О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 230.11.2008
В своей деятельности по обращению с РАО и ОЯТ Россия руководствуется международными договорами, участницей которых она является. В частности, в апреле 1996 года Постановлением Правительства РФ принята Конвенция о ядерной безопасности, подписанная в июне 1994 г. в Вене, и ее нормы стали применяться на территории страны. В январе 1999 года Россия подписала в МАГАТЭ Объединенную конвенцию «О безопасности обращения с радиоактивными отходами и о безопасности обращения с отработавшим топливом».
В 2005 году Совет Федерации ратифицировал Объединенную конвенцию. Сегодня участниками конвенции являются 34 государства, в 21 из которых эксплуатируются атомные станции. В частности, конвенцию ратифицировали Великобритания, Германия, Испания, США, Франция, Япония и др. Международный договор определяет обязательства сторон в обеспечении безопасности обращения с отработавшим топливом, которое образовано в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях. Также определяются обязательства по обеспечению безопасности обращения с радиоактивными отходами, когда они образуются в результате гражданской деятельности.
Стороны, согласно конвенции, должны принимать меры для минимизации образования радиоактивных отходов. В 2006 году в МАГАТЭ был представлен первый «Национальный доклад Российской Федерации по выполнению обязательств Объединенной конвенции». В настоящее время завершается работа по подготовке второго доклада РФ. После 1994 г. в некоторых государствах-участниках Конвенции о ядерной безопасности уже было принято новое законодательство или улучшено существующее, в других странах этот процесс продолжается. Говоря о тенденциях совершенствования атомного права на территории Европейского Союза, следует отметить, что главными его темами являются улучшение обращения с РАО и укрепление независимости регулирующего органа, закрепленной законодательно. Большое внимание уделяется также снятию ядерных установок с эксплуатации, аварийной готовности и радиационной защите в соответствии с рекомендациями МКРЗ и с Международными основными нормами безопасности, опубликованными МАГАТЭ (ОНБ). Основным из множества законодательных инструментов в Европейском сообществе являются Директивы Совета, или рамочные законы. Директивы связывают членов ЕС едиными целями, устанавливая, таким образом, однородность во всем сообществе. Однако каждая страна сама решает, каким способом она будет достигать поставленных целей. Другой законодательный инструмент - инструкции - должны быть четко сформулированы в законе во всех государствах-членах ЕС. Третий законодательный инструмент - рекомендации, решения Совета адресованы определенным государствам, юридическим и физическим лицам и касаются конкретных ситуаций. Обеспечение безопасности при обращении с РАО в России и Европе. Все страны ЕС суммарно производят около 45 тыс. м3 РАО в год. Из них примерно одна сотая относится к отходам высокого уровня активности (ВАО), радиационная опасность от которых может сохраняться сотни, а иногда и тысячи лет. Разные страны выбрали разные стратегии утилизации (окончательного захоронения) ВАО. Италия, Великобритания и Нидерланды решили отложить решение этой проблемы на срок, по крайней мере, от 50 до 100 лет. Другие страны, Германия, Швеция, Финляндия, считают аморальным перекладывать бремя решения проблемы ВАО на плечи будущих поколений и предпринимают для этого меры как законодательного, так и организационного и финансового характера. При этом исходят из принципа, что пользователи благ от «атомного электричества» должны нести ответственность за последствия от их потребления.
Однако попытки решения проблемы окончательного захоронения ВАО "здесь и сейчас" натыкаются на противодействие общественности тех регионов, где планируется создать могильник. Поэтому проблема захоронения ВАО носит не только технический, но и социальный характер. Примерно 15% от всех средств, выделяемых в ЕС на исследования проблемы обращения с РАО, направляется на поиск новых технологий захоронения и уничтожения отходов. В соответствии со специальной программой уничтожения РАО каждое государство-член ЕС учредило агентства, ответственные за обращения с РАО. Эти агентства подконтрольны органам власти, уполномоченных в сфере ядерной безопасности. В целом объемы РАО в ЕС уменьшаются не только в результате разработки новых технологий в области обращения с РАО, но и в результате отказа некоторых стран от АЭС, последовательного их закрытия и переходе к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Ярким примером является Германия.
В Российской Федерации наоборот планируется масштабное развитие атомной энергетики. Правительством была принята Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (распоряжение от 22 февраля 2008 г. N 215-р). В 2020 г. уровень потребления прогнозируется в размере 1710 млрд. кВт•ч в базовом варианте (и 2000 млрд. кВт•ч в максимальном). Потребность в установленной мощности электростанций России должна составить 258 ГВт на уровне 2010 года, 302 ГВт в 2015 году и 349 ГВт в 2020 году. Масштабы развития АЭС в РФ до 2020 года определены, исходя из прогнозируемых Росатомом возможностей отрасли по вводу новых мощностей. Предусматривается нарастание темпов ввода блоков от одного блока в год с 2009 г. до 3-х блоков в год с 2015 г. Дополнительно планируется ввод блоков малой мощности с 2017г. В базовом варианте планируется ввести в эксплуатацию 32,3 ГВт установленной мощности АЭС. На атомных электростанциях предусмотрено использование новых типовых серийных энергоблоков с реакторной установкой типа ВВЭР-I000 электрической мощностью 1150 МВт. Кроме этих блоков в период до 2020 года предусматривается возможность сооружения энергоблоков единичной мощностью 300 МВт, а также плавучих атомных электростанций мощностью 70 МВт. В период до 2015 года предусмотрено увеличение мощности на действующем оборудовании атомных электростанций за счет мероприятий по модернизации, обеспечивающих прирост мощности действующих атомных блоков на 1,5 млн. кВт. Нерешенные проблемы Остаются нерешенными такие важнейшие проблемы атомной индустрии, как безопасность атомных реакторов; накопление РАО и ОЯТ, их безопасное хранение и захоронение (включая РАО, образующиеся при выводе из эксплуатации реакторов, отслуживших проектный срок, и от переработки ОЯТ на радиохимических предприятиях); безопасность выбросов радиоактивных и химических веществ от предприятий ЯТЦ. В контексте ядерной и радиационной безопасности в этот перечень необходимо добавить задачи охраны ядерных объектов и сохранность опасных материалов, а также отработавшие свой ресурс реакторы первого поколения, которые необходимо выводить из строя.
В Программе развития атомной отрасли РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 года, поставлена задача формирования системы государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии, прежде всего, за счет совершенствования ядерной, радиационной и экологической безопасности, а также обеспечения высокого уровня физической защиты и охраны объектов, включая противодействие вызовам и угрозам, ядерного и радиологического терроризма, незаконному обороту ядерных материалов и технологий. При этом обязательным условием успешной реализации этой задачи является создание надлежащей нормативно-правовой базы, гармонизированной с нормами международного права и общими подходами, применяемыми для правового режима мирного использования атомной энергии в развитых странах, включая рекомендательные нормы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Ряд положений Федерального закона "Об использовании атомной энергии" с внесенными за последние годы поправками отражает тенденции к гармонизации подходов к обеспечению безопасности при обращении с РАО с принятыми международным сообществом принципами и критериями безопасности. Так, статья 47 устанавливает, что при хранении и переработке РАО должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. В статье 48 установлено, что при хранении или захоронении РАО должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных пределов. Таким образом, принятые международным сообществом принципы «защита будущих поколений» и «бремя для будущих поколений» Российская Федерация установила законодательно. Одним из важнейших условий развития атомной промышленности является решение проблем безопасного обращения с РАО. Радиоактивные отходы образуются при эксплуатации объектов ядерного топливного цикла, атомных электростанций, исследовательских реакторов, критических стендов и сборок, мощных источников ионизирующего излучения, судов гражданского и кораблей военно-морского флотов с ядерными энергетическими установками и иными радиационными источниками, а также при использовании изотопной продукции в научных организациях, народном хозяйстве и медицине.
В настоящее время в Российской Федерации действует комплекс объектов использования атомной энергии: - 10 АЭС с 32 реакторами, установленная мощность которых на 31 декабря 2006 г. составила 23,5 млн. кВт (11 процентов суммарной установленной мощности всей энергетики страны), на которых к настоящему времени накоплены и продолжают накапливаться РАО различного вида; - 32 объекта ядерно-топливного цикла, где работало 15 промышленных реакторов; - 75 исследовательских реакторов; - 30 ядерных установок по переработке ядерных материалов; - 6397 радиационно-опасных объектов; - 16475 источников ионизирующего излучения (ИИИ). На территории России в 33 регионах в 1170 хранилищах различного типа накоплено почти половина всех радиоактивных отходов в мире: ЖРО - около 480 млн. м3, ТРО - более 75 млн. тонн (в т.ч. 14 млн. тонн в хвостохранилище гидрометаллургического завода в г. Лермонтов на Северном Кавказе). Ежегодно добавляется около 10 млн. м3 ЖРО и около 1 млн. тонн ТРО. Общий объем накопленных в России РАО составляет около 2 млрд. Ки суммарной активности (5,96*1019Бк), 99% - на предприятиях Росэнергоатома. На предприятиях Управления судостроения: 3,8*103 м3 ЖРО, активностью 2,5*1012 Бк и 2,5*103 тонн ТРО. активностью 4,8*10J4 Бк. Источники ионизирующего излучения применяются почти в 16 тыс. организациях, 115 тыс. их с истекшим сроком эксплуатации. Размещение РАО по регионам на предприятиях: Европейская часть – в 21 субъектах на 42 предприятиях; Урал - 3 субъекта, 10 предприятий; Сибирь - 5 субъектов, 10 предприятий; Дальний Восток - 3 субъекта, 7 предприятий.
Основное количество РАО накоплено в процессе создания ядерного оружия. На базе оборонных объектов был создан ядерный топливный цикл, и в результате Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, обладающих всеми элементами ядерного топливного цикла, включающего добычу и обогащение урановых руд, изготовление ядерного топлива, изготовление изотопной продукции, переработку отработавшего ядерного топлива и обращение с РАО. Значительная часть от общего количества накопленных в России РАО образовалось при становлении атомной промышленности, причем основное количество РАО (97% от общего по ядерному топливному циклу) накоплено на ПО «Маяк», на Горнохимическом комбинате (ГХК) и Сибирском химическом комбинате (СХК), где есть обширные территории, загрязнённые радиоактивными веществами. В настоящее время основное количество РАО образуется в результате переработки отработавшего ядерного топлива. Специалисты института ИБРАЭ сделали интегральную оценку накопленных РАО, подсчитывая совместно жидкие и твердые отходы в тоннах. По их оценкам в России накоплено 540 млн. тонн РАО, причем в Теченском каскаде водоемов на ПО «Маяк» депонировано 360 млн. тонн жидких радиоактивных отходов, не изолированные от окружающей среды.
Ежегодно дополнительно образуется на всех объектах около 10 млн тонн РАО. В настоящее время остановлены, но окончательно не выведены из эксплуатации, ядерно-опасные и радиационно-опасные объекты Росатома (4 энергоблока АЭС, 12 промышленных уран-графитовых реакторов и свыше 110 ядерно- и радиационно-опасных объектов иного назначения), Роспрома и других ведомств (до 50 объектов). Поддержание безопасности этих объектов в режиме остановки требует постоянных затрат. Имеющиеся хранилища РАО не рассчитаны на обеспечение их надёжной изоляции от окружающей среды в течение всего срока потенциальной опасности РАО. Требуется существенная модернизация действующих хранилищ, переход к окончательной изоляции РАО как наиболее безопасному способу конечного обращения с ними, на порядки снижающему риски для населения и окружающей среды, и создание для этого соответствующих объектов. Переход к окончательной изоляции РАО требует законодательного закрепления.
Накоплено около 20 000 тонн ОЯТ. Не в полной мере сформирована инфраструктура обращения с ОЯТ. Источники ионизирующего излучения используются в более чем 15900 организаций различных ведомств и форм собственности, что существенно повышает их уязвимость от террористических угроз. Изменения в обращении с РАО и ОЯТ в РФ Россия, как страна, имеющая развитую гражданскую и военную атомную промышленность, должна учитывать тенденции Евросоюза в отношении обращения с РАО и ОЯТ и следовать им. Что произошло существенного в этой области в РФ в последнее время? Во-первых, с момента первого «Национального доклада РФ по выполнению обязательств Объединенной конвенции» кардинально изменилась структура органов, использующих атомную энергию. Федеральное агенство по атомной энергии преобразовано в Государственную корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 года.
Концерн "Росэнергоатом", десять лет просуществовавший как федеральное унитарное предприятие (ФГУП), преобразован в акционерное общество открытого типа — ОАО "Концерн Энергоатом". Во-вторых, после принятия еще Коллегией Минатома «Концепции обращения с РАО» в 2008 году Госкорпорацией «Росатом» одобрены «Основы экологической политики ГК «Росатом», в которой провозглашены основные принципы и обязательства Госкорпорации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В области обращения с РАО выделены следующие приоритетные первоочередные мероприятия: - совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области обращения с РАО; - расширение применения и совершенствование с учетом унификации передовых технологий по обращению с РАО, обеспечивающих возможность их безопасного длительного хранения, переработки и захоронения; - проведение комплекса мероприятий по обеспечению экологической безопасности водоемов-хранилищ жидких радиоактивных отходов на "ПО "Маяк" (Теченский каскад водоемов, оз. Карачай и др.), СХК, ГХК, и ряде других предприятий отрасли, а также при выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов. Обеспечение ядерной, радиационной и экологической безопасности, включая решение отложенных проблем в части обращения с ОЯТ и РАО и вывода из эксплуатации ядерных объектов является важнейшим направлением деятельности Госкорпорации «Росатом».
За последние годы произошли определенные позитивные изменения в области обращения с РАО. По сравнению с 2000 г. годовые объемы переработки увеличились более чем в 2 раза и в настоящее время перерабатываются практически все низко и высокоактивные ЖРО: - на 25 предприятиях Росэнергоатома эксплуатируются 35 комплексов по переработке различных видов РАО, из них - 26 для переработки ЖРО (цементирования, битумирования, остекловывания, упаривания, фракционирования ВАО и др.) и 9 для переработки ТРО (сжигания, прессования, плавления); - ежегодно перерабатывается ~3,4 млн. м3 РАО активностью 4,2*1018 Бк; - создан с международной помощью плавучий комплекс ("Ландыш" по переработке ЖРО (г. Большой Камень); - создан с международной помощью на ГМП "Звездочка" (г. Северодвинск) комплекс по переработке ЖРО.
Разработка федеральных законодательных актов по обращению с РАО и ОЯТ Дальнейшее развитие программ обращения с РАО и ОЯТ в соответствии с требованиями Объединенной конвенции должно стать разработка и принятие федеральных законодательных актов по обращению с РАО и ОЯТ. Задача повышения эффективности и уровня нормативного обеспечения деятельности, связанной с безопасным обращением с ОЯТ и РАО, была поставлена в числе первоочередных в утвержденных Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр. - 2196 «Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В соответствии с Планом мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации Основ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. № 2237-р разработан проект федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Принятие указанного законопроекта позволит создать законодательные предпосылки для решения важнейших стратегических задач, поставленных перед атомной отраслью, а также: - устранить основные пробелы в правовом регулировании отношений по обращению с РАО; - осуществить на единой законодательной основе дальнейшую разработку новых нормативных документов и требований к методам и условиям обращения с РАО и способам их окончательной изоляции (захоронения); - обеспечить специальное регулирование безопасности отдельных объектов ядерного наследия (ФГУП «ПО «Маяк» и др.); - унифицировать и гармонизировать национальное законодательство в области обращения с РАО с общепризнанными принципами и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации; - использовать многолетний опыт зарубежных стран в области правового регулирования отношений, связанных с обращением с РАО. Принятие проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами» станет первым шагом по созданию в Российской Федерации единых государственных систем обращения с ОЯТ, РАО и вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии.
В настоящее время проект закона находится на согласовании в Правительстве РФ, после чего будет внесен в Государственную Думу Федерального собрания РФ. Опыт подготовки и принятия указанного законопроекта должен быть положен в основу при дальнейшей разработке проектов федеральных законов «Об обращении с отработавшим ядерным топливом» и «О выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ», в рамках которых могут быть решены такие проблемные вопросы, как финансирование работ по выводу из эксплуатации по статье государственные капитальные вложения. Реальным воплощением всех указанных мероприятий, включая инвентаризацию и решение наиболее острых и приоритетных проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности, должна служить федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России на 2008 год и на период до 2015 года» » (далее ФЦП ЯРБ), утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. N 444. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705 принята Программа деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы), в рамках которой будет осуществляться ФЦП ЯРБ. Но в исследованиях, разработках, оптимизации, даже в системе принципов обращения с РАО и ОЯТ точка еще не поставлена. Условия для реализации новой программы Очевидно, что предыдущая федеральная программа "Ядерная и радиационная безопасность России" не привела к улучшению ситуации. Для того чтобы новая программа оказалась более успешной, необходимо два условия: эффективная и целенаправленная работа государственных федеральных и региональных органов, ответственных за ядерную безопасность (ГУП Росатом, Росэнергоатом, будущая структура Госатомнадзора, ядерные предприятия), а также их взаимодействие с общественными организациями, способными организовать независимый контроль в этой сфере. Оптимизм внушает резкое (в разы) увеличение финансирования новой Программы.
Так общий объем финансирования Программы в течение 2008 - 2015 гг. составляет в ценах соответствующих лет 145,32 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 131,82 млрд. рублей, из них государственные капитальные вложения - 87,99 млрд. рублей, НИОКР - 10,89 млрд. рублей, прочие - 32,94 млрд. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3 млрд. рублей и внебюджетных средств - 12,2 млрд. рублей. На деятельность по обращению с РАО выделяется 29,7 млрд. руб. В рамках ФЦП, в частности, планируется создание ряда первоочередных объектов инфраструктуры системы обращения с ОЯТ и РАО, включая сухое хранилище ОЯТ, пилотную установку по переработке ядерного топлива, выполнить изыскательские и опытно-промышленные работы по объекту окончательной изоляции высокоактивных отходов. Более 60 % средств, предусмотренных в ФЦП, предполагается направить на решение наиболее острых проблем, накопленных в результате прошлой, в том числе оборонной деятельности государства. Программой также предусматривается развитие систем мониторинга, учёта и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ, аварийного реагирования, что существенно повысит уровень защищённости. Запланированные мероприятия Программы: • реконструкция временных хранилищ и преобразование их в объекты приповерхностного захоронения РАО; • строительство новых хранилищ ТРО объемом 165 тыс. м3; • создание новых технологий и установок по переработке и иммобилизации РАО; • обоснование и разработка методологической основы и экономических механизмов безопасного функционирования государственной системы обращения с РАО, национальных и региональных объектов длительного хранения и захоронения РАО; • научное и информационно-аналитическое обеспечение в области безопасного обращения с РАО. В 2008 году начата реализация программных мероприятий. При этом выявились конкретные проблемы, в том числе в области нормативно-правового регулирования реализации федеральных целевых программ. Среди них общего характера, связанные с: - изменением государственных заказчиков работ в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти; - изменением форм собственности на объекты использования атомной энергии, а также организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности участников реализации программных мероприятий; - объективной необходимостью учета региональных коэффициентов при определении стоимости объектов капитального строительства.
Проявились и специфические проблемы, связанные с необходимостью корректировки программных мероприятий по результатам комплексных инженерно-радиационных обследований объектов. Федеральная целевая программа позволяет приступить к поэтапному решению накопленных проблем в сфере ядерного наследия. Опыт зарубежных стран показывает, что сроки их решения могут составить 50-70 лет. Действующая программа должна рассматриваться как первый реальный этап на пути преодоления последствий гонки ядерных вооружений. Чрезвычайно важной задачей является разработка необходимых организационно-правовых механизмов создания экономически эффективных систем обращения с РАО, ОЯТ и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, обеспечивающих: - чёткое разграничение ответственности за обращение с ОЯТ и РАО между субъектами хозяйственной деятельности (вновь образующиеся ОЯТ и РАО) и государством (накопленные ОЯТ и РАО); - создание специализированных финансовых фондов для решения проблем по разработке технологий, объектов инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО и вывода из эксплуатации, как это предусмотрено Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«Круглый стол» по вопросам «О мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования в ходе реализации ФЦП»
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является совершенствование государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области. Эту проблему обсуждали специалисты-атомщики и депутаты Государственной Думы 16 октября 2008 г. на «круглом столе» в рамках вопроса «О мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования в ходе реализации ФЦП». В этой связи важное значение приобретают: - снятие излишних барьеров в регулировании и разрешительной деятельности в области использования атомной энергии, устранение дублирования при проведении экспертиз; - повышение эффективности деятельности и статуса федеральных органов исполнительной власти - органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии ( в том числе, регулирующих органов по Конвенции о ядерной безопасности); - повышение уровня материального стимулирования и социальных гарантий условий работы органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; - своевременное рассмотрение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления ответственности за нарушения в области использования атомной энергии) на заседании Правительства РФ и внесение его в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; - проработка вопроса о целесообразности разработки проекта самостоятельного федерального закона «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии». На основании проведённого обсуждения участники «круглого стола» рекомендовали Правительству Российской Федерации ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов: - "Об обращении с радиоактивными отходами"; - "О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении"; - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления ответственности за нарушения в области использования атомной энергии)". Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» участники обсуждения рекомендовали обеспечить разработку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов под условным наименованием: - «Об обращении с отработавшим ядерным топливом»; - «О выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ»; - «О внесении изменений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в части совершенствования государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии (включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области).
Необходимо отметить, что еще в начале 1990-х гг. в первом тогда парламенте новой России (1990-1993 гг.) были разработаны проекты законов об обращении с РАО и ОЯТ. Один из них (о радиоактивных отходах) был принят, но не утвержден президентом и все последующие доработки блокировались различными структурами и рядом чиновников. Все это привело к совершенно нетерпимому положению, когда страна, накопившая почти половину всех радиоактивных отходов в мире, не имеет до сих пор законодательства в вопросе обращения с РАО и ОЯТ. Остается надежда, что настало время заполнить один из самых ощутимых пробелов в правовой области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России. Действовавшая в Российской Федерации до недавнего времени нормативная база в области обращения с РАО создавалась на основе законодательства бывшего СССР в соответствии с имевшимися в 1950-1960-е гг. подходами к обеспечению безопасности. Сложность использования этих нормативных документов (НД) обусловлена следующим рядом взаимосвязанных причин. Неоправданно большое количество НД разрабатывалось различными ведомствами и организациями, независимо друг от друга. Зачастую они представляют только ведомственные инструкции, дублирующие либо противоречащие друг другу, затрудняя их применение пользователями. Большинство из них к настоящему времени устарели и требуют переработки, поскольку они не в полной мере соответствуют не только современному законодательству, но и ряду важных принципов обеспечения безопасности, принятых в последние годы международным сообществом (защита будущих поколений, императивное требование не налагать чрезмерного бремени на будущие поколения и т.л.).
Классификацию РАО по удельной активности, принятую в России Основными санитарными правилами (ОСП-72/87), нельзя считать удачной, т.к. она не учитывает характер воздействия радионуклидов на биосферу, и опасность распространения делящихся материалов. Независимые регулирующие органы Конвенция о ядерной безопасности и ряд других международных документов в этой области требуют, чтобы в каждой стране, где ратифицировали эти соглашения, было соблюдено четкое распределение обязанностей для органов, использующих атомную энергию, и независимых органов по обеспечению регулирующих функций. В России еще несколько лет назад был регулирующий орган, который еще не так давно был действительно независимым и назывался Госатомнадзор России и который, в том числе, осуществлял контроль за образованием РАО и обращением с радиоактивными отходами по всей технологической цепочке, следил за тем, чтобы образование РАО удерживалось на минимальном практически осуществимом уровне, был открыт для взаимодействия с общественными организациями, выпускал открытые ежегодные отчеты о своей деятельности и состоянии с ядерной и радиационной безопасностью в стране. Сегодня, в результате вредных, абсолютно непродуманных действий чиновников высокого ранга, нарушающих даже международные соглашения, в нашей стране парализована регулирующая деятельность в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Атомный надзор в соответствии со своей компетенцией обязан осуществлять от имени государства и в интересах граждан, регулирование, которое способствует безопасному и эффективному использованию ядерных технологий. После пяти лет существования этой службы в Ростехнадзоре последний вводят в структуру Министерства природных ресурсов и экологии, которое в свою очередь в скором времени, возможно, будет разделено на Минресурсы и Минприроды, составной частью которого будет надзорная служба. Пока эта административно-чиновничья чехарда продолжается, мы теряем главное - безусловный приоритет безопасности над всеми другими целями использования атомной энергии. Атомный надзор должен быть независимым государственным органом, подотчетным правительству, осуществлять разработку и введение в действие нормативно-технических документов, содержащих критерии и требования ядерной и радиационной безопасности, лицензирование видов деятельности, связанных с радиационными рисками, и контроль за соблюдением условий действия этих лицензий. И, несомненно, для страны с историей Чернобыльской катастрофы требуется разработка и принятие федерального закона «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии». чтобы в каждой стране, где ратифицировали эти соглашения, было соблюдено четкое распределение обязанностей для органов, использующих атомную энергию, и независимых органов по обеспечению регулирующих функций. В России еще несколько лет назад был регулирующий орган, который еще не так давно был действительно независимым и назывался Госатомнадзор России и который, в том числе, осуществлял контроль за образованием РАО и обращением с радиоактивными отходами по всей технологической цепочке, следил за тем, чтобы образование РАО удерживалось на минимальном практически осуществимом уровне, был открыт для взаимодействия с общественными организациями, выпускал открытые ежегодные отчеты о своей деятельности и состоянии с ядерной и радиационной безопасностью в стране. Сегодня, в результате вредных, абсолютно непродуманных действий чиновников высокого ранга, нарушающих даже международные соглашения, в нашей стране парализована регулирующая деятельность в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Атомный надзор в соответствии со своей компетенцией обязан осуществлять от имени государства и в интересах граждан, регулирование, которое способствует безопасному и эффективному использованию ядерных технологий. После пяти лет существования этой службы в Ростехнадзоре последний вводят в структуру Министерства природных ресурсов и экологии, которое в свою очередь в скором времени, возможно, будет разделено на Минресурсы и Минприроды, составной частью которого будет надзорная служба. Пока эта административно-чиновничья чехарда продолжается, мы теряем главное - безусловный приоритет безопасности над всеми другими целями использования атомной энергии. Атомный надзор должен быть независимым государственным органом, подотчетным правительству, осуществлять разработку и введение в действие нормативно-технических документов, содержащих критерии и требования ядерной и радиационной безопасности, лицензирование видов деятельности, связанных с радиационными рисками, и контроль за соблюдением условий действия этих лицензий.
И, несомненно, для страны с историей Чернобыльской катастрофы требуется разработка и принятие федерального закона «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии».
Комментарии Оставить свой комментарий
Ядерщик 06.07.2012
Вася Иванов 06.07.2012
Полезное освещение положения в Росатоме по обращению с РАО и ОЯТ и выводом реакторов из эксплуатации. Удручающая картина. А то, что проекты законов по обращению с РАО и ОЯТ не принимаются 20 лет, требует применения уголовного законодательства к руководству Росатома. Автору - респект.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА
Вы правы. Глава Росатома совершенно забыл про эти "досадные" проблемы.