О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Удержалась на плаву

Комментариев: 1

http://expert.ru

Вадим Пономарев

 Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и государственный концерн «Росатом» в ближайшие три года намерены достроить первую плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС).

 И, в перспективе, экспорт ПАТЭС в азиатские и ближневосточные страны может составить весомую часть доходов и ОСК, и Росатома. Однако, не факт, что ОСК сможет обеспечить «плавучими батарейками» даже саму Россию.

 Объединенная судостроительная корпорация и «дочка» Росатома - Росэнергоатом принципиально договорились о достройке первой российской плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Об этом журналистам после визита на Балтийский завод, где строится ПАТЭС, премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщил президент ОСК Андрей Дьячков.

 «Дмитрий Медведев обозначил нам срок - в течение 10 дней завершить согласительные мероприятия (с Росэнергоатомом - Эксперт online ) под контролем Минпромторга. Состоялись переговоры с Росэнергоатомом на тему достройки и стоимости завершения работ на ПАТЭС. Все принципиальные разногласия между нами сняты», - сообщил президент ОСК.

 ПАТЭС – интересное с технической точки зрения сооружение, обладающее хорошим финансово-экономическим потенциалом. По сути, эта большая атомная батарейка со сроком службы до 40 лет (три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок). В основе плавучей атомной станции – две реакторных установки типа КЛТ-40С, которые хорошо себя зарекомендовали на советских атомных подводных лодках и атомных ледоколах. Будучи встроены в корпус гладкопалубного несамоходного судна ледового класса, они способны генерировать 70 МВт электрической мощности или 280 гигакалорий в час тепла. Поэтому основное назначение ПАТЭС – служить генератором электроэнергии в тех зонах побережья, где по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно строить мощные электростанции, работающие на других источниках электроэнергии. Например, в закрытом городе Вилючинске на Камчатке, где располагается одна из основных баз российского атомного военного флота.

 Еще одно замечательное свойство ПАТЭС – она может работать как мобильный опреснитель. Полвека назад проблема недостатка пресной воды в мире ассоциировалась, прежде всего, с Африкой. Однако, уже через два поколения людей с нехваткой пресной воды, прежде всего, для нужд промышленности, вплотную столкнулись страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. А еще через полтора-два десятка лет, по мнению директора по технической политике и развитию энергохолдинга «РусГидро» Расима Хазиахметова, пресная вода может стать в мире ресурсом № 1, потребность в котором может превысить даже потребность в углеводородах (жажду нефтью не утолишь). Поэтому в 1995 году объем мирового рынка опреснительного оборудования оценивался в 3 млрд. долларов в год. А в 2015 году, по оценке МАГАТЭ, он составит уже 12 млрд. долларов в год и будет расти опережающими темпами.

 Плавучая же атомная станция типа «Академик Ломоносов», которая сейчас строиться в Санкт-Петербурге, может в сутки опреснять от 40 до 240 тыс. тонн морской воды, причем себестоимость этой воды намного ниже, чем полученной с помощью источников, работающих на других видах топлива. Однако, все эти благости, получаемые с помощью российских ПАТЭС, пока существуют только теоретически. Практически же первая плавучая станция, которую начал строить Росатом в 2006 году, должна была быть запущена в эксплуатацию еще в прошлом году. Но сначала атомной корпорации не понравились темпы ее строительства на северодвинском «Севмаше» и она передала дальнейшее исполнение этого заказа на «Балтийский завод», контролируемый корпорацией Сергея Пугачева. Однако, вскоре «Балтийский завод» очутился в двусмысленном положении, и, в конце-концов, перешел под контроль государственной «Объединенной судостроительной корпорации». И ОСК заявила, что готова достроить ПАТЭС, но для этого судостроителям надо больше 7 млрд. рублей. «Росатом» согласен максимум на 6 млрд. руб. «Те деньги, которые объявляет ОСК по достройке судна кажутся нам избыточными, в сравнении с тем объемом, что надо сделать. Мы не собираемся сдавать памятник под названием ПАТЭС, поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы ОСК и Балтзавод провели работу по снижению стоимости достройки и мы ведем на эту тему содержательный диалог. Мы считаем, что для нас точка окупаемости по проекту на достройку составляет 6 миллиардов рублей», - заявил в начале октября РИА Новости глава Росэнергоатома Евгений Романов.

 Готовность станции, по данным «Балтийского завода» - 65%. До конца недели ОСК и «Росэнергоатом» пообещались согласовать окончательную цену контракта на достройку ПАТЭС на мощностях фактического правопреемника «Балтзавода» - «Балтийский завод-Судостроение» . И у аналитиков нет сомнений в том, что в течение ближайших трех лет «Академик Ломоносов» будет достроен, испытан и, может быть, даже отбуксирован к месту своей первой промышленной выработки электроэнергии. И Росатом по-прежнему собирается серийно производить на российских верфях такие «атомные батарейки». «Несмотря на определенные трудности, с которым столкнулся проект на старте, мы не отказываемся от дальнейшего строительства плавучих АЭС. Спрос на них есть как внутри страны, так и за рубежом» - подчеркнул в начале сентября Евгений Романов. Вопрос только в том, способны ли российские судостроители в срок и надлежащего качества строит необходимое Росатому количество ПАТЭС. Причем, вопрос даже не в цене, а в физической возможности судостроительной корпорации строить плавучие атомные станции серийно.

 Строить ПАТЭС ОСК может только на двух верфях: «Севмаше», который специализируется на строительстве атомных подводных лодок, и «Балтзаводе», на котором строились все советские атомные ледоколы. Но и та, и другая верфь, к вящей радости судостроителей, сейчас «по маковку» загружаются оборонными заказами и близкими к ним заказами на изготовление судов и кораблей арктического класса . Поэтому серийное изготовление ПАТЭС на этих верфях, очевидно, будет возможно в «третью очередь» - после выполнения оборонного и арктического заказов. Парадокс в том, что за это время место российских плавучих атомных станций на мировом рынке вполне могут занять китайские, корейские и японские атомщики.



Комментарии Оставить свой комментарий

  • Арабский А.Н. 15.10.2012

    Откуда постоянно выплывает эта цифра - 6 миллиардов рублей? Сами строители атомного "корыта" давно называют иную цену:28-30 млрд.руб. Не может глава Росатома Кириенко С.В. про это не знать.

Оставить свой комментарий

ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА