О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 005.11.2012
|
Как провожают ледоколы... Марш «Прощание славянки» на пару минут прерывает заседание рабочей группы общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, которое проходит на «Атомфлоте». - «Россия» отходит. Провожаем, - поясняют хозяева. - В эксплуатации сейчас находятся пять атомных ледоколов. «Россия» буквально в эти минуты отправляется в Арктику, «Ямал» стоит на перезарядке, «50 лет Победы» работает на трассе Севморпути, «Вайгач» готовится к выходу на трассу в осенне-зимнюю навигацию, «Таймыр» - в длительном ремонте, - по-хозяйски инвентаризирует «конюшню» первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - Еще есть «Советский Союз». Но он сейчас находится в отстое, и на ближайший год его восстановление не рассматривается. Это связано с загрузкой на трассах... Однако гостей интересует несколько иное. - Создание на территории предприятия так называемого ядерного острова, участие «Атомфлота» в большой программе, связанной с реабилитацией береговых технических баз в Гремихе и губе Андреева, - конкретизирует их интерес секретарь общественного совета Сергей Жаворонкин. Что касается «ядерного острова», то это только звучит страшновато. На самом деле, речь идет о концентрации всех радиоактивных материалов, отходов и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в локальной зоне внутри самого предприятия. Об этаком сейфе, где будет осуществляться повышенный контроль - как радиационный, так и физический. В него войдут береговой пост загрузки ОЯТ, обновленный пятый причал и новый 100-тонный портальный кран. Причал в настоящее время реконструируется, кран монтируется. О перевалке через «Атомфлот» отработавшего ядерного топлива наша газета уже рассказывала своим читателям. Да и главная тема встречи была несколько иная. Ведь это первое заседание рабочей группы по комплексу проблем, связанных с утилизацией атомных ледоколов и судов атомного технологического обеспечения. Вообще говоря, члены совета на «Атомфлоте» частые гости. Особое внимание общественности к этому предприятию вполне понятно: его производственные мощности находятся фактически в городской черте Мурманска. А значит, здешний мирный атом для сотен тысяч северян, что называется, ближе всего к телу. Но нужно при этом отдать должное и руководству «Атомфлота», которое всегда демонстрирует открытость, не оставляя без внимания ни одно обращение и без ответа ни один вопрос дотошных общественников. О профессионализме персонала предприятия я уже и не говорю. Еще один повод упомянуть о нем представился и во время прошедшей встречи. Да, «Атомфлоту» опять есть чем похвастаться: «Ямал» отработал более десяти лет без срабатывания аварийной защиты. Иначе говоря, за целое десятилетие бдительная и порой склонная к панике электроника ничего не заподозрила. Событие уникальное. Кстати - хвастаться так уж хвастаться! - частота срабатывания аварийной защиты на атомоходах не превышает соответствующих показателей на атомных электростанциях. Но те расположены на берегу, а ледоколы бороздят морские просторы, то есть находятся в более жестких условиях эксплуатации. Как говорится, выводы делайте сами. И все же, как и люди, атомные богатыри с годами стареют. Отслужившие свое «Арктика» и «Сибирь» уже переведены в холодный отстой. Если не будут приняты решения о продлении ресурса, в будущем году будет выведена из эксплуатации «Россия», в 2014-2015 годах та же участь должна постигнуть «Таймыр» и «Вайгач», а спустя еще пять лет - «Ямал». «Советский Союз», повторюсь, уже в этом году фактически выведен из эксплуатации. Но поставить атомоход на прикол, даже выгрузив при этом топливо, лишь часть дела. Его нужно утилизировать. С учетом ядерной энергетической установки сделать это весьма непросто и, скажем прямо, недешево. - В прошлом году разработана концепция утилизации атомных ледоколов. В этом году мы планируем заключить контракт на разработку непосредственно проекта таких работ, - сообщил Мустафа Кашка. Работы эти, как пояснил заместитель генерального директора «Атомфлота» Константин Князевский, делятся на три этапа: выгрузка топлива, перевод в холодный отстой и собственно утилизация. Ориентировочные планы таковы: «Сибирь» должна пойти «на иголки» в 2016-2017 году, «Арктика» - в 2018-2019-м, «Россия» - в 2019-2020-м... Хотя вдруг «Арктику» все же удастся спасти? Об идее превращения легендарного атомохода в музей и постановке его на вечную стоянку в Петербурге или, скажем, Кронштадте наша газета уже рассказывала. Хорошо бы... Однако вернемся к вопросам радиационной безопасности. При грядущей утилизации атомоходов рассматриваются четыре варианта плавучих и неплавучих блок-упаковок реакторных отсеков. В любом из них конечная упаковка будет поставлена на стапель для дальнейшего сухого хранения. Где? По-видимому, в пункте длительного хранения «Сайда». Впрочем, даже при принятии каких-либо иных технологических решений суть самого процесса не изменится. В очень упрощенной форме он будет выглядеть так: из ледокола извлекут топливо, реакторный отсек поместят в некий контейнер для хранения, а корпус судна разрежут на металл. Столь просто это, конечно, только на бумаге. - Мы сами сначала считали, что ледоколы утилизировать будет проще, чем, скажем, атомные подводные лодки. К сожалению, это оказалось не так, - развел руками Мустафа Кашка. Не определены пока и суммы, в которые все это выльется. По экспертным оценкам (они, повторюсь, весьма приблизительны), речь идет об 1,3 миллиарда рублей. Но возможно, что на практике сумма и удвоится. Звучит даже цифра в 3 миллиарда. Как говорится, поживем - увидим. Понятно, что в таких вещах главное - безопасность, а не экономия. Пока же не стоит забывать о том, что утилизации ждут не только атомные ледоколы, но и суда атомного технологического обеспечения. О работах по утилизации плавтехбазы «Лепсе» мы уже подробно рассказывали читателям. Чуть больше месяца назад это судно покинуло территорию «Атомфлота» и ушло к своему последнему причалу на СРЗ «Нерпа». - Это великий день. И прежде всего для мурманчан, - так в разговоре со мной оценил тогда это событие президент экологической организации «Беллона» Фредерик Хауге. - Проект «Лепсе» создает прецедент: если «Атомфлот» демонстрирует подобную открытость, почему бы и другим атомным структурам не открыть свою информацию? «Лепсе» - своего рода ледокол, который помог начать многие другие проекты. Это пример плодотворного сотрудничества специалистов-атомщиков и экологов. Что ж, можно добавить, что уже разработаны проекты утилизации плавтехбаз «Володарский» и «Лотта». Связанные с этим работы ориентировочно должны начаться в 2013-м и 2014 году соответственно. Ну а за ними, повторюсь, последуют и ледоколы. Здесь в материале можно было бы поставить точку. Но, говоря об атомном флоте и судах, внесших неоценимый вклад в освоение Арктики, не хочется заканчивать в миноре. - В августе был подписан контракт на строительство нового атомного ледокола, - напомнил Мустафа Кашка. - Это ледокол нового проекта, большей мощности и с новыми характеристиками. В среднесрочном проекте бюджета страны предусмотрено начать финансирование с 2014 года строительства второго ледокола и с 2015 года - третьего. Таким образом, в России возрождается атомное судостроение. Что ж, жизнь продолжается. На смену исполнившим свой технический долг перед людьми атомоходам придут новые богатыри. И уже для них будет звучать на причале «Прощание славянки». Игорь ЯГУПОВ |
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА