран отечественной атомной отрасли Евгений Адамов, бывший министр по атомной энергетике России в 1998–2001 годах, а ныне – научный руководитель ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Доллежаля» (НИКИЭТ) и глава технического комитета проекта «Прорыв».

По оценкам представителей отрасли, Евгению Адамову удалось настолько «заразить» этой идеей руководителя Росатома Сергея Кириенко, что «Прорыв» получил самый высокий статус и постоянно горящий зеленый свет.
Теперь, как замечает Булат Нигматулин, по своему организационному оформлению «Прорыв» напоминает проект создания атомной бомбы, хотя «есть принципиальное отличие прорыва Курчатова от нынешнего «прорыва» Адамова». «Целью атомного проекта было спасение отечества, а целью адамовского «прорыва» – банальный «распил» бюджетных средств под прикрытием высоких слов о необходимости развития нового направления в атомной энергетике, которое осчастливит и Россию, и мировое сообщество», – резюмирует эксперт в упомянутом интервью. Зерно истины, причем немалое, надо полагать, в подобных рассуждениях есть, если вспомнить некоторые коммерческие эпизоды из карьеры Евгения Адамова на атомном поприще.
В 1986–1998 годах Евгений Адамов был директором НИКИЭТ, с 1998 по 2001 год занимал пост министра по атомной энергетике. В 2001 году депутаты Госдумы подготовили проект обращения Государственной Думы к президенту Российской Федерации о ситуации в Министерстве атомной энергетики, в котором отмечалось, что «политика, проводимая министром Российской Федерации по атомной энергетике Е.О. Адамовым, противоречит интересам государства и может привести к катастрофическим для России последствиям». На основании представленных в отношении Евгения Адамова документов Генеральная прокуратура РФ завела уголовное дело. Весной 2001 года он был отправлен в отставку, однако в декабре 2001 года с него были сняты все обвинения. Но в 2005 году Евгений Адамов был арестован в Швейцарии по запросу США о его экстрадиции. Бывшему министру инкриминировали хищение и отмывание 9 млн. долл. из американского бюджета, выделенных на исследования в области ядерной безопасности. Тогда же в России было возбуждено дело в отношении Евгения Адамова и направлено в Швейцарию требование о его экстрадиции на родину.
В феврале 2008 года Евгения Адамова приговорили к пяти с половиной годам заключения. Следствием и судом было установлено, что в 1998–1999 годах министр РФ по атомной энергии Адамов с целью хищения путем обмана имущества, принадлежащего ОАО «Техснабэкспорт» и иным подведомственным Минатому России организациям и предприятиям, организовал преступную группу, в которую вошли генеральный директор ОАО «Техснабэкспорт» Ревмир Фрайштут, директор ГУП «Государственный научный центр «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» и председатель совета директоров российско-американской компании GNSS Вячеслав Письменный, а также президент указанной компании Александр Чернов. Результатом совместных преступных действий перечисленных лиц стало хищение 62% акций компании GNSS. В декабре 1999 года члены организованной преступной группы под руководством Адамова заключили незаконное соглашение о прощении долга компании GNSS за поставленные ранее ядерные материалы в размере более 113  млн.руб.причинив ОАО «Техснабэкспорт» ущерб на указанную сумму, что по курсу Центробанка России на декабрь 1999 года составило около 3 млрд. руб. При этом бюджет РФ недополучил в виде налога на прибыль более 916 млн. руб. В марте 2006 года Чернов скрылся от следствия и объявлен в розыск. В ходе расследования установлено, что Чернов скрылся от следствия на территории США, где в 2005 году приобрел гражданство. Уголовное дело по обвинению Адамова, Письменного и Фрайштута было выделено в отдельное производство, и в феврале 2008 года приговором суда они признаны виновными в совершении мошенничества и других преступлений в составе организованной группы и осуждены к различным срокам лишения свободы условно. Чернову назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. После пересмотра дела Адамову заменили реальный срок на условный.
Понятно, что проекты, подобные «Прорыву», требуют жесткой независимой экспертной оценки, включая научное сообщество в лице РАН и ее секции энергетики. «Приходится с горечью констатировать, что и в отрасли, и в академическом сообществе опять не оказалось критической массы экспертов и механизмов, которые предотвратили бы бездарную растрату бюджетных средств на заманчивые, но абсолютно нереализуемые проекты», – говорит Булат Нигматулин.
По мнению эксперта, исход с проектом «Прорыв» будет следующим: «Обогащение узкого круга руководителей, которые контролируют финансовые потоки этого «прорыва», разочарование рядовых его участников и несмываемое пятно на направлении быстрых реакторов – таким будет его естественный финал» (сайт «Меченый атом.ру»).
Пока, правда, непонятно, кто и как будет отвечать за подобный финал. Но, судя по всему, наверняка не Евгений Адамов, учитывая его огромный опыт реализации масштабных проектов.

