Дороги у нескольких атомных электростанций в России находятся в плохом состоянии. Об этом постоянно сообщают их сотрудники. Особенно громко бьют тревогу ядерщики Удомли, что в Тверской области. По убогим удомельским дорогам проехать можно только на мощном тракторе. Аналогичная ситуация на подъездах к Калининской атомной станции — это 280 км от Москвы. Отвратительные дороги связывают Ростовскую (Волгодонскую) АЭС с «большой землей». Такая же ситуация и при въезде в городе Сосновый Бор на Ленинградскую атомную станцию. Ядерщики жалуются, что добираюсь на работу (и с работы) с огромными потерями времени и нервов по дороге с выбоинами и ямами. Не радует глаз и дорога на Балаковскую атомную станцию в Саратовской губернии. Что особенно удивительно — хорошие дороги есть только к коттеджам начальников в поселке «Радужный». В народе поселок иронично называют «город нищих»: там особняки и охраняемый периметр — не менее 300 кв. м. Это наследство, которое осталось от прежнего хозяина атомной станции Павла Ипатова.
«Сапсан» тоже может пострадать
«Суровая действительность Удомли заключается в том, что наш город, де-факто, прежде всего весной, находится в транспортной блокаде, потому что нет ни одного эвакуационного пути, который бы находился в нормативном состоянии, — рассказывает бывший мэр атомного городка, депутат Удомельской городской Думы, главный редактор газеты «Голос Удомли» Дмитрий Подушков. — Все в разбитом состоянии. Главная дорога на Вышний Волочёк и трассу «М-10» совершенно разбита.
Основная дорога на М-10 и основной эвакуационный путь, д. Белавино Вышневолоцкого района, до Удомли 30 км.Но если ямы как-то можно объехать по обочине, то бутылочное «горлышко» — путепровод над железной дорогой Москва — Санкт-Петербург — никак. Уже много лет этот путепровод находится в аварийном состоянии. Этот путепровод для проезда может быть вообще скоро закрыт, что создаст для всех жителей Удомли и других населённых пунктов много неудобств. А если произойдёт обрушение даже всего одной плиты во время прохождения скоростного «Сапсана»? Последствия даже трудно представить…".
Путепровод над железной дорогой Москва — Санкт-Петербург. Фото: tver24.comС апреля 2016 года не выдается разрешение на перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов транспортным средствам. На путепроводе установлен знак ограничения «18 тонн». И нужно полагать, тяжёлые грузы на атомную станцию едут какими-то хитрыми объездными путями. А этот путь длиннее, значит, увеличиваются траты на бензин и пр.
«Но власти твердо уверены, — резюмирует Дмитрий Подушков, — на Калининской атомной станции никакой запроектной аварии произойти не может. Поэтому нормальные дороги нам не нужны!».
Напомним, что строительство Калининской АЭС началось еще в 1974 году. Еще тогда ставился вопрос о качественных дорогах. А ведь прошло 43 года. Колодцы, напоминающие выгребные ямы, аварийная теплотрасса, дома, которые отапливаются штакетником от разобранного забора, — таков унылый пейзаж города атомщиков. В списке невыполненных обещаний давно уже числятся водозаборные и очистные сооружения. Но все обещания остаются лишь на бумаге. Появление Калининской АЭС не внесло никаких кардинальных изменений в жизнь города атомщиков. Только показатели смертности в Удомельском районе стали выше, чем по Тверской области. Разве это справедливо по отношению к людям, которые живут вблизи опасного ядерного объекта?
Шикарные ямы!
«Положение с эвакуацией в случае аварии на Балаковской атомной станции такое же критическое, как и в атомной Удомле, — уверен Владимир Углев, бывший председатель Балаковского отделения Всероссийского общества охраны природы. — Какова численность населения? Более 200 тыс. человек, плюс около 50 тысяч в окрестных деревнях и сёлах. А возможность по этим дорогам выбраться из зоны, особенно, через плотину Саратовской ГЭС, это что игольное ушко для верблюда. Представители руководства МЧС города Балаково, с которыми я говорил, официально заявляли, что у них всё под контролем. В частной же беседе они понятия не имеют, что делать в случае серьёзной аварии».
Всем в Балаково памятно недавнее ДТП из-за разбитой дороги. Два автомобиля ВАЗ-2114 столкнулись у поселка Радужный. А дорога на этом участке полностью отсутствует. Но зато есть шикарные ямы и проплешины. И водителям приходится объезжать эти ямы по встречной полосе. Автолюбители отмечают, что дорога в сторону Балаковской АЭС находится в крайне плохом состоянии.
В местных СМИ осенью 2016 года появились новости о том, что в городе Балаково дорожная компания «Автотрасса» приступила к ремонту дороги на атомную станцию. На ремонт выделены 28 млн рублей. Отрезок, который капитально отремонтируют, составляет 2 км 500 м. То есть «латать» будут самый проблемный участок дороги, ту проплешину, на которой постоянно бьются машины. А остальное полотно?
«Радует тот факт, что к ремонту приступила компания, которую мы хорошо знаем. Заказчиком является областное министерство, они, к слову сказать, будут производить и экспертизу качества», — отметил глава администрации Балаковского района Иван Чепрасов. Но ремонт 2 км 500 м проблему бездорожья в атомном Балаково не решает.
В регионах ждут «атомных денег»
Еще в июле 2013 года в Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области состоялось совещание по приведению в нормативное состояние региональных дорог, которые являются путями эвакуации Ленинградской атомной станции. Представители дорожного ведомства, ГИБДД и атомной станции обсудили возможности ремонта. К путям эвакуации Ленинградской АЭС относятся региональные дороги Санкт-Петербург — Ручьи, Форт — Коваши — Сосновый Бор, Волосово — Гомонтово — Копорье — Керново, Сосновый Бор — Глобицы, Петродворец — Кейкино. В 2013 году было запланировано выполнение ремонтных работ на автодороге Санкт-Петербург — Ручьи с 122 по 136 км. Далее, на автодороге Волосово — Гомонтово — Копорье — Керново с 49 по 55 км. И на автодороге Петродворец — Кейкино с 61 по 71 км.
Ведь ямы и выбоины на трассах это и есть прямые причины многочисленных ДТП. Комитет по дорожному хозяйству порекомендовал строителям отремонтировать наиболее аварийные участки путей эвакуации. Как будто бы эти работы были выполнены неким фондом «Вселенная-235». Довольны ли атомщики?
«Отремонтировали аварийные участки? — удивляется сотрудник Ленинградской АЭС (он просил не называть его имя). — Утром в сторону АЭС — через промышленную зону гигантская пробка размером до 3 км, скорость движения машин от силы — 5 км в час. Вечером, после окончания работы на всех предприятиях атомного комплекса пробка в обратную сторону того же размера. И на той же скорости. П почему не сделать параллельную дорогу и разгрузить эту? Разговоры на эту тему тянутся с прошлого века. Есть еще проблема объезда атомного комплекса иногородним транспортом, который пока идет вдоль Ленинградской АЭС и через Санкт-Петербург. Тут начали что-то делать. И бросили. Объездная дорога в сторону Петербурга построена кусками. И тоже брошена».
Несмотря на ямочный ремонт, большая часть дорог города Волгодонска, где работает Волгодонская (Ростовская)атомная станция выглядит как после бомбежки. И чтобы хоть как-то улучшить качество дорожного полотна власти города намерены вложить в ремонт около 150 млн «атомных» денег.
Ежегодно Волгодонская атомная станция отчисляет в качестве налогов около 2 млрд рублей. Возможность экономической поддержки населения атомных городов в Волгодонске обсуждается не впервые.
«На что планируется потратить „атомные деньги“?» — такой вопрос задали главе администрации Волгодонска Виктору Мельникову на последней пресс-конференции местные журналисты. «Их пока нет. К большому сожалению, их приходится выбивать, это очень тяжело. Сегодня пока ведем переговоры, хотелось бы отремонтировать дороги. Проблем очень много, но дороги нужно ремонтировать, поэтому просим губернатора решить этот вопрос. Необходимо 100−150 миллионов рублей на восстановление дорожных сетей», — сказал Виктор Павлович Мельников.
Может быть, хватит обустраивать атомные строительные площадки в Белоруссии, Турции, Финляндии, Иране и прочих иноземных странах? Надо бы, наконец, решить вопрос со всеми разбитыми эвакуационными дорогами, ведущими на наши, российские АЭС. Пока гром не грянул.
Справка. На 10 атомных электростанциях России в эксплуатации находятся 35 энергоблоков. На трех атомных станциях — Ленинградской, Смоленской и Курской — до сих пор работают древние реакторы РБМК, или реакторы «чернобыльского» типа.
Надежда Попова