На Балтийском заводе в первом квартале 2017 года планируется запустить ядерные реакторы экспериментальной плавучей АЭС «Академик Ломоносов». Свою обеспокоенность предстоящими испытаниями в черте города сначала выразили активисты движения «Гринпис Россия» и некоторые депутаты Законодательного Собрания. Однако заказчик проекта компания «Росатом» утверждает, что городу и его жителям ничего не угрожает, и продолжает подготовку к запуску.
Активисты «Гринпис» еще в феврале направили в Ростехнадзор обращение по поводу безопасности пробного пуска реактора в границах Петербурга. Согласно ответу ведомства, опубликованному на сайте экологов, ответственность за работы несет ООО «Балтийский завод – Судостроение».
– Необходимое согласование от губернатора Санкт-Петербурга заказчиком – Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» – было получено в 2014 году, – указано в тексте ответа Ростехнадзора.
«Сергиевские куранты» обратились к координатору энергетической программы «Гринпис России» Рашиду Алимову, чтобы выяснить позицию защитников природы и понять, насколько опасны могут быть такие работы вблизи центра Петербурга.
О масштабах возможной аварии говорить трудно. Мощность плавучей АЭС, где два реактора общей мощностью 70 МВт меньше, чем, например, блока Ленинградской АЭС с 1000 МВт. Однако она заметно больше, чем у исследовательских реакторов. Если говорить о риске – важна не столько вероятность наступления внештатной ситуации. Риск – это вероятность, помноженная на тяжесть последствий. Мы понимаем, что вероятность может быть не очень велика. Но невозможно полагаться только на это, имея в виду теоретически возможные последствия. И Балтийский завод, и город, фактически к ним не готовы. Мы видим главную проблему и в том, что запуск реакторов и погрузка топлива будут происходить прямо в Петербурге. По данным наших коллег, с 90-х годы реакторы на судах, которые сооружал Балтийский завод, запускали за пределами города.
Рашид Алимов
Активист приводит в пример другие случаи, когда авария судового реактора приводила к серьезным последствиям:
– В случае с ПАЭС «Академик Ломоносов» мы вспоминаем такие происшествия с судовыми реакторами, как авария на заводе «Красное Сормово» в 1970 году в Нижнем Новгороде. Тогда произошел самопроизвольный пуск реактора и его частичное разрушение. Еще один серьезный случай был в 1985 году во время перезарядки реакторов подводной лодки «Чажма» на Дальнем Востоке. Тогда погибли люди, шлейф загрязнения был более 5 километров, а частицы выпадали и в 30 километрах от места выброса, – рассказал Алимов.
В «Гринпис» считают, что плавучая станция несет городу не только экологическую опасность.
– Критикуется сама идея создания подобной станции, потому что на таком передвижном объекте ядерные материалы могут оказаться доступны террористам. АЭС плавучая, а, следовательно, могут иметь место аварии в море. Не говоря уже о том, насколько на самом деле необходима эта станция. На наш взгляд, это просто дорогая игрушка «Росатома». На Чукотке, куда ее собираются отправлять, нет спроса на такое количество энергии. Просто у «Росатома» есть план, по которому они будут создавать подобные ПАЭС и отправлять их, например, в Индонезию. Даже не продавать, а просто направлять. Продаваться будет вырабатываемое электричество. По подобной схеме BOO – build, own, operate – планируется, что будет работать АЭС, которую «Росатом» собирается построить в Турции, – говорят в организации.
Рашид Алимов утверждает, что запланированные работы на АЭС нужно проверить на соответствие всем требованиям закона.
– Существует распоряжение правительства «Об объектах федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ». В нем прописано, что на схемах объектов федерального значения в области энергетики должны быть отображены атомные электростанции, и там нет никаких исключений, по мощности или по стационарности, мобильности, ни по каким другим основаниям. И в этих схемах нет упоминаний о ПАЭС «Академик Ломоносов». У эксплуатирующей организации до сих пор отсутствует лицензии на эксплуатацию, о чем нам написал Ростехнадзор. К тому же не совсем понятно, почему компания решила провести общественные слушания и узнать мнения жителей по поводу станции только на Чукотке. Мы считаем, что если планировать подобные работы в Петербурге, то нужно узнать у горожан, как они к этому относятся, – считает эколог.
