О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

В Финляндии энергоблок атомной станции остановили из-за поломки

В Финляндии приостановили работу энергоблока атомной электростанции  «Ловииса» из-за неисправности,  сообщает компания-оператор Fortum

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Последняя гавань

Комментариев: 0

 Алексей Михайлов, "Российская газета"


 Старение российских ледоколов ставит атомщиков и моряков перед необходимостью не только обновлять флот с ядерными энергоустановками, но и решать проблему утилизации ледоколов, отслуживших свое. Руководство "Атомфлота" заключило первый контракт на разработку плана утилизации атомных ледоколов проекта 1052 типа "Арктика".

 Эта задача оказалась далеко не так проста, как предполагалось вначале. Выступая на недавнем заседании рабочей группы Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка заявил, что утилизировать ледоколы отнюдь не проще, чем подводные лодки. В определенной степени - даже сложнее, поскольку на ледоколе гораздо больше различных горючих веществ, и все это существенно затрудняет работу.

Через семь лет из атомных ледоколов, заложенных в Советском Союзе, останется в строю только один - "50 лет Победы", крупнейший в мире, строительство которого заняло в общей сложности около 18 лет. В холодный отстой уже выведены атомные ледоколы "Сибирь" и "Арктика". Из их энергоустановок выгружены все радиоактивные отходы и даже слита и переработана вода из контуров ядерных реакторов. Атомоход "Советский Союз" теоретически еще может работать, но фактически он тоже выведен в отстой, и в ближайшее время о продлении срока его эксплуатации речь не ведется. "Россия" встанет на свою последнюю стоянку в 2013 году, "Ямал" - в 2020-м, а "50 лет Победы" будет работать как минимум до 2024 года, сообщил заместитель генерального директора "Атомфлота" по базированию и спецпроизводству Константин Князевский. При этом сроки утилизации только трех наиболее старых ледоколов выглядят довольно затянутыми, считают эксперты.

 В частности, "Сибирь" предполагается утилизировать в 2016-2017 годах, "Арктику" - в 2018-2019-м, а "Россию" - в 2019-2020 годах. Эти сроки определены подпрограммой по обеспечению ядерно-радиационной безопасности на 2016-2020 годы, входящей в программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".

- Безусловно, какие-то вопросы можно решить быстрее, - добавляет заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка. - Но, к сожалению, проволочек здесь не избежать. Одна из главных сложностей - трудовые ресурсы. Можно, казалось бы, найти две-три тысячи человек и начать утилизацию, но негде взять такое количество специалистов, да еще в короткие сроки.

Кроме всего прочего, такая работа потребует огромных расходов. По различным экспертным оценкам, исходя из цен нескольких прошедших лет, утилизация только одного атомного ледокола обойдется примерно в 1,3 миллиарда рублей. Но и эта цена весьма приблизительна, поскольку проекта утилизации пока нет. Его разработку предполагается завершить к концу 2013 года. И уже сейчас возникают сложности, которые связаны с нормативной базой, отметил Константин Князевский.

 Например, для утилизации подводных лодок было создано достаточно много нормативов, которые можно лишь частично применять для гражданского флота. Специализированные нормативы для разделки атомных ледоколов еще никто не разрабатывал, и когда этот пробел будет ликвидирован - сказать сложно.

Не менее важен вопрос утилизации плавучих технических баз (ПТБ) обслуживания атомного ледокольного флота, которые используются сейчас в качестве хранилищ отработанного ядерного топлива. Утилизация плавтехбазы "Лепсе" уже началась, теперь предстоит решать проблему с ПТБ "Лотта" и "Володарский". Эта задача тоже требует создания комплекса для доставки топлива в губу Андреева и Гремиху. По словам Константина Князевского, это будет своеобразный "ядерный остров" в районе 5-го причала "Атомфлота".

- Сейчас там ведутся работы по реконструкции: прокладываются железнодорожные пути, устанавливается кран, - добавил он. - Комплекс будет представлять сеть объектов, состоящую из берегового поста загрузки, 5-го причала и нового крана КОНЕ грузоподъемностью до 100 тонн.

Фактически "ядерный остров" - это региональный пункт по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Все объекты обращения с ОЯТ будут объединены в единый комплекс, обеспеченный дополнительной защитой. Это поможет улучшить контроль как за физическим доступом, так и за радиационной безопасностью. Из федерального бюджета РФ в этот проект вкладывается примерно 1,2 миллиарда рублей, а техническая помощь зарубежных партнеров составила примерно 220 миллионов долларов. Чтобы завершить создание комплекса, требуется провести ряд серьезных работ. В частности, предстоит создать систему экологического мониторинга. По этому поводу уже ведутся предконтрактные переговоры с Норвегией о предоставлении технической помощи, размер которой составит около 100 тысяч евро.




Опубликовано в РГ (Экономика Северо-Запада) N5934 от 13 ноября 2012 г.


 



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА