О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 016.01.2013
"Детали мира"
Ушедший, 2012 год должен был войти в историю космонавтики как год начала массового космического туризма. Корабли сразу нескольких частных компаний уже побывали в космосе, доказав, что эта сфера человеческой деятельности – освоение космоса, полеты за пределы атмосферы планеты – в ближайшее время изменится до неузнаваемости.
Однако, около 3 тыс. человек, уже купивших билеты и ожидающих увлекательного путешествия к звездам, пока остаются на земле. Массовый космический туризм оказался предприятием более сложным, чем предполагали его отцы-основатели. Впрочем, это не мешает частному бизнесу ставить перед собой новые амбициозные задачи – начать катать желающих до Луны и обратно.
С развитием технологий создание космического корабля, способного покинуть атмосферу планеты и выйти в космос, становится не просто доступным для частного бизнеса, а массово доступным. В мире насчитывается уже около 20 компаний, которые заявили о своих космических амбициях, а некоторые из них на практике продемонстрировали, что по ряду направлений космической деятельности уже сегодня способны составить конкуренцию правительствам. Это впечатляет, если помнить, что всего несколько государства на планете имеют сегодня обширные программы освоения космоса, включая пилотируемую космонавтику, – это Россия, США и Китай. Европейский союз и Япония сотрудничают по отдельным программам с США и Россией. Такой вот короткий список. У остальных стран нет ни собственных ракет-носителей для освоения космоса, ни космических кораблей.
Зато они есть у Bigelow Aerospace, SpaceX, Scaled Composites и Virgin Galactic. Все эти компании имеют американские корни.Основатель Bigelow Aerospace Роберт Бигелоу намерен быть первым, кто построит на околоземной орбите частную орбитальную станцию, орбитальный отель. В 2006 и 2007 годах он успешно с помощью российских ракет-носителей вывел на орбиту высотой 500 км два пробных надувных модуля будущей космической конструкции Genesis I и Genesis II. В 2014 году компания планирует запустить обитаемый модуль Sundancer, затем в 2015 году вывести на орбиту больший по размеру модуль ВА-330, затем еще один модуль Sundancer, из всего этого собрать станцию и начать ее эксплуатацию как космического отеля или коммерческой научной лаборатории. В настоящее время компания ищет партнера-подрядчика, который сможет обеспечить «трансфер» клиентов и грузов от космодрома на Земле до станции и обратно. То есть своих средств доставки компания Bigelow Aerospace не разрабатывает, сосредоточившись принципиально на новых технологиях создания и сборки на орбите массивных модульных конструкций.
Конкуренции в этом направлении – освоение ближнего космоса, создание долгосрочных орбитальных станций – у Роберта Бигелоу нет. Его коллеги решают более приземленные задачи, сосредоточившись на доставке людей и грузов на орбиту.
И здесь безусловным лидером гонки стала компания SpaceX, основанная всего 10 лет назад в 2002 году Элоном Маском, одним из создателей системы PayPal. SpaceX удалось спроектировать, построить, испытать и уже довести до коммерческой эксплуатации первый в истории частный космический корабль, который доставляется на орбиту первой частной космической ракетой Falcon. 25 мая 2012 года созданный SpaceX корабль «Dragon» впервые пристыковался к МКС. А в октябре этого года совершил первый коммерческий полет к МКС, доставив на орбиту полезный груз и вернув обратно на землю результаты экспериментов и отработавшее оборудование. NASA предполагает использовать «Dragon» вместо шаттлов и SpaceX уже получила контракт на 1,6 млрд. долларов на доставку и возвращение с орбиты полезных грузов.
Корабль «Dragon» разработан сразу в нескольких модификациях – он может доставлять на орбиту 7 человек (астронавтов или туристов), 4 человека и 2,5 тонны грузов или 3,5 тонны грузов. Кроме того разработана модификация для автономных полетов «DragonLab». Первые коммерческие полеты осуществляет пока грузовая модификация. Уникальность «Dragon» также в том, что он возвращает на землю последнюю разгонную ступень, которая является частью его конструкции. Тем самым SpaceX экономит на повторных запусках немалые средства.
