На заводе «Метмаш» в городе Боре Нижегородской области испытали первую партию 10‑тонных якорей Холла для «Якутии» и «Чукотки». Издание «Страна Росатом» уточнило, что это за якоря, почему так названы и зачем атомным ледоколам оборудование, которое нельзя использовать во льдах.
До 1880‑х годов якоря ковали, а их лапы крепили к веретену на стержне-болте. Кованые конструкции с годами ржавели. Приходилось их разбирать, отбивать ржавчину, смазывать и снова собирать. Нередко в критическую минуту болт ломался.
Замену этой конструкции в 1885 году предложил англичанин Холл из Шеффилда. Его изобретение лишило работы кузнецов. Коробку якоря с подвижными по оси лапами стали отливать, а не ковать. Такой якорь падает плашмя на дно, а когда цепь натягивается, таща за собой веретено, лапы зарываются глубоко в грунт и надежно удерживают судно.
Первые якоря Холла изготовили в 1888 году. Они были прочнее и дешевле обычных, и за счет того, что теперь их можно было делать из чугуна и стали, и за счет технологической простоты литья. В 1890‑м британское Адмиралтейство испытало 15 разных моделей. Якорь Холла быстрее всех закреплялся на дне — корабль не успевал пройти и 30 м. Войдя с первого раза в грунт, якорь уже не менял своего положения все 20 минут испытаний.
В СССР якорь Холла был основным якорем для кораблей ВМФ. На суше его часто можно увидеть в качестве памятника военным морякам.
В январе «Метмаш» выиграл тендер на поставку шести якорей Холла массой 10 т каждый для Балтийского завода. Ими укомплектуют ледоколы «Якутия» и «Чукотка».
«Производство, разумеется, начинается с разработки документации. Затем изготовление оснастки, формовка, литье, очистка. В марте мы испытали лапы первой партии из трех якорей Холла. Шеститонные детали сбрасывали с высоты 4 м на стальную плиту. После испытаний их обстукивали молотком для выявления трещин и пустот. Чистый металлический звук подтвердил отсутствие дефектов», — рассказывает директор по производству «Метмаша» Роман Желонкин.
С высоты сбрасывали и веретена, а на цепопробном стане (стенд для проверки цепей на прочность) в течение нескольких минут растягивали скобы. Все испытания завершились успехом. В ближайшее время первые три якоря отправят из Бора в Санкт-Петербург на спецавтомобилях. Следующую партию планируют отгрузить во втором квартале.
«Атомные ледоколы оснащают двумя становыми (устанавливаемыми в носовой части судна) якорями Холла. Третий, запасной, хранится на борту либо на берегу, — объясняет капитан-наставник отдела безопасности мореплавания «Атомфлота» Андриян Беликов. — Некоторые эксперты говорят, что эта модель устарела. Я так не считаю. Более того, якорь Холла самый надежный и подходящий для атомных ледоколов. Срок его службы не ограничен. Для поддержки рабочего состояния достаточно раз в два года дефектовать якорную цепь — проверить стопора, то есть детали для закрепления цепи при стоянке на якоре, соединительные звенья, выработку их металла. В условиях рейса поменять якорь теоретически можно, но есть определенные трудности, поэтому замену якоря и цепи проводят в доках».
Якорь Холла ледокол использует только на чистой воде. Для ледовых стоянок применяют якоря, которые вставляются в лунки во льду.
«Для постановки на якорь Холла основные параметры, помимо гидрометеорологических и навигационных условий, — характеристика грунта и глубина, — продолжает Андриян Беликов. — У ила, песка, глины и гальки свои показатели держащей силы грунта. Оптимальны для постановки на якорь глубины 25–30 м. Длина вытравленной в воду якорной цепи должна равняться четырем-пяти глубинам моря. Если глубина 25 м, то длина вытравленной цепи — не менее 100 м. Общая длина цепи — порядка 275 м. До воды цепь вытравливают якорной лебедкой, дальше она спускается под тяжестью собственного веса. Выбирание якоря с грунта осуществляется при помощи электрического якорного шпиля, который поднимает якорную цепь на борт в цепной ящик. Шпиль тянет ледокол по воде за цепь до точки, где находится якорь. По мере приближения цепь меняет угол по отношению к якорному клюзу (элементу корпуса судна, предназначенному для проводки цепи и размещения в нем якоря). В момент отрыва от грунта якорь смотрит вертикально вниз. Когда он оторван, капитан должен быть готовым к дрейфу судна и дает хода для удержания атомохода на одном месте».