В разделе

«Наша Версия» вновь возвращается к теме затопленного стратегического бомбардировщика Ту-95 с двумя атомными бомбами на борту. Расследование «Бомбы в заливе Терпения» было опубликовано в № 34 за 2016 год.

Военный самолёт рухнул в акваторию Охотского моря в 1976 году, и с тех пор так и не был найден способ, как поднять бомбардировщик вместе с «красными головками» – так военные называют атомные бомбы. Получается, остров Сахалин сегодня оказался зажат между двух «Фукусим»: одна из них – в соседней Японии, вторая – подводная, прямо под боком. Потому как бомбардировщик, как выяснилось, далеко не единственный опасный объект, лежащий у берегов Сахалина.

Внимание к этой теме решили привлечь депутаты Сахалинской областной думы и их помощники. В редакцию «Нашей Версии», в частности, обратился бывший мэр города Макарова Николай Сидоров. Ныне Николай Николаевич является помощником депутата Сахалинской областной думы Светланы Ивановой – члена постоянного комитета по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению.

– Надо бы наконец решить проблему с затопленным бомбардировщиком, надеемся на помощь журналистов, – сказал Николай Николаевич, – тем более что Министерство обороны РФ не торопится решать этот вопрос. А пора бы!

38 кораблей с отходами

Сахалинцы упорно бьются за подъём стратегического бомбардировщика с двумя атомными бомбами на борту.

– Я работаю с этой темой уже более 10 лет, вместе с депутатом Светланой Васильевной Ивановой, – говорит Николай Сидоров. – Мы занимаемся вопросами экологической безопасности морской акватории вокруг сахалинских островов, разбираемся с многочисленными затоплениями радиоактивных объектов. Ведь помимо самолёта с атомными бомбами в заливе Терпения лежат ещё 38 кораб­лей с ядерными отходами. Кроме того, в Анивском заливе на дне находится космический аппарат с ядерной энергоустановкой, рухнувший в середине 70-х годов, а также более 6800 контейнеров с твёрдыми отходами!

Жители острова Сахалин регулярно задают и такой вопрос: а куда делись атомные «заряжалки» с 15 метеостанций Сахалина? Часть этих станций давно закрыта, но куда же делись ядерные зарядные устройства? В сахалинских водах затоплено 39 радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ). Они таят в себе очень большую опасность. По минимальным оценкам, в этих установках находится более 20 тыс. килограммов урана-238, а также радиоизотопные источники тепла (РИТ), содержащие стронций-90, суммарной активностью более 14,4 млн кюри.

Справка

РИТЭГ – радиоизотопный термоэлектрический генератор, использующий тепловую энергию, выделяющуюся при естественном распаде радиоактивных изотопов. РИТЭГи применялись в навигационных маяках, радиомаяках, метеостанциях и другом оборудовании, установленном в местности, где по техническим причинам нет возможности воспользоваться другими источниками электропитания. В СССР их использовали в качестве источников питания навигационного оборудования, установленного на побережье Северного Ледовитого океана вдоль трассы Северного морпути.

Как же в таких водах, буквально нашпигованных делящимися материалами, сахалинские рыбаки ловят рыбу? В эти июльские дни в заливе Терпения на ловле горбуши работают 22 предприятия... Сети исполосовали весь залив. Что же мы едим?

По теме

Кстати, американские военные тоже теряли атомную бомбу, это случилось в 1966 году. Свою бомбу американцы «уронили» в Средиземное море, вблизи курортных красот Испании. Но потом быстро её нашли. Подняли на поверхность, целехонькую! Почему же наши атомные бомбы «загорают» под толщей воды уже более 40 лет?

Аварийный сброс в море

Жители Сахалина долгое время не знали про катастрофу стратегического бомбардировщика. Зато всем обитателям острова памятно ядерное ЧП 1987 года. Тогда вертолётчики Дальневосточного управления гражданской авиации выполняли заказ Министерства обороны РФ: они должны были доставить на отдалённый маяк радиоизотопную энергетическую установку. Но из-за аварийной ситуации, возникшей во время полёта, установку пришлось сбросить в Охотское море.

– Дальше было молчание, – рассказывает Николай Сидоров. – И только через четыре года, в 1991-м, в Москве по этой теме прошло первое заседание Межведомственной комиссии. Члены комиссии поручили Министерству обороны РФ начать поисковые работы с применением современного оборудования. Но вы же помните, что случилось в 1991-м? Советский Союз распался, и в Москве озаботились совсем другими проблемами. О сахалинских ядерных утопленниках забыли. Но они вновь напомнили о себе в 1997 году, когда другой вертолёт снова аварийно сбросил в море ещё одну радиоизотопную энергетическую установку.

Этот случай особенно возмутил общественность. Жители Сахалина начали требовать принять экстренные меры для подъёма всех ядерных объектов. К требованиям жителей Сахалинской области присоединились все дальневосточники. Именно поэтому в 2003 году во Владивостоке состоялось межведомственное совещание, проведённое по инициативе командования Военно-морского флота России. На нём были определены методики поиска опасных ядерных объектов. Но денег на эти цели так и не выделили.

Лёд тронулся лишь в 2006 году.

– В Москве состоялось закрытое заседание комитета Госдумы по безопасности с участием сахалинских депутатов Владимира Ефремова и Светланы Ивановой, – продолжает наш разговор Николай Сидоров. – И уже в 2007 году был поднят первый радиоизотопный генератор у мыса Марии. Долгое время этот опасный объект хранился на базе гидрографической службы Тихоокеанского флота в Советской Гавани. Лежал он в специальной ёмкости. Потом его утилизировали с помощью средств, выделенных Ливерморской национальной службой безопасности имени Лоуренса (США). Но вот второй генератор до сих пор не нашли!

Опасные горячие частицы

Координаты места, где лежит стратегический бомбардировщик Ту-95 с тонными бомбами, сегодня известны. Есть и точные координаты места нахождения космического аппарата с ядерной энергоустановкой в Анивском заливе. Также известны точки расположения 5 из 38 затопленных кораблей с ядерными отходами в заливе Терпения. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору своим письмом № НЮ-48/23 от 17 января 2007 года подтвердила «затопление ядерных объектов в определённых районах акватории Тихого океана».

Однако это капля в море. По данным профессора Военно-морской академии ВМФ Сергея Голобокова, специалисты потеряли контроль над 85 РИТЭГами с побережья Тихого океана. И где сегодня эти радиационные «батарейки», никому не известно. Может, их списали. А может, как считают сахалинские экологи, варварски утопили в том же заливе Терпения. В итоге риску внутреннего облучения подвергается всё население России, получающее ежегодно из дальневосточных морей около 70% всех морепродуктов. Опять же вспомним про фонящую японскую «Фукусиму». Для примера: попадание всего 1 кюри в организм человека приводит к летальному исходу. А 14 млн кюри уничтожат не только население Сахалина и Курил, но и уникальнейшие водно-биологические ресурсы Охотского моря. Радиоактивная катастрофа приведёт к необратимым экологическим последствиям во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несомненно, пострадают не только обитатели острова Сахалин, но и жители всего Дальнего Востока.

КСТАТИ

Наибольшую опасность для человека представляют как раз затопленные радио­изотопные установки, поскольку, находясь в морской среде, они саморазрушаются. Высокорадиоактивные горячие микрочастицы этой топливной композиции попадают в пищевые цепочки. Эти процессы внутреннего облучения людей через пищевые гидробионты более опасны, чем внешнее облучение. Они сильно загрязняют морскую среду и будут опасны, если их не начнут наконец доставать со дна морского, ещё 600–800 лет.

НАДЕЖДА ПОПОВА, "ВЕРСИЯ"