«Гринпис Россия» намеревается и дальше добиваться подробного разбирательства и отстаивать право петербуржцев на безопасность.
– В настоящее время мы находимся в переписке с госорганами. Ждем ответа от прокуратуры и от «Росатома». Мы настаиваем на проведении общественных слушаний и экологической экспертизы. Иначе запуск реакторов, на наш взгляд, незаконен. В городе также есть люди, которые проявляют свою активность независимо от нас. Они узнают об этой проблеме из других источников, и мы видим запросы, которые направляют в госорганы сами эти граждане. Нас, конечно, радует такое участие и неравнодушие горожан к сложившейся ситуации.
«Сергиевские куранты» обратились в пресс-службу Балтийского завода, чтобы узнать позицию предприятия, на котором лежит ответственность за предстоящий запуск реакторов.
Мы не можем прокомментировать, будет ли запуск в черте города или нет. Не располагаем такой информацией. Но в нашей организации не понимают, почему этот вопрос вызвал такой резонанс. Тип реактора, который установлен на ПАЭС «Академик Ломоносов» – это КЛТ-40С. Наш завод уже 14 раз погрузил и ввел в эксплуатацию реакторы такого типа на различных судах. Поэтому наши специалисты прекрасно знают, как с ними работать и какие меры безопасности необходимо соблюсти.
пресс-служба ООО «Балтийский завод – Судостроение»
К спорам вокруг плавучей АЭС подключились и в Законодательном Собрании Петербурга. Представитель фракции «Яблоко» Михаил Амосов на заседании 15 марта предложил уточнить у губернатора Георгия Полтавченко, давало ли правительство разрешение на проведение запуска в черте города. Однако в ходе заседания депутаты запрос отклонили. Одним из противников инициативы Амосова выступил депутат Алексей Цивилев. «Сергиевские куранты» связались с парламентарием, чтобы узнать его мнение.
Депутат Амосов показал себя непрофессионалом. Любой человек, который знаком с атомной энергетикой, а у меня специальность как раз с ней связана, знает, что гораздо опаснее не загрузка топлива, а работающая станция. У нас есть ЛАЭС и десятки локальных станций в городе, которые представляют куда больше опасности, но они почему-то никого не беспокоят. Либо тут речь идет о какой-то конкурентной борьбе. Наши специалисты, наша аппаратура самые лучшие. «Гринпис» – политически ангажированная организация, которая считает, например, что Россия не должна развивать свои арктические шельфы и так далее. Атомная энергетика – самая безопасная, и АЭС, в отличие от других видов электростанций, не выделяет в атмосферу канцерогенных веществ. Создание плавучей станции – это наука, производство, это рабочие места. Если они хотят запретить всю атомную энергетику в городе – это хотя бы логично, а то, что они набросились на этот конкретный корабль, я думаю, это какая-то коммерческая история, которая в целом вредит развитию атомной энергетики в городе.
Алексей Цивилев
Председатель парламентской комиссии по экологии Мария Щербакова заявила «Сергиевским курантам», что в ее ответственном органе вопрос ПАЭС не рассматривался, и предложила обратиться напрямую к Михаилу Амосову. Корреспонденту не удалось связаться с депутатом, однако о его планах рассказали в пресс-службе городского отделения партии «Яблоко».
Михаил Иванович, конечно же, продолжит выступать на стороне защитников города от возможных последствий этого экспериментального пуска. Его депутатский запрос был отклонен Законодательным Собранием, но он намерен направить свое обращение к губернатору Петербурга в качестве письма. Ожидание ответа займет несколько больше времени, чем при депутатском запросе, но Михаил Иванович все же использует эту возможность получить разъяснения от Георгия Полтавченко.
пресс-служба регионального отделения партии «Яблоко»
Пока каждая сторона конфликта продолжает доказывать свою правоту, время запуска реакторов на АЭС «Академик Ломоносов» приближается. Но пока никто так и не может дать однозначный ответ на вопрос – опасен ли мирный атом плавучей станции для Петербурга и его жителей.