Не первый год в водоёмах – охладителях российских атомных станций выращивают рыбу. Калининская атомная станция хвалится своей жирной форелью, на Смоленской АЭС выращивают толстолобика, Кольская атомная станция специализируется на лососёвых, а в водоёмах – охладителях Ростовской АЭС плавают сазаны и караси. При этом многие рыбёшки имеют неприлично огромные размеры. Что это – хороший уход и селекция? Или надо сказать спасибо атому?
Сегодня уже сразу и не установишь, кому первому пришла в голову идея выращивать рыбу в тёплых водоёмах при АЭС.
– В 1990 году рядом с Ленинградской атомной станцией было создано рыбное хозяйство – специально, чтобы кормить ядерщиков свежей рыбой, – рассказывает бывший директор Института физико-технических проблем металлургии и машиностроения Лев Максимов. – Там был специальный канал, который шёл со стороны АЭС. Вот его и приспособили для насущных нужд. Осетровые, выращенные в атомной воде, достигали веса 15–20 килограммов. По вкусу они напоминали стерлядь. Но вскоре атомщикам стало не под силу содержать это хозяйство, и хозяйство купили местные предприниматели.
Вероятно, именно пример питерских атомщиков вдохновил их коллег, раз зарыбленные водоёмы стали появляться повсеместно. Вот только почему никого не насторожили размеры рыбы, живущей в воде с атомной электростанции?
Форель для директора МАГАТЭ
На Калининской АЭС в 2017 году зарыбили оба водоёма – охладителя станции – природные озёра Песьво и Удомля.
– На этот раз в озёра было выпущено более 1 тонны двухлетнего толстолобика, – рассказывает депутат городского совета, главный редактор газеты «Голос Удомли» Дмитрий Подушков. – Средний вес каждой рыбы – 600 граммов. Кто ещё водится в наших озёрах? Белый и чёрный амур, сазан и карп.
Рекламный листок госкорпорации «Росатом» гласит: «Рыбы в водоёмах – охладителях АЭС – это отличные помощники в очищении воды от биопомех, которые затрудняют работу систем технического водоснабжения атомной станции. Зарыбление способствует не только обеспечению безопасности работы энергоблоков, но и сохранению баланса ихтиофауны, восполнению рыбных запасов».
Однако этот рекламный листок почему-то умалчивает про наличие трития в озёрах-охладителях, к примеру, упомянутой Калининской АЭС. Радионуклиды с АЭС могут поступать в окружающую среду, попадая в биологический круговорот, рыбу, почвенные воды. При этом в сбросах, вероятно, присутствует не только тритий. Но об этом не говорится.
Как поясняет эксперт по проблемам ядерной энергетики Алексей Щукин, самым опасным на сегодняшний день радионуклидом для человека является именно тритий – радиоактивный изотоп водорода с периодом полураспада 12,3 года, который образуется в больших количествах при облучении обычной воды в реакторах. Тритий практически не поддаётся очистке. Опасность его заключается прежде всего в том, что он легко мигрирует, включаясь в биологические цепочки. От него не избавиться даже при переработке радиоактивных отходов – при упаривании воды он летит вместе с паром.
Эксперты отмечают: конечным поглотителем радионуклидов, сброшенных в окружающую среду, становится именно рыба. А уж рыба в водоёмах-охладителях получает всё это с лихвой.
– К нам в Удомлю с инспекцией приезжал директор МАГАТЭ японец Юкия Амано, – говорит Дмитрий Подушков. – Так ему ещё по дороге на атомную станцию пообещали уху из форели, пойманной в озере Песьво... Но выдам секрет: форель накануне купили в одном из ресторанов Твери. Видимо, решили не рисковать.
Проект «Росатома» по строительству плавучей атомной станции всё больше походит на авантюру
Толстолобик – 40 килограммов!
Вот и на Ростовской атомной станции полным ходом идёт реализация комплексной программы зарыбления водоёма – охладителя АЭС травоядными видами рыб. Плотина водоёма – охладителя Ростовской АЭС была построена в конце 1980-х годов, и за это время тут сформировался свой набор ихтиофауны, особенностью которой стало преобладание хищной рыбы над травоядной. Такой дисбаланс привёл к тому, что водоём стал зарастать камышом и водорослями. Эти растения поступали в водозабор АЭС, нарушая нормальную организацию оборотного техводоснабжения станции. Чтобы решить эту проблему, и была разработана программа зарыбления водоёма-охладителя.
С 2015 года Ростовская атомная станция активно участвует в программе зарыбления Дона. Два раза в год представители Ростовской АЭС закупают молодь рыбы. В 2017 году работники станции выпустили 42 млн мальков рыбы. Сегодня атомщики намерены охватить своим зарыблением ещё и Цимлянское море.
Белоярская АЭС также активно занимается зарыблением. В 2017 году в Белоярское водохранилище заселили 270 тыс. рыб. Толстолобики уничтожают главного врага пруда – охладителя атомной станции – сине-зелёные водоросли. При этом взрослые особи достигают веса в 40 килограммов.
Ничего себе! Может быть, не зря атомщики не упоминают про тритий, который, по-видимому, всё же есть в воде водоёмов-охладителей? Исследования, посвящённые поведению трития в биологических объектах, свидетельствуют о его тысячекратном накоплении в живых организмах.
– Что касается выработки трития на АЭС, то он образуется пропорционально выработке самой электроэнергии, – утверждает физик-ядерщик Лев Максимов. – Тритий представляет собой радиоактивный изотоп водорода (водород-3, 3H) с атомной массой 3 (один протон, два нейтрона). Распадаясь, тритий превращается в гелий, выделяя при этом довольно интенсивное бета-излучение. Тритий может представлять серьёзную угрозу для здоровья. Ведь тритий, являясь изотопом водорода, химически ведёт себя так же, как водород, и поэтому способен замещать его во всех соединениях с кислородом, серой, азотом, легко проникая в протоплазму любой клетки. В этом случае испускаемое тритием бета-излучение способно повредить генетический аппарат клеток.
Так какую рыбу выращивают в водоёмах – охладителях атомных станций?
Мёртвая рыба
О том, что за рыба может водиться в водоёме – охладителе Смоленской атомной станции, расположенной в городе Десногорске, в редакцию сообщил депутат местного городского совета Арцвик Аветисян.
– В водохранилище при атомной станции не первый год происходит мор рыбы. Дохлых толстолобиков вывозят тракторами на городскую свалку, – рассказал депутат.
Почему умирает рыба, неизвестно – официально об этом не сообщается. Однако по городу ползут нехорошие слухи. И хотя власти продолжают утверждать, что на атомной станции, которая является градообразующим предприятием, неуклонно выполняются все установленные нормативы по соблюдению природоохранной деятельности, люди обеспокоены. И не без причины – в Десногорске сложилась непростая ситуация по онкологическим заболеваниям. Даже начальник Департамента здравоохранения Смоленской области Владимир Степченков, узнав о количестве онкологических больных в Десногорске, упрекнул врачей, что они не обращаются в департамент за помощью.
– А зачем властям выносить сор из избы? – поясняет Арцвик Аветисян. – Вдруг опять экологи очередную волну замутят. И заставят признать работу атомной станции опасной. Проще делать вид, что всё в порядке.
Надежда ПОПОВА