Предмет российской гордости — первый энергоблок Ленинградской АЭС-2 в Сосновом Бору — запущен в феврале 2018-го, на пять лет позже первоначального срока. Тем не менее такая задержка нисколько не омрачила Алексея Лихачева, главу госкорпорации «Росатом» — заказчика стройки. «Мы находимся на этапе технологической революции», — с радостью прокомментировал долгожданное событие заказчик.
Однако за скобками всегда остается цена российских достижений. А между тем деньги, достающиеся генподрядчику, — главная движущая сила, заставляющая чиновников, глав госкорпораций и приближенных к ним лиц придумывать и реализовывать в России все более грандиозные инфраструктурные мегапроекты.
С начала 2018 года в арбитраж поступило более десятка исков на сумму свыше 500 млн рублей только к генподрядчику строительства ЛАЭС-2 о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда. И это не предел, готовятся новые иски на десятки миллионов рублей.
Главный координатор строительства новых энергоблоков в Сосновом Бору — АО «Концерн Титан-2» с годовым оборотом более 34 млрд рублей. Половиной компании владеют через несколько юридических лиц Татьяна и Елена Нагинские, а командует строительством 61-летний Георгий Нагинский — бывший сенатор от Ленобласти и заместитель скандально известного министра обороны Анатолия Сердюкова, удачно избежавшего уголовного преследования за финансовые махинации в военном ведомстве. Сподвижник Сердюкова недолго был его заместителем, в апреле 2011-го он возглавил ликвидированное в 2017-м ФГУП «Спецстрой России», строившее в свое время жилье для военных, объекты для спецслужб, а также космодром «Восточный» и ЛАЭС-2.
«Люди месяцами не получают зарплаты, из-за того что генподрядчик или его «дочки» не оплачивают выполненные работы. Жаловаться в правоохранительные органы граждане не видят смысла и попросту боятся из-за высокого авторитета Нагинского в Сосновом Бору. Некоторые, доведенные до отчаяния, решаются на отважные поступки. Но настоящих буйных мало, поэтому в финансовую трясину попадают все новые жертвы», — предположил на условиях анонимности представитель одного из подрядчиков. Его слова подтверждаются сообщениями на различных сайтах, где граждане, представляясь сотрудниками компании, оставляют отзывы о работодателях, например, здесь. А здесь граждане, выдавая себя за участников строительства атомной станции, пишут о качестве возведения особо опасного объекта.
От сумы до тюрьмы
«Концерн Титан-2» задолжал нам 77 млн рублей, констатирует Александр Печайко, генеральный директор ООО «РосЭнерго-комплект». Компания получила в апреле 2015-го контракт на 407 млн рублей от концерна и должна была смонтировать системы кондиционирования на объектах ядерного и турбинного острова первого энергоблока ЛАЭС.
«Сроки монтажа увеличились на 36 месяцев из-за того, что партнер концерна ООО «Астиаг» не поставило своевременно материалы и оборудование. Завести другого поставщика, который готов был поставить оборудование и материалы причем значительно дешевле, нам не удалось. В течение 3,5 лет мы тратили средства на содержание складов, людей. Залезли в долги, чтобы выплачивать зарплату сотрудникам. «Не переживайте, разберемся, никто не будет обижен», — обещали нам. Заключили допсоглашение в марте 2016-го, но денег так и не получили», — сетует Печайко.
Помочь ему обещал Михаил Шорохов, в прошлом глава «Астиага», якобы находящийся, по мнению Печайко, в давних и хороших деловых отношениях с Нагинским. «Александр Иванович, не бойтесь и не переживайте! Если необходимо будет, мы пойдем к Нагинскому! И я буду рядом с вами!», — приводит обещания Шорохова Печайко, утверждая, что якобы Шорохов ему лично это обещал в телефонной беседе.
В беседе с корреспондентом МГ Шорохов посоветовал обратиться в «Концерн Титан-2», добавив: «Я на эти темы разговаривать не буду. До свидания». В концерне на запрос МГ тоже не ответили.
С августа 2018-го «Астиаг» реорганизуется. И хотя Шорохов уже давно не руководит этой компанией, тем не менее далеко от «Росатома» он не ушел. Учрежденное им АО «Агентство энергосберегающих технологий и систем» с мая 2016-го получило от госкорпорации два десятка контрактов на обслуживание различных элементов ЛАЭС-2 на общую сумму свыше 183 млн рублей. Деловой партнер Шорохова по этому бизнесу, согласно выписке ЕГРЮЛ, — скандально известный Андрей Ярцев, бывший начальник ФГУП «Спецстройсервис» (структура «Спецстроя России»), приговорен к семи годам тюрьмы за растрату при строительстве космодрома «Восточный».
Отработанная схема
Как распределяются средства между геподрядчиком, его «дочками» и субподрядчиками — предмет разбирательства правоохранительных органов. Им еще предстоит разораться, были ли завышения стоимости и на сколько. Пока правоохранители не спешат вмешиваться в процесс, учитывая, что финансовые скандалы вокруг строительства ЛАЭС-2 происходят регулярно. Только в начале 2018-го мировым соглашением завершился двухлетний финансовый спор между АО «Концерн Титан-2» и ПАО «Метрострой» семьи Александровых. В результате метростроитель удовлетворился меньшей суммой (1,96 млрд рублей), чем требовал изначально (2,6 млрд рублей).
А еще раньше соцсети облетела леденящая душу история о том, как прораб участвующего в строительстве станции ООО «А-строй» забрался на стрелу 110-метрового башенного крана с требованием погасить четырехмесячную задолженность по зарплате перед рабочими. Деньги быстро выплатили.
«Больше всего господин Нагинский и его компаньоны не любят шумихи вокруг своих персон и стройки. Да и «Росатом» одна из самых закрытых госкорпораций в стране. Этому способствует и особый режим. Невозможно прийти на работающую атомную станцию и проверить все, что там настроили. Возможно, всех нюансов возведения этого объекта мы не узнаем никогда», — поведал МГ один из строителей ЛАЭС-2. По его словам, в России достаточно распространено явление, когда генподрядчик заключает договоры с подрядчиками через своих «дочек», а потом банкротит их, и подрядчики остаются ни с чем