Младший научный сотрудник Курчатовского геномного центра – ПИЯФ Елена Алексеева – успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль гена HIM1 в регуляции мутационного процесса у дрожжей Saccharomyces cerevisiae». Защита состоялась в Институте общей генетики им. Вавилова в Москве.
Елена Алексеева работает в НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ уже 10 лет. Она пришла в лабораторию генетики эукариот Отделения молекулярной и радиационной биофизики на практику, осталась для написания диплома, а теперь под руководством доктора биологических наук В.Г. Королева занимается изучением мутации в различных генах, ответственных за системы восстановления ДНК после повреждений. За спиной – бакалавриат Санкт-Петербургского технологического института, магистратура в Санкт-Петербургском университете Петра Великого и аспирантура в родном НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ.
«Я очень горжусь своей работой и тем коллективом, в котором мне посчастливилось работать, - говорит Елена Алексеева. – Это очень интересно, престижно и перспективно. Мы работаем на модели дрожжей Saccharomyces cerevisiae – это обычные пекарские дрожжи. Их клетки имеют сходное с клетками млекопитающих и человека строение, а следовательно, их системы восстановления ДНК подобны системам восстановления ДНК млекопитающих и человека».
Тематика, над которой работает Елена Алексеева с коллегами из Геномного центра-ПИЯФ, действительно уникальна – в России не так много специалистов, которые изучают именно влияние ультрафиолета на поведение поврежденных клеток. Несмотря на то, что здесь проводятся исключительно фундаментальные исследования, в будущем полученные знания можно использовать, например, в лечение онкологии. Ведь высокие дозы хорошо изучены, но важным остается вопрос о том, как малые и ультрамалые дозы облучения или количеств химических веществ будут влиять на опухоль и на здоровые клетки.
«Известно, что защитные механизмы клетки, позволяющие защищать ДНК от ДНК-повреждающих факторов, значительно активируются при больших дозах облучения. Но при этом мы не знаем, как такие механизмы защиты будут отвечать на воздействие малыми и ультрамалыми дозами облучения, – рассказывает Елена Алексеева. - В своих экспериментах мы показали, что при низких дозах вероятность возникновения мутаций на одно повреждение ДНК значимо выше, чем при высоких, что связано с отсутствием дополнительной активации систем восстановления ДНК и привлечению высоко ошибающейся ДНК-полимеразы к репаративному синтезу».