О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

ОНА СГОРЕЛА

Комментариев: 0

Валерий Ширяев

«Новая газета»

  Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что на восстановление АПЛ «Екатеринбург» потребуется всего 500 млн. рублей. Может быть, только погружаться на большие глубины она, скорее всего, уже не сможет. Пожар атомохода «Екатеринбург», вызвавший переполох на флоте перед Новым годом, обрастает новыми скандальными подробностями.

 Напомним, что, по официальной версии МЧС, 29 декабря 2011 г.  произошло возгорание деревянных конструкций (лесов) в спецплавдоке судоремонтного завода в поселке Росляково Мурманской области. Пожар перекинулся на отделанный для улучшения гидроакустических свойств специальной резиной легкий внешний корпус атомной подводной лодки. Однако «Новой газете» стали известны детали, существенно меняющие картину аварии и сильно отличающиеся от того, что утверждается официально.

 Как сообщил источник из ГШ ВМФ, АПЛ «Екатеринбург» должна была пройти доковый осмотр, то есть плановые работы, которые обычно заканчиваются в течение трех суток. При постановке в доке буксирами был поврежден обтекатель гидроакустической станции. В доке решили это повреждение устранить, для чего в прочном корпусе было вырезано отверстие, между легким и прочным корпусом установили деревянные леса и приступили к работам. После завершения работ один из рабочих «болгаркой» решил что-то отшлифовать. И — от искр воспламенились леса. Причем, возгорания деревянных настилов начинались несколько раз, их тушили и опять начиналась сварка. А как только загорелась резина, все разбежались и начался основной пожар. По информации же другого источника, из самой базы, версия о возгорании лесов была призвана прикрыть настоящую причину — при работах воспламенились кабели в носовой части, от которых уже пламя перекинулось на «дерево». Оба собеседника газеты сходятся на том, что возгорание изначально было небольшим, о чем командир и доложил в штаб комдиву. Комдив немедленно убыл в док. Пока он ехал, пожар разгорелся. Этому способствовало то, что на центральном посту решили (в соответствии с руководством по борьбе за живучесть) стравить запас воздуха высокого давления из баллонов, расположенных над первым отсеком. Воздух пустили как раз в пространство между легким и прочным корпусом, где уже горели леса. Огонь получил кислород — все запылало, начала гореть обшивка легкого корпуса. Когда на борту появился комдив — полыхало уже вовсю.

  Согласно другим сведениям, на центральном посту все-таки было решено сменить схему стравливания, и воздух ушел на корму. На доковый осмотр АПЛ может становиться с ракетами. С торпедами — категорически не допускается.

Командир базы, контр-адмирал Воложинский, тем не менее подписал разрешение «Екатеринбургу» встать в док с торпедами. Это и есть критическая деталь скандала: сразу же после начала пожара бывший командир лодки Игорь Курдин позвонил в командование Северным флотом, где его заверили, что оружия на борту нет, о чем он и сообщил тут же зрителям 5-го канала. На самом же деле не менее пяти источников сегодня подтверждают наличие торпед на борту во время пожара, в том числе — и в аппаратах носового отсека, обшивка которого горела. Согласно одной из версий, комдив, капитан 1-го ранга Кораблев, прибыв на борт, лично возглавил извлечение трех торпед из очага возгорания. Все делали вручную, медлить было нельзя, в отсеке росла температура — 60 градусов, потом — 70. Торпеды извлекли из торпедных аппаратов, включили орошение торпед 1-го отсека.

  По другой версии, технологически извлечь из аппарата можно только одну торпеду (не удаляя ее из лодки с помощью специального оборудования). Поэтому торпеды в аппаратах оставили. Пожар потушить не удавалось: резиновое покрытие поджечь очень сложно, но если оно разгорится, то вместе со спецклеем дает большую температуру горения. По не подтвержденной пока информации, окончательно потушить пожар удалось, только погрузив док с лодкой под воду. Сразу сделать это не получилось, поскольку в доке была еще одна лодка, а у нее велись работы с заборным отверстием — как только поставили на него заглушку, док погрузился, и пожар был потушен.

 Сам факт погружения лодки с доком всеми нашими экспертами оценен как норма и грамотный ход, а вовсе не сенсация. О подготовке «Екатеринбурга» к погружению сообщалось и в оперативных репортажах телекомпаний с места события. По результатам работы правительственной комиссии личный состав лодки могут наградить, а капитана 1-го ранга Кораблева, наоборот, представить к увольнению в запас. Между тем именно разрешение на вход в док с торпедами на борту, подписанное контр-адмиралом Воложинским, создало реальную опасность взрыва и неконтролируемого развития событий на ядерной подлодке под боком трехсоттысячного Мурманска. На боязнь признать ответственность командования указывает и упорное отрицание наличия торпед на борту сразу после пожара всеми должностными лицами Минобороны, комментировавшими инцидент.

  «Новой газете» сообщили, например, что попавшие в больницу сотрудники МЧС, принимавшие участие в ликвидации аварии, были записаны в историях болезни под чужими фамилиями — начальство уже заявило на всю Россию, что жертв и пострадавших нет.

 2 февраля вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, не без радости, что стоимость восстановления «Екатеринбурга» оказалась вдвое меньше ранее объявленной — всего-то 500 миллионов рублей. Однако, специалисты сходятся во мнении, что плавать лодка больше не будет. Корабли этой серии рассчитаны на погружение до 400 м. Но прочный корпус в районе носового отсека, как явствует из описанной картины пожара, подвергся действию очень высоких температур. Это не могло не отразиться на его свойствах и в первую очередь — на прочности. Как теперь себя поведет металл при погружении, сказать очень сложно, хотя и существуют определенные методы. Однако даже при самой добросовестной диагностике предсказать поведение металла на больших глубинах невозможно, так как оно меняется с течением времени. Можно ограничить лодке предельную глубину погружения (что сразу снизит ее боевые качества), но заявлять, что флот отделался легким насморком, нельзя — тот, кто пошлет моряков на глубину в такой лодке (если только не решат отрезать носовой отсек и приварить новый), сильно рискует чужими жизнями.

Справка «Новой газеты»

  Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург» проекта 667 БДРМ «Дельфин» (по классификации НАТО — delta-4) построен в 1984 году в Северодвинске. На его борту находится 16 пусковых установок баллистических ракет. На АПЛ проекта БДРМ — подводные крейсера стратегического назначения (РПК СН) — лежит основная задача обеспечения ядерного сдерживания. 



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА