28 апреля первый в мире плавучий энергоблок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" отправился от достроечной набережной Балтийского завода в Санкт-Петербурге в город Певек на Чукотке. Об особенностях доставки энергоблока к месту службы, типе реакторной установки и внешнем виде "Академика Ломоносова", а также о месте постройки следующих ПЭБов в день отправки энергоблока Sudostroenie.info рассказал заместитель генерального директора – директор по специальным проектам и инициативам АО "Концерн Росэнергоатом" Павел Ипатов.
– Павел Леонидович, что произошло 28 апреля на Балтийском заводе?
– 28 апреля – исторический день. Сегодня было завершено сооружение плавучего энергоблока на Балтийском заводе, после чего блок будет оттранспортирован к месту службы. Сегодня же начинается буксировка блока из Санкт-Петербурга в Мурманск на базу "Атомфлота", где будет загружаться ядерное топливо, и будет проводиться полный комплекс испытаний, включая работу энергоблока на номинальной мощности.
После завершения этих испытаний, ориентировочно, летом 2019 года, когда условия будут наиболее благоприятными, ПЭБ будет отбуксирован в Певек, где в конце 2019 года он должен начать вырабатывать электроэнергию и тепло вместо выводимой из эксплуатации Билибинской АЭС.
– Из Мурманска "Академик Ломоносов" отправится по Севморпути?
– Да, в июне-июле 2019 года мы планируем отбуксировать ПЭБ на Чукотку по Северному морскому пути.
– Сколько времени займёт этот переход?
– Надо исходить из того, что судно идёт со скоростью 5 узлов, это порядка 9 км/ч. До Мурманска 2144 мили, это порядка 18-20 дней. И от Мурманска до Певека 2400 морских миль – это ещё 23-25 дней.
– По Севморпути "Академик Ломоносов" пойдёт уже с загруженным ядерным топливом?
– Да, после того, как будут проведены испытания в полном объёме, ПЭБ пойдёт уже полностью загруженным топливом. Это его проектный режим.
– Как будет доставляться топливо в процессе эксплуатации?
– При отправке в Певек ПЭБ будет обеспечен топливом на 12 лет работы. По истечении этого срока энергоблок будет транспортирован на завод для среднего ремонта с полной выгрузкой отработанного топлива и соответствующей ревизией. По расчётам, он будет находиться на заводе до 18 месяцев, после чего будет возвращён на место постоянной работы в Певек.
– Уже известно, какой завод будет выполнять эту работу?
– Нет. В настоящий момент конкретный завод, на котором могут быть выполнены эти работы, не определён.
– Как будет происходить энергоснабжение региона, когда блок будет в среднем ремонте?
– Предусматриваются замещающие мощности. Это также зона ответственности Росатома, который заместит на время среднего ремонта ПЭБ источниками на обычном органическом топливе. Это могут быть дизельные установки.
– Насколько реально заместить мощность атомного энергоблока дизелями?
– Вариант уже просчитан. Всего потребуется порядка 3 дизелей по 18 МВт.
– В качестве замещающих мощностей может быть использован следующий ПЭБ?
– Разумеется. Первоначально планировалось, что будет разработана серия ПЭБ. Когда один ПЭБ уходит на средний ремонт, его замещает другой.
– Реакторная установка "Академика Ломоносова" отличается от тех, которые устанавливаются на ледоколах ЛК-60?
– Да, на строящихся ледоколах "Арктика" и "Сибирь" устанавливаются реакторные установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 60 МВт. На ПЭБе используется двухблочная установка КЛТ-40С общей мощностью 70 МВт. Сегодня она успешно работает на действующих ледоколах, например, "50 лет Победы".
– Получается, это не самая передовая разработка…
– Действительно, на сегодняшний день есть более современные разработки. РИТМ-200 – новая разработка, она ещё нигде не эксплуатировалась, не имеет референций. Первой она будет установлена на атомном ледоколе "Арктика".
Установки типа КЛТ-40 используются на всех отечественных атомных подводных лодках и ледоколах. Всего было выпущено более 260 таких установок.
– Насколько такая реакторная установка соответствует современным требованиям по экологической безопасности?
– КЛТ-40С полностью отвечает всем современным требованиям по ядерной радиационной безопасности.
– Какие дополнительные технические решения используются на ПЭБ для обеспечения безопасности, помимо стандартных?
– На сегодняшний день есть нормы и правила по эксплуатации атомных электростанций, которым должна соответствовать плавучая атомная электростанция (ПАТЭС), частью которой является ПЭБ. Она полностью им соответствует.
– Глядя на ПЭБ, невольно возникает вопрос о его внешнем виде: на макете он в синей гамме, но сейчас он коричнево-красный. Почему так?
– В настоящий момент плавучий энергоблок покрыт грунтовочным слоем. Его окраска в соответствии с разработанным проектом будет выполнена уже в Мурманске на базе "Атомфлота". Расколеровка, которая показана на макете, близка к тому, что будет на объекте.
– Ранее вы упомянули, что работы по созданию аналогичных энергоблоков идут в Китае. В какой стадии они находятся?
– Китайцы декларируют, что в районе 2021-22 годов будут вводить в эксплуатацию плавучий энергоблок. Это данные из открытой печати. Других сведений у меня нет.
– На китайском плавучем энергоблоке используется та же самая технология?
– Проектные параметры китайских блоков напоминают наш энергоблок. Фактически они близки к российскому ПЭБу с реакторными установками КЛТ-40С.
– Вы также сказали, что некоторые страны проявляют интерес к российскому проекту. Что это за страны, и на какой стадии находятся переговоры?
– Интерес заключается в том, что они хотели бы ознакомиться с ходом реализации проекта. Сами страны назвать пока не могу.
– По планам Росатома, сколько таких плавучих электростанций может быть построено при наличии заказчиков?
– При подтверждении заказов рассматривалась серия из семи штук.
– В течение какого времени?
– Сложно ответить на этот вопрос. Если бы количество заказов было безгранично, то этот критерий определялся бы мощностями судостроительных заводов. Так как на сегодня подтверждённых заказов на ПЭБ нет, то анализа, сколько какие заводы могли бы сделать таких блоков, у меня нет.
– Сроки сооружения новых блоков могут быть уменьшены по сравнению с головным, постройка которого началась в 2007 году?
– Конечно. Такой длительный срок получился, в том числе, из-за непростой ситуации в судостроении. Стройка началась на "Севмаше", продолжилась – на Балтийском заводе. На сегодняшний день, на мой взгляд, ситуация в отрасли гораздо лучше.
– Если будут заказы на дальнейшие блоки, то они будут строиться здесь же, на Балтийском заводе?
– У Росэнергоатома конкурсная система заказов, поэтому решение о месте постройки может приниматься только на основе процедуры торгов. При появлении заказа на сооружение энергоблока, будет объявлен тендер. Но в любом случае новые плавучие энергоблоки будут строиться в России.
Беседовал Александр Полунин
Фото: Sudostroenie.info