Пуск на 4 часа
1 февраля 2018 года президент Российской Федерации Владимир Путин «дал старт работе нового энергоблока Ростовской АЭС», точнее «дал старт программе вывода энергоблока №4 на проектную мощность». Это событие широко освещалось в СМИ, конечно, без упоминания того факта, что энергоблок построен по достаточно старому проекту ВВЭР-1000/В-320, разработка которого проходила более 45 лет назад, в 1970-е годы. В конструкции энергоблока отсутствует важный современный элемент безопасности – ловушка расплава активной зоны реактора. Защитная оболочка энергоблока построена не двойная, как на современных АЭС, а одинарная. Всё это повышает и вероятность радиационных аварий, и тяжесть их последствий. Ранее «Беллона» отмечала, что в официальной оценке воздействия эксплуатации энергоблока на окружающую среду имеются существенные неопределённости, в том числе в оценке последствий возможных проектных и запроектных аварий.
Кроме того, строительство энергоблоков на Ростовской АЭС сопровождалось рядом неприятных технических и социальных событий вокруг строящегося блока. Например, 7 сентября в реакторном здании соседнего, третьего энергоблока Ростовской АЭС произошёл пожар. А в июне 2017-го года сотрудники одной из подрядных организаций, работающей на строительстве четвёртого энергоблока Ростовской АЭС, ООО «Корпорация АК «ЭСКМ», объявили забастовку и из-за задержки выплаты заработной платы отказались выходить на работу.
Итак, после «торжественного старта» 1-го февраля энергоблок отработал на мощности, составляющей менее трети от проектной, лишь несколько часов и был остановлен. «Энергоблок №4, запущенный с помпой самим президентом Путиным, не работает и электричество не производит», – сообщает издание «Блокнот». Это подтверждается сообщением на сайте концерна «Росэнергоатом»: «Блок успешно отработал 4 часа на электрической мощности 300 МВт, после чего в 23:00 был остановлен».
В чём причина останова?
Поскольку до момента остановки нового блока не было информации о том, что Владимир Путин дал старт работе энергоблока лишь на 4 часа, факт прекращения работы нового блока спустя столь короткое время вызвал недоумение, предположение о нештатной работе оборудования и даже слухи об аварии.
Например, издание «Блокнот» предположило, что причиной скорого останова энергоблока стала «запроектная вибрация», и что турбина «не была отцентрирована как следует». Издание сообщает, что «после многолетнего хранения деталей турбин, которые были поставлены в Волгодонск ещё в 90-е, пришлось проводить восстановительные работы и их ремонт», а «при монтаже третьей турбины возникла необходимость заказывать у украинского завода новые лопатки, которые попросту сгнили с течением времени».
Разобраться в ситуации помог Андрей Тимонов, директор департамента информации и общественных связей АО «Концерн Росэнергоатом», ответивший на вопросы «Беллоны» по электронной почте. Ответы Андрея Тимонова в полном объёме публикуем в приложении к данной статье.
Андрей Тимонов проинформировал, что «было изначально предусмотрено», что энергоблок в день пробного пуска отработает всего несколько часов. В утвержденной «Этапной программой ввода в эксплуатацию энергоблока №4 Ростовской АЭС» ЭП.4.ВЭ.ОБ/0001 указано: «При подтверждении нормальной и непрерывной работы генератора энергоблока №4 Ростовской АЭС в течении не менее 4-х часов без отключения от сети на [тепловой] мощности реактора 1050-1200 МВт пусковой комплекс предъявляется к сдаче в опытно-промышленную эксплуатацию». «Проектной мощности энергоблок в «день пуска» достичь не мог ни при каких обстоятельствах. Так называемая программа освоения мощности (или постепенного достижения энергоблоком номинального значения мощности) занимает несколько месяцев после завершения этапа «энергетический пуск», – сообщил Андрей Тимонов. – После останова энергоблока специалисты станции начали плановую работу с представительством Ростехнадзора по поводу получения УДЛ (условий действия лицензии) на переход к этапу «опытно-промышленная эксплуатация».
Действительно, 19 февраля 2018 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдала Ростовской АЭС лицензию «на начало завершающего этапа пусковых операций на энергоблоке №4 перед его сдачей в промышленную эксплуатацию – опытно-промышленную эксплуатацию (ОПЭ)», – сообщает сайт АО «Концерн Росэнергоатом».
Харьковские турбины для Ростовской АЭС
Андрей Тимонов сообщил, что сведения о том, что смонтированная на четвёртом энергоблоке турбина была изготовлена в 1990-е годы, и что лопатки турбин «сгнили», действительности не соответствуют. «Турбоустановка К-1100-60/1500-2М энергоблока №4 Ростовской АЭС была изготовлена в 2013 году. Монтаж и наладка оборудования турбоустановки К-1100-60/1500-2М проводится под руководством шефов ОАО «Турбоатом», – утверждает Андрей Тимонов. – Все операции по монтажу оборудования турбоустановки оформлены сдаточной документацией, подтверждающей соответствия требованиям технических условий».
Участие представителей изготовителя турбин, харьковского ПАО «Турбоатом» в пуско-наладочных работах на российской АЭС вызвало ряд вопросов. «Турбоатом» уже десять лет никаких турбин в Россию не поставлял! И ничего наши специалисты там не монтировали и в наладке не участвовали», – сообщили представители предприятия журналу Persona.
Но интернет-издание «Волгодонск.про» утверждает, что украинские специалисты участвовали в «шеф-наладке» импортного оборудования и приводит слова ведущего шеф-инженера завода «Турбоатом» Михаила Калимбета: «Турбина смонтирована в соответствии с техническими требованиями завода. Наша организация смонтировала все четыре турбины на Ростовской АЭС, по одним и тем же нормативным документам, и за качество мы отвечаем».
Набор мощности будет проводиться постепенно
Андрей Тимонов пояснил, что до момента энергопуска отсутствует техническая возможность проверки смонтированной турбоустановки и её виброхарактеристик. По его словам, отклонений от заявленных виброхарактеристик не было обнаружено, но характеристики можно улучшать, что и было проделано: «Балансировка роторов турбины, для достижения лучших вибрационных характеристик, является текущей и длительной наладочной операцией. Текущие виброхарактеристики удовлетворительны и позволяют эксплуатировать энергоблок на текущих параметрах, однако улучшение вибрационных характеристик напрямую влияет на долгосрочный ресурс турбины (речь идёт о десятках лет). Именно поэтому данной операции отводится так много времени».
Андрей Тимонов сообщил, что опытно-промышленная эксплуатация нового энергоблока продлится ещё более шести месяцев. «Этап Г опытно-промышленной эксплуатации подразделяется на следующие подэтапы: Г-1 с освоением уровня мощностей реактора (тепловой) 1200, 1500, 2250, 2700, 3000 МВт; Г-2 – комплексное опробование энергоблока. Планируемая длительность этапа Г составляет более 200 суток».
Сайт АЭС сообщает, что 22 февраля началось поэтапное освоение мощности энергоблока. «В ходе набора мощности предполагается ряд плановых остановов энергоблока №4 для ревизии оборудования на основании анализа показаний контрольно-измерительных приборов», – говорит Андрей Тимонов. И, действительно, 7 марта энергоблок №4 достиг 50% мощности и был отключен от сети для проведения плановых испытаний на турбогенераторе, сообщает сайт АЭС.
С 10 марта четвёртый блок, по сообщению сайта станции, работает на 75% мощности, и на нём «проводятся физические испытания»: «при физических испытаниях проводится определение мощностного, температурного, барометрического и плотностного коэффициентов реактивности при критических концентрациях борной кислоты в реакторе, исследование распределения энерговыделения в активной зоне реактора в ходе погружения отдельных групп органов регулирования системы управления защиты, испытание системы внутриреакторного контроля по проверке функции формирования сигналов защит по локальным внутриреакторным параметрам».
Ввод четвёртого энергоблока Ростовской АЭС в промышленную эксплуатацию следует ожидать в начале осени.
Приложение: Ответы Андрея Тимонова по ситуации с вводом в строй Четвёртого блока Ростовской АЭС
Почему же Лукашенко строим новые АЭС, а себе, своим согражданам - старье? Причем, старье опасное?