О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 015.03.2013
http://www.solidarnost.org/articles/articles_803.html
Ионные волнения
На днях в нашу редакцию поступил тревожный сигнал: согласно приказу Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011 на Ленинградской атомной электростанции (г. Сосновый Бор) потеряли в заработке более 100 квалифицированных специалистов.
Как и почему - разбирался корреспондент “Солидарности”.
ВНЕЗАПНО
Точное начало этой не совсем приятной истории проследить трудно, потому что сложно определиться с точкой отсчета. Будем считать, что все началось с ежегодного медицинского осмотра сотрудников Ленинградской атомной электростанции, который состоялся 12 марта прошлого года. Мероприятие это плановое, проводится на всех без исключения вредных производствах в соответствии с нормативными актами. Осмотр как осмотр, ничего удивительного. Однако по его итогам более ста человек, в том числе герой нашего материала, совершенно внезапно получили отстранение от работы.
- 27 апреля 2012 года администрацией ЛАЭС был издан приказ, согласно которому меня отстранили от работы в связи с выявленным, в соответствии с медицинским заключением, противопоказанием для выполнения работы, - рассказал “Солидарности” Виктор Минаков, ведущий инженер-технолог Ленинградской атомной станции, филиала ОАО “Концерн Росэнергоатом”. - В администрации пояснили, что данное заключение сделано на основании приказа Минздравсоцразвития № 302н, в соответствии с которым у нас выявлены вредные для определенной группы людей источники ионизирующего излучения.
Интересное, своевременное “открытие”, если учесть, что первый энергоблок Ленинградской АЭС запустили ровно 40 лет назад, а окончательно станция заработала на полную мощь в 1981 году. Причем примерно между запуском второго и третьего блока, в 1977 году, Виктор Минаков и пришел на предприятие, в итоге отдав ему 36 лет трудовой жизни. И, что характерно, до 2012 года, то есть до прохождения последнего медосмотра, у него не было никаких ограничений при работе с ионизированными излучениями. Даже после перенесенного в 2006 году инфаркта миокарда.
- С таким приказом на своей практике мы столкнулись впервые, - отметил председатель профкома ОАО “Концерн Росэнергоатом” “Ленинградская атомная станция” Александр Зайцев. - Да, у нас и раньше выводили людей с опасных участков по состоянию здоровья, но тогда этот процесс был понятен.
По его словам, если раньше после ежегодного медобследования из-за профзаболеваний работу меняли единицы, то теперь, с 1 января 2012 года, любой человек, перенесший инфаркт хоть пятнадцать лет назад, вдруг оказался непригодным в данных условиях работы.
ЧТО ЗА “ФРУКТ” ТАКОЙ?
Так что же это за приказ такой, который разом все перевернул с ног на голову? 12 апреля 2011 года тогда еще Минздравсоцразвития под руководством Татьяны Голиковой издало приказ № 302н с крайне длинным и нечитабельным названием, которое мы повторять не будем. Суть приказа в том, чтобы зафиксировать перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры. И - установить порядок проведения этих самых медосмотров. Документ на самом деле огромный, содержащий в себе перечисление великого множества профессиональных факторов и всяческих заболеваний, в том числе со страшными и непонятными простому читателю названиями.
А если же говорить о смысле приказа, то теперь во вредных условиях может работать только человек, не имеющий отклонений в психике, хронических болезней, в том числе не перенесший операций на сердце. То есть для того, чтобы работать на атомной станции, теперь нужно иметь практически “космическое” здоровье. Приказ вступил в силу с 8 ноября 2011 года, а все инновации, в нем прописанные, - с 1 января 2012-го.
Здесь вот что еще важно. В нашем случае проводником, так сказать исполнителем, приказа № 302н стала Центральная медико-санитарная часть № 38 в Сосновом Бору, которая подчиняется Федеральному медико-биологическому агентству РФ. ЦМСЧ № 38 - это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, обслуживающее работников 42-х прикрепленных предприятий, в том числе Ленинградской АЭС. Именно специалисты ЦМСЧ № 38 провели медосмотр 12 марта прошлого года и вынесли 3 апреля 2012 года заключение о профнепригодности Виктора Минакова (и других работников) в соответствии с п. 48 приложения № 3 приказа № 302н.
- Мы потеряли доплаты за вредность, нам перестали давать талоны на дополнительное питание, у нас сократился отпуск, - констатирует Минаков. - То есть мы серьезно потеряли как в деньгах (лично мне медобследование “стоило” около 9000 рублей в месяц), так и в обеспечении социальных гарантий. Некоторые теряют еще больше, например те, кто регулярно работает в ночные смены.
К сожалению, нам не удалось пообщаться с начальником ЦМСЧ № 38 Александром Клименко (узнав, кто мы, его секретарь отказалась связать нас). Однако в Интернете можно найти сюжет телекомпании “Сосновый Бор”, в котором заведующий цеховой службой ЦМСЧ № 38 Сергей Ковалев рассказывает о положении дел:
“Из зоны (ионизированного излучения. - Г.С.) выведено уже более ста человек от 29 до 70 лет. Очень много молодых людей. Когда мы человека выводим, то государство за то, что он потерял часть своего здоровья на производстве, оно ему потом частично компенсирует. Пока у нас эта система только-только налаживается, ее пока нет, и получается, что люди очень сильно страдают”.
БОРЬБА
- Наша основная задача в настоящий момент - пересмотр приказа № 302н, потому что, видимо, в свое время его кто-то сильно умный написал, - заявил предпрофкома Александр Зайцев. - По своей линии мы задействовали свои рычаги и смогли хотя бы сделать так, чтобы людей сразу не уволили. Например, тот же Минаков находится пока еще в свой должности, на основном окладе, а приказ о его выводе “заморожен” в судебном порядке.
Еще в конце сентября ведущий инженер-технолог ЛАЭС Минаков обратился в городскую прокуратуру Соснового Бора с требованием признать результаты медицинского обследования от 12 марта 2012 года незаконными - как по форме, так и по содержанию. По его мнению, в списке профессиональных заболеваний по фактору источников ионизирующего излучения заболеваний сердца просто нет. Кроме того, в указанном пункте приложения к приказу № 302н говорится о людях, только поступающих на работу. Помимо прочего само заключение специалистов ЦМСЧ № 38 содержало ряд фактических недочетов и ошибок (имя и фамилия работника, дата рождения и должность работника отсутствовали, наименование работодателя было указано неверно). 25 октября в ответном письме городская прокуратура подтвердила, что врачебной комиссией был нарушен порядок проведения периодического медосмотра, а значит, ее решение необходимо отменить.
- Медики отказались это сделать, мотивируя тем, что по сути-то диагноз-де был правильным (то есть наличие инфаркта в прошлом), - вспоминает Минаков. - Тогда мы вместе с профсоюзной стороной решили подавать заявление в суд.
Помимо этого пострадавшие обратились к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой с просьбой пересмотреть приказ Минздравсоцразвития № 302н. Причем под этим письмом подписались около 500 человек. “Люди просто понимают, что сегодня под приказ подпадаем мы, а завтра могут подпасть и они”, - отмечает Минаков.
Работники обратились и в Генеральную прокуратуру РФ, заострив ее внимание на том, что набивший уже оскомину приказ готовился поспешно или формально. “О поспешности говорят логические и технические ошибки, которые обнаруживаются при внимательном прочтении приложений №№ 1, 2, 3, и объем проекта изменений к данному приказу (50 листов), опубликованного на сайте Минздрава РФ. Данные изменения никоим образом не устраняют основные недостатки приказа. Более того, они расширяют контингент обследуемых и ужесточают требования к ним”, - говорилось в жалобе.
В этом контексте любопытен ответ главного внештатного специалиста-профпатолога ФМБА и Минздрава РФ Андрея Бушманова, который заметил, что любой постинфарктный кардиосклероз является общим медицинским противопоказанием к работам с вредными производственными факторами: “Перенесенный инфаркт миокарда в анамнезе в дальнейшем значительно увеличивает риск возникновения повторных критических состояний, особенно в отношении сердечно-сосудистой системы, даже без воздействия производственных факторов вредного или опасного класса условий труда”.
- Скажу по-простому, своими словами: боятся, что мы, специалисты, проработавшие на производстве десятки лет, можем устроить второй Чернобыль, - сетует Минаков. - То есть получается, что мы - угроза общественной безопасности?
20 февраля Сосновоборский городской суд определил назначить по делу комплексную судебно-медицинскую экспертизу, в ходе которой на основные вопросы так или иначе должны быть получены ответы. Касается ли ионизированное воздействие в малых дозах людей, перенесших инфаркт миокарда, настолько, что их можно отстранять от работы? Насколько в рамках действующего приказа № 302н работала медкомиссия ЦМСЧ № 38? И далее по списку. Одновременно с этим действие приказа администрации ЛАЭС от 27 апреля 2012 года, согласно которому Минакова отстранили от работы, приостановлено.
Проведение вышеозначенной экспертизы возложено на Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению в Ленинградской области. Она должна быть сделана в течение этого месяца. Собственно, пока это и можно считать промежуточным итогом истории, точкой отсчета которой мы определили март прошлого года. Мы будем следить за дальнейшими событиями.
Комментарий
Игорь Фомичев, председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности:
- В этой ситуации существует две стороны медали. С одной стороны, налицо ущемление определенных прав работников. А с другой - это предотвращение потенциальной опасности, когда человек после инфаркта садится за пульт атомного реактора. Да, человек проходит ежегодное медобследование, но в этот раз именно оно его и не допускает к работе в прежних условиях.
Вообще, мы заинтересованы в производственном долголетии работника. У нас разработана система реабилитации персонала, мы настаиваем на том, что чем выше квалификация, тем дольше и дороже готовить специалистов. И кстати, затраты на реабилитацию вообще-то частично включены в тариф на электроэнергию. Люди ездят в санатории, и за это платит станция. Если специалист регулярно занимается спортом, проходит реабилитацию, его производственное долголетие обеспечено на 90%. Но окончательный вердикт должны вынести профессионалы от медицины.
Глеб Савин
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА