Уже несколько месяцев газетно-журнальный мир по обе стороны Атлантики гудит, как растревоженный улей.
Весь бизнес международной группы Forbеs как будто бы скупил кандидат медицинских наук, то есть эскулап по основному образованию, он же - бывший генеральный директор ВВЦ-ВДНХ и просто образцовый зять Рамазана Абдулатипова Магомед Мусаев. И влиятельная The Washington Post ранее сообщала, что выкупить всю медиагруппу вознамеривался владелец российского Forbes Магомед Мусаев.
Эти слухи роем ходили несколько месяцев. И, наконец, пошли сообщения, что продажа глобального Forbes сорвалась после сообщений именно о покупателе из Российской Федерации.
Таким образом, владелец глобальной версии журнала Forbes холдинг Integrated Whale Media сообщил об отмене продажи группе инвесторов во главе с предпринимателем Остином Расселом (США).
Забегая вперед, напомним, что молодой, но ранний миллиардер Рассел - человек из близкого окружения Магомеда Мусаева.
Также напомним, что "заложить" амбициозного зятя Абдулатипова в неумеренных аппетитах мог его "заклятый друг", сенатор Сулейман Керимов, поскольку между двумя этими молодцами идет тягучий судебный процесс.
Остается добавить, что представитель Forbes Билл Хэнкс уже сообщил The Washington Post, что соглашение расторгнуто.
В шокирующих деталях разбирался корреспондент The Moscow Post.
"Лицо сделки"
Молодой миллиардер Остин Рассел тоже поспешил сообщить, что контракт расторгнут в интересах сторон.
По данным источников WP, предприниматель все лето пытался привлечь средства американских инвесторов, хотя у него были связи с иностранными инвесторами.
Остин Рассел, друг и партнер Магомеда Мусаева. Фото: https://www.forbes.com/austin-russell-youngest-self-made-billionaire-2021/#2630709a1fea
Как пишет дальше WP, объявленная в мае сделка вызвала вопросы из-за отсутствия у Остина Рассела опыта в медиаиндустрии и из-за суммы сделки, которая превышала совокупную стоимость продажи Time, Fortune и The Washington Post.
Еще редакция WP ознакомилась с несколькими аудио- и видеозаписями с участием Магомеда Мусаева. Бизнесмен из России называл Остина Рассела "лицом сделки". И просил держать в тайне свое участие. Но Магомед Мусаев, и Остин Рассел дружно опровергали всю информацию.
Магомед Мусаев в сердцах заявил журналистам WP, что любые предположения о том, что он контролировал сделку, являются "абсолютной чепухой и чудовищным мифом".
Язык мой – враг мой
Журналисты хорошо поработали, раскрыв всю интригу с возможной покупкой глобального Forbes.
И в этом очень помогло празднование дня рождения г-на Мусаева.
Магомед Мусаев собрал друзей в Нью-Йорке, чтобы отпраздновать свое 60-летие.
Магомед Мусаев. Фото: https://www.rbc.ru/technology_and_media/30/08/2018/5b87f15b9a7947e6704649d3
К празднеству присоединились и топ-менеджеры Forbes Media Group.
Владелец АС Рус Медиа (издатель Forbes Russia) Магомед Мусаев рассказал друзьям, что выкупил всю медиагруппу Forbes, сообщает The Washington Post (WP).
Фото: перевод публикации WP
Издание ссылается на аудиозаписи и видеозапись, сделанные за несколько дней до празднования 60-летия бизнесмена в Нью-Йорке. В мае сообщалось, что контрольный пакет акций Forbes купил американский миллиардер Остин Рассел, сумма сделки оценивалась почти в $800 млн.
Два бизнесмена знакомы несколько лет.
Согласно судебным документам, на которые ссылается WP, в 2016 г. Мусаев помог Расселу с получением стартовых инвестиций.
Фото: публикация WP
И, по словам людей, которые посетили юбилей, Остин Рассел объявил, что возглавляет сделку на 800 млн. долларов по покупке легендарного медиа-бизнеса Forbes.
Но за несколько дней до вечеринки Мусаев сказал своим коллегам, что он является покупателем Forbes, мол, заключил сделку всей жизни, согласно пяти аудиозаписям и одной видеозаписи, которые получили журналисты The Washington Post.
"Я только что купил глобальный Forbes", - сказал Мусаев одному из своих приятелей. -Ты понимаешь, когда у тебя в руках ключ от самого авторитетного мирового бренда, этот ключ даст мне доступ к любому", - твердил Мусаев.
В одной из записей Мусаев настаивал на том, чтобы его собственное участие не афишировалось.
"Я делаю это более тонко, я работаю не кувалдой и не скальпелем, а лазером"…
Общее дело
И стало известно и то, что 2016 г. Магомед Мусаев помог получить инвестиции в 20 млн. долларов компании Рассела Luminar. Но заявка Остина Рассела на Forbes привлекла внимание Комитета по иностранным инвестициям в США (CFIUS).
В письме от 9 августа сенатор Том Коттон и сенатор Марко Рубио призвали министра финансов Джанет Йеллен, которая возглавляет CFIUS, пересмотреть сделку, утверждая, что Рассел маскировался под ведущего покупателя.
И само заявление Рассела о том, что он планирует купить Forbes, было воспринято многими как сюрприз. То же самое можно сказать и о предложении, оценивающем Forbes в $800 млн, что на $200 млн больше, чем ожидаемая цена несостоявшейся сделки SPAC.
Некоторые медиа-аналитики также не согласились с ценой, отметив, что она больше, чем совокупная цена продажи The Washington Post, Fortune и Time.
Далее, в аудиозаписях Магомед Мусаев описывает приобретение Forbes как шанс повысить свой международный авторитет, но не хочет, чтобы его роль привлекала бы внимание.
"Главная цель - тишина и результат", - резюмировал Магомед Мусаев.
В интервью Мусаев настаивал и на том, что не обсуждал сделку ни с кем из российских официальных лиц, утверждая, что не был на родине последние 3 года.
От Мусаиба к Магомеду: или поросячьи бега в "Космосе"
Но теперь вернемся на несколько лет назад, дабы все-таки понять, как асклепий из Дагестана решился примерить на себя глобальный Forbes, не имея ни профильного образования, ни опыта работы в СМИ.
Напомним, что Мусаев - зять экс- главы Республики Дагестан (до октября 2017 г.) Рамазана Абдулатипова, женат на его дочери Заире Абдулатиповой.
Рамазан Абдулатипов. Фото: http://www.respublic.net/2018/08/27/
Рамазан Абдулатипов всегда помогал своему зятю. И благодаря дружбе с мэром Москвы Юрием Лужковым Абдулатипов пристроил Мусаева первым заместителем генерального директора на ВДНХ (ВВЦ).
На этом посту энергичный Мусаев прославился тем, что зарабатывал на аренде площадей ВДНХ: аренда стоила 17 долларов за кв. метр, а Мусаев собирал с арендаторов по 120 долларов оставляя разницу себе.
Еще он прославился тем, что устраивал поросячьи бега в павильоне "Космос", раздал своим землякам из Дагестана участки вокруг ВДНХ под строительство особняков.
Потом он продал скафандр Юрия Гагарина. И намеревался заполонить ВДНХ сетью шашлычных.
Павильон "Космос", ВДНХ. Фото: https://www.vao-moscow.ru/pavilon-kosmos-na-vdnh/
В это "звездное" для себя время г-н Мусаев очень любил раздавать интервью. И в беседе с корреспондентом "Российской газеты" он просто искрился: "Ну, разве могло быть случайным совпадением, что герой Владимира Зельдина в фильме "Свинарка и пастух" - дагестанец Мусаиб именно в Москве на ВДНХ встретил свою любовь - Глашу Новикову? А через 60 лет другой дагестанец - Мусаев возглавил ВДНХ в самое трудное время? Я думаю, что сама судьба дала мне шанс сделать все для того, чтобы обновлённая ВДНХ продемонстрировала мощь новой России…"
Но "обновление" ВДНХ закончилось для Мусаева плачевно, хотя он успел "дослужиться" до директора выставочного центра, но его поперли с должности, а новые начальники ВДНХ попросили Генеральную прокуратуру РФ проверить бурную деятельность зятя Абдулатипова. Об этом писал Life.ru.
В итоге выяснилось, что в 2007-2009 гг. государство потеряло более 1 млрд рублей из-за незаконной сдачи павильонов в аренду. Но до уголовного дело не дошло: Мусаев уже перебежал в мэрию Москвы. И возглавил Комитет по инновациям.
Абдулатипов с помощью Лужкова приложили максимум усилий, чтобы прокуратуры не добрались до г-на Мусаева.
Юрий Лужков. Фото: http://konkretno.org/pust-pamyat-torzhestvuet/
В 2013 г. для Магомеда Мусаева настал еще один "звездный час": Рамазан Абдулатипов создал при самом себе Стратегический совет, призванный реализовывать приоритетные проекты Дагестана.
Мусаев возглавил этот Стратегический совет, участвовал в распределении бюджетных миллиардов.
Позже г-н Мусаев выкупил у владельца ACMG Александра Федотова 100 % компании "АС Рус медиа", которая издаёт журнал Forbes.
Александр Федотов. Фото: https://www.syl.ru/article/457504/aleksandr-fedotov-glyantsevyiy-magnat
Но как же любитель поросячьих бегов заработал миллионы долларов? Официальный заработок Мусаева на ВДНХ составлял 160 тыс. рублей в месяц. В год - около 2 млн рублей. По информации Генеральной прокуратуры РФ, при Мусаеве мимо кассы ВДНХ прошел - как минимум- 1 миллиард рублей. Не исключено, что эти деньги осели в фондах Мусаева.
Эти уведенные миллионы с ВДНХ и стали стартовым капиталом?
Но, видимо, что-то перепало и в Дагестане тоже, во времена г-на Абдулатипова?
Суд с Сулейманом Керимовым
Многие эксперты тогда отмечали, что у нового совета Абдулатипова, который де-юре является общественной структурой с рекомендательными функциями, де-факто - полномочия уровня правительства республики по перераспределению финансовых потоков и имущества.
И в 2011 г. г-н Мусаев объявил себя венчурным инвестором и главой представительства международного фонда Global Venture Alliance (GVА).
В том же году в Москве было зарегистрировано ЗАО "Глобальный венчурный альянс", а вот компания GVA Inc. в штате Калифорния была зарегистрирована еще в 2005 году.
Размер фонда GVA первоначально составлял 10 млн долларов.
За два года капитал вырос более чем в десять раз.
Еще в то время г-н Мусаев через своего тестя вошел и в близкий круг миллиардера Сулеймана Керимова.
Сулейман Керимов. Фото: https://korenovsk-rc.ru/prezentacii/sulejman-abusaidovich-kerimov-ozhogi.html
В 2016 г. компания Мусаева Global Venture Alliance сделала инвестиции в 20 млн. долларов в Russell's Luminar, которая принадлежала Остину Расселу.
И сделала это от компании, которую контролировал г-н Керимов. В то время как эта сделка стала трамплином для других инвестиций в Кремниевую долину.
И несколько лет Керимов и Мусаев работали душа в душу. Именно при Абдулатипове г-н Керимов стал владельцем аэропорта в рамках частно-государственного партнерства, условия которого не были выполнены. Об этом сообщал The Moscow Post.
Г-н сенатор не заплатил ни обещанные 790 млн. рублей за аэропорт, не вложил 150 млн. рублей в реконструкцию.
Зато у Мусаева вдруг появилась недвижимость в Лондоне: Керимов и Мусаев стали соседями в одном из элитных районов британской столицы.
Друзья вместе с Германом Грефом. Фото: https://bondik-kids.ru/dom-sulejmana-kerimova
И все было хорошо, до весны 2021 года.
А сегодня структура, связанная с семьей сенатора Керимова, судится в США с Магомедом Мусаевым. Они поспорили о необходимости выполнять устное соглашение, которое касается распределения прибыли от инвестиции в стартап Luminar. Об этом свидетельствуют судебные документы штата Делавэр. Согласно судебным документам, доля в Luminar, все еще принадлежащая GVA Мусаева, теперь заморожена Казначейством США из-за санкций, которые позже были введены против г-на Керимова.
Компания Definition Services весной 2021 г. инициировала судебный процесс с компанией Мусаева. Спор касается доходов от продажи доли в компании – разработчике оборудования для беспилотных автомобилей Luminar Technologies.
Тестирование беспилотного автомобиля, на фото- Остин Рассел. Фото: https://goshope.one/ProductDetail.aspx?iid=203984669&pr=60.88
В 2016 г. Prosperity Investments LP (тоже структура семьи Керимовых) выделила $20 млн инвестиционному фонду GVA Auto, зарегистрированному в штате Делавер. Его задача была инвестировать в Luminar. В 2018 г. Prosperity Investments LP уступила свои инвестиции в GVA Auto компании Definition Services.
GVA Auto – один из крупнейших акционеров Luminar.
GVA Auto управляется компанией GVA Capital Мусаева.
Стартап Luminar Technologies Inc. основал Остин Рассел в Кремниевой долине в 2012 г., когда ему было 17 лет. В 2013 г. один из основателей PayPal Питер Тиль, выделил Расселу $100 000 на развитие стартапа. Поясним, что Luminar производит датчики для беспилотных автомобилей по технологии LIDAR, которые позволяют с помощью лазерного радара измерять расстояние. Преимущество компании в том, что их лидар видит на 250 метров.
В 2016 г. Керимов договорился инвестировать в GVA Auto через Prosperity Investments $20 млн. И назначил своего племянника Наримана Гаджиева директором Prosperity.
В 2017 г. к структуре семьи Керимовых в GVA Auto присоединился второй инвестор: 5% в проекте за $1,5 млн. приобрел Владимир Смирнов. Это бывший топ-менеджер компании НОВАТЭК. Об этом сообщало "Право.ру"
В 2018 г. они вместе с Гаджиевым решили перевести активы Prosperity, включая его инвестиции в GVA Auto, в траст, созданный в интересах детей Керимова. В 2018 г. в GVA Auto сменился мажоритарный инвестор: Prosperity Investments передала права на свои активы Definition Services. Вскоре Керимов попал под санкции.
Согласно материалам суда, в марте 2021 г. инвесторы стали обсуждать выход из инвестиции.
Definition Services в иске сообщает, что обсуждала процедуру распределения акций Luminar с директором GVA Capital Павлом Черкашиным.
Этот документ подразумевает, что все 90% прибыли от инвестиции должны получить Definition Services и структуры Смирнова (около $270 млн), а 10% – GVA Capital в качестве платы за управление (около $28 млн).
На этом моменте между сторонами возникли большие разногласия.
Бывшие компаньоны поссорились.
По всей видимости, в какой-то мере и из-за этого г-н Мусаев хотел прибрать к рукам глобальный Forbes. И вполне возможно, что г-н Керимов не дремал, а предупредил, кого надо.
И г-н Мусаев остался "с носом", несмотря на качественную подготовку и хитроумную игру "за кулисами".
Остается надеяться, что длинная "рука" правосудия все-таки дотянется и до любителя поросячьих бегов в павильоне "Космос", тем более что сильные покровители Лужков и Абдулатипов уже не при делах: Лужков ушел в мир иной еще в 2010 году, Абдулатипов - на пенсию.
А г-н Мусаев уже 3 года в Россию не ездит. Опасается?