 



Комментарии Оставить свой комментарий

  • Волков Валерий Иванович, директор Академии геополитических проблем 10.04.2013

    Наконец то начали писать правду о которой  профессор И.Острецов и я кричим 15 лет! Извините, что получится длинный пост, но не могу не привести выдержку из предложенного нами и В.П. Соловьевым - первым заместителем директора Российского федерального ядерного центра ( г. Саров) на круглом столе по АЭС Международного энергетического форума в ноябре 2011 г. "По глубокому убеждению участников круглого стола, основанному на серьёзных исследованиях отечественной и мировой науки, необходимо сменить нынешнюю парадигму развития атомной энергетики. Следующей парадигмой ядерной энергетики должна стать ядерная энергетика, основанная на вынужденном делении ядер урана-238 и тория с помощью внешнего источника нейтронов с энергией более 14 МэВ. (российский патент ядерных релятивистских технологий – ЯРТ) Эта парадигма полностью соответствует основным требованиям МАГАТЭ. Участники круглого стола полагают, что в условиях наступившего финансового и приближающегося энергетического кризиса руководство России должно: - восстановить единую энергетическую систему страны - необходимо срочно модернизировать старые газовые энергоблоки ТЭС в Европейской части России, угольные энергоблоки на Урале и в Сибири. Нужно строить замещающие мощности АЭС там, где предстоит скорый вывод из эксплуатации реакторов РБМК. - в атомной отрасли в ближайшие 10 лет сосредоточить усилия: - на строительстве (в том числе для замещения) серийных проектов АЭС-2006 и АЭС ТОИ и прекратить работы по реакторам БН и БРЕСТ (весь мир прекратил работы в этом направлении, а мы, только на проектные и исследовательские работы по ним, планируем потратить около 10 млрд.$!) как не имеющим перспективы. На работающем БН-600 проводить необходимые исследования по конструкционным материалам. - воссоздать в отрасли Главк ускорителестроения и принять государственную программу создания отечественного многофункционального (протонно-лучевая терапия, инспекция ядерных устройств, производство редких изотопов для медицины, пучковое оружие) ускорителя на обратной волне (УЛОВ /BWLAP) как опережающего мировые разработки (по оценке стратегического командования США) на 15-20 лет. (исследования, метод, узлы и детали защищены 30 российскими и зарубежными патентами). Первоначальные вложение 100 млн.$, уже через 4-5 лет, благодаря многофункциональности ускорителя, позволит перейти на самоокупаемость проекта в рамках государственно-частного партнёрства, с привлечением иностранных инвестиций. - в рамках международной программы с разделением рисков продолжить исследования в термоядерной программе и гибридным реакторам с лазерным термоядерным источником нейтронов (Лагир). Предложения о создании своей собственной термоядерной программы считать недопустимыми."

  • Ядерщик 10.04.2013

     Но почему же  человек со столь  подмоченной репутацией - бывший министр по атомной энергии Адамов ( который так опозорил Россию своими   финансовыми махинациями еще   в 90-х годах) - руководил  таким направлением?  Неужели было неясно с самого начала, что  дело пахнет керосином?

  • Игорь Острецов, доктор технических наук, профессор 10.04.2013

    Статья правильно освещает многие вопросы. Однако основной вопрос об отсутствии ресурсной базы для развития направления «Прорыв» и ему подобных упомянут очень слабо. Как, например, показали работники того же Курчатовского института в статье «Быстрые реакторы с разным видом топлива в системе ядерной энергетики», опубликованной в томе №112, вып.3 за март 2012 года журнала «Атомная энергия», коэффициенты воспроизводства топлива в быстрых реакторах не оставляют надежд на широкое развитие атомной энергетики на их основе в текущем веке. Поэтому это, даже без учёта опасности распространения быстрых реакторов в мире, фактически ставит крест на этой идее. Преследование журналиста Надежды Поповой за разъяснение реального положения в атомной энергетике является просто преступлением.

  • Надежда Попова, журналист, редактор сайта "Меченый атом.ру" 10.04.2013

     Жаль, что столько потрачено времени, сил и бюджетных денег на  очередную аферу господина Адамова,  персональное дело которого я вела в газете "Московский комсомолец"  весной 2005 года... В частности, из-за закрытия  дела Адамова  пришлось уйти из  "МК" (еще раньше  П.Гусев закрыл в газете  отдел расследований).

    Но почему же глава Росатома Кириенко так поддался "обаянию" этого господина? Неужели в атомной отрасли не осталось профи? Почему нужно было давать "зеленый свет" бывшему узнику бернского СИЗО? И как он, Адамов,  теперь будет отвечать  за многомиллиардную аферу? Отвечать  за эти игры с проектом "Прорыв" должен  и Кириенко. По-моему мнению,  должен  быть и еще  один фигурант этого дела - главный редактор газеты "Аргументы недели" Угланов, который тоже закрыл в газете  отдел расследований. И  острую атомную тему. Если  бы Угланов не пошел на сделку с Департаментом коммуникаций Росатома в сентябре 2011 года( он очень захотел  легких денег  за заказные, "правильные"материалы),  проект "Прорыв" можно было бы остановить гораздо раньше. Как и многомиллиардный  проект(прожект) "Плавучая атомная станция". Плавучую АЭС г-н Кириенко строит уже почти 7 лет.  Где же обещанный референтный образец за 5,6 млрд.рублей?  Плавучка давно стоит около 30 млрд. руб.  И плавучая АЭС уже никогда не придет на Камчатку ( о том, что ПАТЭС  никто  не ждет в цунамиопасном районе, я написала немало материалов в "Аргументах недели". Но зачем нужно было ломать копья столько лет?).

    Я все надеюсь на осмысленный ответ Генеральной прокуратуры РФ, а не на банальные отписки, которых на мой адрес  пришло более 30 штук.

Оставить свой комментарий

ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА