Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Дональд Трамп планирует заказать 40 больших ледоколов, но американская судостроительная промышленность уже несколько десятилетий пребывает в упадке, пишет WSJ. США уже много лет не могут построить даже одного ледокола, в то время как у России их сорок, а Китай активно расширяет флот.
Корабль Polar Star (“Полярная звезда”) Береговой охраны США — это гигантское судно весом 13 тысяч тонн, способное пробивать арктический лед толщиной более 6 метров. Но это единственный по-настоящему всепогодный американский ледокол для круглогодичной эксплуатации, и ему скоро стукнет полвека.
В ускоряющейся глобальной гонке в Арктике ледоколы — важнейший инструмент для открытия торговых путей, добычи ресурсов и демонстрации военной мощи. США и их союзники значительно отстали от России, а Китай стремительно набирает обороты благодаря крупнейшей в мире судостроительной отрасли.
Президент Трамп дал понять, что хочет вернуть Арктику на первое место в списке американских приоритетов. Он заявил, что США необходимо взять под контроль Гренландию ради национальной безопасности, и пообещал, что Береговая охрана расширит свой ледокольный флот.
“Мы собираемся заказать штук 40 больших ледоколов для Береговой охраны. Немаленьких”, — заявил Трамп в прошлом месяце.
Но сделать это будет непросто. США уже много лет не могут построить даже одного ледокола для проводки других судов через льды. Даже если Трампу удастся собрать политическую волю и средства на столь масштабное строительство, США придется вдохнуть новую жизнь в свою захиревшую судостроительную промышленность, которая пребывает в упадке уже несколько десятилетий.
Между тем у России уже имеется 40 ледоколов, и строятся новые гигантские атомоходы. Китай находится в 1 500 километрах от Полярного круга, однако и у него имеется целых четыре ледокола. По словам экспертов, его первый отечественный атомный ледокол может быть представлен уже в этом году.
В последние годы на Россию обрушилась целая вереница неудач. Санкции из-за конфликта на Украине ограничили ей доступ к комплектующим и технологиям, необходимым для строительства ледоколов, — в частности, двигательным установкам и радиолокационному оборудованию. Строящийся атомный ледокол под названием “Россия” отстал от графика на три года. Но у Москвы сохраняется огромное преимущество и накоплен большой опыт работы в Арктике.
Как и в других областях, Россия активно привлекает инвестиции и технологическую поддержку Китая, еще больше подогревая интерес Пекина к Заполярью. Один из своих последних ледоколов китайская верфь построила всего за два года. Хотя новый американский ледокол принадлежит к более тяжелому классу, чем китайское судно, строительство началось лишь недавно, спустя целых пять лет после заключения контракта.
Ломая толстый арктический лед
Ледоколы незаменимы для поддержания присутствия в Арктике. Даже несмотря на глобальное потепление, открывающее новые фарватеры, регион остается практически недоступным для судов без ледокольного сопровождения в течение всего летнего периода, за исключением одного или двух месяцев.
Судоходство вокруг Гренландии, крупнейшего острова в мире, по-прежнему опасно из-за тяжелых ледовых условий. На острове находится одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений цинка в Заполярье, но фьорд, где оно располагается, почти весь год затянут льдом.
“Без ледоколов мы не сможем даже добраться до местности, не говоря уже о том, чтобы добиться там постоянного присутствия”, — сказала старший советник по арктической политике береговой охраны США Шеннон Дженкинс, которая курирует ледокольный вопрос.