"Dragon", если понадобится, сможет доставлять туристов на орбитальную станцию Бигелоу и забирать их обратно. Приземляется корабль также, как и российские «Союзы» – в свободном падении с раскрытием парашютов на финальном участке траектории приземления. Только «Союзы» целятся в казахстанскую степь, а «Dragon» приводняется в Тихий океан недалеко от побережья Калифорнии. Перегрузки одинаковые, только на «Dragon» с орбиты могут возвращаться сразу 7 человек. Вместительность, скорее всего, позволит детищу SpaceX стать со временем (когда будет отработано использование пилотируемой модификации корабля) спасательной «шлюпкой» для экипажа МКС на случай непредвиденных ситуаций на станции.
Для туристов «Dragon» будет скорее средством добраться до космической станции или отеля с целью провести там неделю или две – корабль не предназначен для коротких баллистических полетов, их стоимость будет слишком высокой с учетом расходов на старт ракеты-носителя.
На сегмент коротких полетов в космос претендуют Scaled Composites и Virgin Galactic. Компанию Scaled Composites возглавляет известный авиаконструктор Берт Рутан (финансирует ее Пол Аллен- один из основателей Microsoft). Рутан разработал надежную систему доставки человека к границе космоса – на высоту 100-120 км. Эта система уже испытана, более того, выиграла Ansari X-Prize – приз в 10 млн. долларов за создание корабля, который сможет дважды с интервалом в 2 недели в пилотируемом режиме подняться в космос и вернуться на Землю без повреждений.
В системе Scaled Composites используется самолет-носитель White Knight Two (гигантская экономия по сравнению с ракетными пусками) и космический корабль-самолет SpaceShipTwo. Носитель поднимает корабль на высоту примерно 20 км, где происходит расстыковка. Включаются разгонные двигатели, и SpaceShipTwo практически вертикально устремляется к границе атмосферы. Поднимаясь на высоту 100-120 км, корабль около 3 минут парит в невесомости, находясь на верхней точки параболы своей баллистической траектории, затем снова возвращается в атмосферу и садится на космодром как обычный самолет. Особенностью полета является обратный вход в атмосферу – корабль падает хвостом вперед в вертикальном положении со сложенными под определенным углом крыльями. Это решение позволяет эффективно тормозить, избегая излишнего разогрева корпуса, при этом сохраняет абсолютную управляемость корабля. Снизившись до определенной высоты, крылья принимают нормальное положение и корабль планирует к точке возвращения как обычный самолет.
Весь полет на SpaceShipTwo будет занимать от силы 3 часа и стоит 200 тыс. долларов. Билеты активно продаются уже давно и по некоторым данным в очереди на то, чтобы посмотреть на Землю с высоты 120 км стоит уже более 3 тыс. обеспеченных землян. Билеты они купили у Virgin Galactic во главе с основателем компании Ричардом Брэнсоном. Эта компания является партнером Scaled Composites – Virgin Galactic взяла на себя весь маркетинг и логистику совместного космического туристического предприятия. Она же построила космодром в пустыне Мохаве, где обкатываются космолеты. Однако обещанные массовые старты в 2012 году к звездам так и не начались. Несмотря на то, что еще в конце мая компаньоны получили разрешение Федерального авиационного агентства США на полеты SpaceShipTwo. Официальные лица Virgin Galactic от официальных комментариев о причинах задержек отказываются.
Некоторое несоблюдение сроков начала массового вывоза туристов на орбиту на фоне той работы и затрат, которые уже проделаны частными компаниями в области освоения космоса, не должны сильно расстраивать. Очевидно, что полеты вот-вот начнутся, и с каждым годом этот аттракцион будет предлагать обеспеченной аудитории все более интересные и неожиданные развлечения. Например, в прайсе некоторых компаний, работающих в зарождающемся секторе космических услуг, уже есть строка «выход в открытый космос». Текущая цена – 15 млн. долларов. А компания Golden Spike объявила в начале декабря о готовности отправить на Луну через несколько лет приличную туристическую группу – запланировано около 20 полетов, в каждом рейсе 1 пилот и 2 туриста. Американская и советская космические программы отработали надежную конструкцию кораблей, которые могли бы использоваться для таких полетов к Луне.
С учетом того, что преодолеть земное притяжение становится все проще технологически (появляются разные варианты доставки на околоземную орбиту), а экономически это удовольствие становится доступно не только крупным компаниям, но и наиболее обеспеченным частным лицам, подобные амбиции уже не удивляют. Время, когда космос принадлежал только государствам, безвозвратно уходит в прошлое прямо на наших глазах. Не исключено, что на Луну вернутся уже не государства, а частники и именно они построят первые лунные базы и начнут добывать там и транспортировать на Землю полезные ископаемые.
Уже очевидно, что достаточно скоро по меркам современного технологического общества околоземное пространство будет активно использоваться для коммерческих исследований и производств, невозможных в силу разных причин на Земле. То, что сегодня все технологии частного освоения космоса принадлежат американским компаниям, которые так или иначе контролируются государством (хотя бы находятся под надзором соответствующих органов) – скорее временный фактор. Как мы видим на примере iPhone или любых других технологий, высокотехнологичные разработки достаточно быстро копируются, если они сулят миллиарды. Как в любом другом бизнесе, можно, в конце концов, просто переманить группу инженеров деньгами. Частные финансовые ресурсы для того, чтобы повторить успехи американцев в деле негосударственного освоения космоса есть во многих странах от Мексики до Китая, включая, конечно, и Россию. Это вопрос скорее личных приоритетов и амбиций.
Заметки на полях
Согласно классификации Международной федерации аэронавтики, космическим считается полет, высота которого превышает 100 км (линия Кармана).
Суборбитальный космический полет — полет летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической (28 400 км/ч, 7,9 км/с), то есть когда скорости недостаточно для вывода аппарата на орбиту искусственного спутника Земли.
Орбитальный космический полет – это полет на высоту более200 км. Именно на эту высоту – от 200 до300 кмвыполняется большинство космических полетов. На таком удалении от Земли летала до прекращения программы «Спейс Шаттл» Международная космическая станция (по баллистическим причинам шаттлы могли летать к МКС лишь на высоту до300 км). Сейчас высота ее орбиты около 400 км.
Космические туристы
Первым космическим туристом – то есть гражданским лицом, не имеющим к космическим полетам никакого отношения – должна была стать американская учительница Кристи Маколифф. Она погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году.
Первым космическим туристом, побывавшим в космосе, стал Тоёхиро Акияма (Япония). В 1990 году в честь своего 50-летия японская вещательная корпорация TBS оплатила его полет на орбитальную станцию «Мир». В 1991 году на станции «Мир» побывала первая женщина-турист – Хелен Шармен. В числе 13 тыс. британцев она приняла участие в отборе участника космического полета в рамках советско-британской программы «Джуно» и победила в нем. Тоёхиро Акияма стал первым профессиональным журналистом, побывавшим в космосе, а Хелен Шармен – первым космонавтом из числа химиков-технологов кондитерской фабрики. Свои билеты в космос японец и британка получили бесплатно. Расходы понесли TBS и британское правительство.
Отсчет космических туристов, самостоятельно оплативших свой полет на орбиту, принято вести от гражданина США Денниса Тито, он находился на Международной космической станции с 28 апреля по 6 мая 2001 года. После него на МКС побывали еще 7 туристов, выложивших за недельное пребывание на орбите от 20 до 35 млн. долларов – это Марк Шаттлворт, Грегори Олсен, Ануше Ансари (женщина), Чарльз Симони (слетал на МКС дважды в 2007 и 2009 годах), Ричард Гэрриот, Ги Лалиберте. Шесть из восьми космических туристов были гражданами США.
Следующим – девятым – космическим туристом, скорее всего, станет известная британская певица Сара Брайтман. Ее полет намечен на 2013-2014 годы. Контракт, судя по отсутствию четких сроков полета и тому, что исполнительница пока не приступила к тренировкам, еще не подписан. Брайтман заплатит рекордную сумму за свой полет – 40 млн. долларов.
Туристический космофлот
Дальше и успешнее всех в создании дешевого многоразового средства доставки в космос и возвращения на Землю космических туристов продвинулась компания Scaled Composites. Именно ее аппарат SpaceShipOne в 2004 году выиграл знаменитый конкурс «X Prize» с призом в 10 млн. долларов. Чтобы победить, нужно было в течение двух недель на одном и том же аппарате совершить два пилотируемых суборбитальных космических полета. Между полетами можно было заменить не более 10% деталей корабля и долить топливо. Аппаратом должен был управлять живой пилот и еще двое человек должны были быть в кабине (пассажиров можно было заменить на равный их весу груз). Первый зачетный полет SpaceShipOne совершил 29 сентября 2004 года, поднявшись на высоту102,93 км. Второй полет был совершен уже через 5 дней – 4 октября корабль побывал на высоте более 112 километрови благополучно приземлился.
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА