Но, вместо того чтобы разобраться в ситуации, Журавлёва уволили. Так мы с Александром Дмитриевичем и познакомились – он пришёл ко мне за помощью. Именно благодаря его смелости и принципиальности в 2007 году в проект плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» были внесены существенные изменения. А самого Журавлёва впоследствии восстановили на работе.

С тех пор прошло 10 лет. Строительство ПАТЭС входит в завершающую стадию. Однако проект, по мнению Журавлёва и других профессиональных атомщиков, получился запредельно дорогим. Как мне кажется, «Рос­атом» скрывает это от руководства страны, продолжая вбухивать бюджетные деньги в швартовые испытания, заливку ядерного топлива, а также создание гидротехнических и береговых сооружений для плавучей станции.

Дорогая игрушка «Росатома»

Мы встретились в Доме журналиста. На встречу Александр Журавлёв привёз документы о результатах целевой инспекционной проверки плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». После ознакомления с ситуацией у меня сложилось мнение, что проект провалился, но государственная корпорация «Росатом» продолжает и продолжает вкладывать в него миллиарды, пытаясь реализовать проект любой ценой.

– «Росатом» строит плавучую атомную станцию, как вы знаете, больше 10 лет, – начал наш разговор Александр Журавлёв. – За это время стоимость референтного образца постоянно менялась.

Похоже, что сегодня цена атомной баржи не 30 млрд рублей, как продолжает утверждать государственная корпорация «Росатом», а уже около 121 млрд рублей.

Именно в такую сумму, по-видимому, вылилось многолетнее строительство. Как мне кажется, за такие деньги эта плавучая АЭС никому не нужна, она фатально нерентабельна, поэтому патент вроде как быстренько продали в Китай. Подобное не должно было произойти без распоряжения первого заместителя главы «Росатома» Кирилла Комарова. А в структуре Сергея Завьялова в дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС чуть ли не идёт процесс ликвидации бухгалтерии. Эта плавучая АЭС будет создана в одном-единственном экземпляре и скорее всего будет обречена на убыточность, хотя ТВ-каналы продолжают гонять новости о прорывных достижениях «Росатома» в строительстве целой «флотилии» плавучих АЭС.

 

Вот это новости! Дабы концы не ушли в воду, я сразу же обратилась в Службу экономической безопасности ФСБ, а также в пресс-службу Владимира Путина. Отдельное обращение было адресовано администрации президента РФ. Далее, насколько мне известно, оттуда был сделан запрос в государственную корпорацию «Росатом».

Как я понимаю, в «Росатоме» после этого сильно заволновались и забегали и, хотя навигация уже закончилась, начали спешно готовить экспедицию на Чукотку. Не заставил себя ждать и запрос в пресс-службу губернатора Чукотки Романа Копина о строительстве береговых и гидротехнических сооружений. Однако оттуда так и не ответили.

Чукча в чуме ждёт АЭС

Напомним читателю, что первоначально плавучая атомная станция предназначалась для Северодвинска. Однако что-то не заладилось, и проект перенесли на Камчатку. Но местные жители, по-видимому, выступили резко против ядерной пришелицы. В результате атомную баржу решено было установить на якорь на Чукотке.

Но нужна ли в маленьком Певеке такая огромная ядерная «батарейка»? Даже в рекламных брошюрах «Академик Ломоносов» обещает обогревать город с числом жителей 200 тыс. человек. Хотя вся Чукотка имеет численность населения всего-то 50 тыс. человек. В Певеке живут 4733 человека.

Обратить внимание нужно и вот на какой момент: как сообщается, плавучая АЭС должна заменить в работе Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ. Но один из самых серьёзных оппонентов «Росатома», известный физик-ядерщик Андрей Ожаровский интересуется: если плавучая атомная станция собирается стоять «на мёртвом якоре» в Певеке, как она сможет заменить АЭС в Билибине? Как это возможно чисто технически, учитывая, что расстояние между Певеком и Билибином составляет 239 километров?

–Это действительно странно, – удивляется Александр Журавлёв. – Плавучая АЭС не сможет заменить Билибинскую АЭС. Насколько я понимаю, там нет сетей, а сети эти никто строить не собирается.

Сегодня в Певеке не требуется такого объёма электроэнергии. К тому же оба мощных ядерных реактора (а на ПАТЭС должны работать два ядерных реактора) в этом малолюдном регионе, по всей видимости, будут работать в режиме пониженной мощности. А это очень опасный режим, поскольку это может увеличить риски!

Похоже, что для Чукотки атомная баржа действительно оказывается малопригодной. Видимо, именно по этой причине в коридорах «Росатома» ещё в апреле 2016 года могла гулять идея кардинально изменить проект новых плавучих АЭС. В ведомстве, похоже, решили: строить плавучие АЭС по образцу «Академика Ломоносова» очень дорого, а потому стоит перейти к более дешёвой модели – без жилого модуля и без хранилища облучённого ядерного топлива (ОЯТ). Однако о том, что постройка судна-сборщика для ОЯТ также обойдётся в копеечку, в «Росатоме», вероятно, опять промолчали.

Удивительное совпадение, после того, как вызывающие вопросы сведения оказались в распоряжении администрации президента, в Сети появилось примерно вот такое сообщение: «В Певеке ведётся строительство береговых сооружений, которые нужны для функционирования плавучей атомной станции». В Архангельске встали под погрузку два теплохода, которые доставят на Чукотку необходимые материалы и оборудование. Эти рейсы позволят подрядчику работать в порту до начала следующей навигации. Параллельно плавучий энергоблок проходит швартовные испытания на Балтийском заводе в Петербурге.

– Срок окончания швартовых испытаний плавучей станции, по всей видимости, был намечен на конец 2016 года, – предполагает Александр Журавлёв. – После этого, как было обещано, «Академик Ломоносов» выйдет с завода, затем будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключён к береговой инфраструктуре в порту Певек. Кстати, примерно в феврале 2017 года на борту «Академика Ломоносова», вероятно, должна начаться загрузка ядерного топлива.

Но, если проект нерентабелен, зачем нужны новые огромные траты? Похоже, что это понимают многие. Недаром свежее интервью генерального директора Балтийского завода Алексея Кадилова называется «Ещё рано говорить о серийном выпуске плавучих АЭС». «Пока «Росэнергоатом» не поставит плавучую АЭС в Певеке, не начнёт эксплуатировать, не поймёт, что и как, говорить о продолжении серии преждевременно», – сообщает Алексей Кадилов.

То есть господин Кадилов уже в курсе, что вторую плавучую станцию Балтийский завод строить не будет? Почему же не поднять вопрос на государственном уровне?

фото: Александр Чиженок/ТАСС

фото: Александр Чиженок/ТАСС

Конь не валялся

 

Тем временем первые дни наступившего 2017 года принесли очередные интересные новости. Почти все ведущие российские СМИ 7 января сообщили о том, что на Чукотку доставлены строительные грузы для сооружения атомной электростанции «Академик Ломоносов». Цемент, песок, щебень, трубная продукция и контейнеры общим весом почти 10 тыс. тонн прибыли в Певек на сухогрузах «Синегорск» и «Иоганн Махмосталь», которые сопровождали дизельные ледоколы «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров».

Зачем же погнали суда в эти опасные ледяные заторы? Навигация на Чукотке закончилась ещё 20 ноября. В дороге льды зажали корабли, так что компания вынуждена была обсуждать возможность ждать весны для продолжения пути. Почему «Росатом» пропустил навигационный сезон, а спохватился лишь в конце ноября? И сколько стоил этот ледовый бросок в Певек?

– Возникает вопрос, – удивляется Александр Журавлёв, – как составляли графики доставки грузов для береговых сооружений на Чукотку?

Кстати, незадолго до прибытия каравана в Певеке состоялась торжественная церемония забивки первого лидерного шпунта в основание береговой инфраструктуры для плавучей атомной станции. Всего для приёма плавучей АЭС нужно построить 600-метровый мол. Сколько это будет стоить бюджету? Очевидно, что недёшево. Но если проект всё-таки не удался, может быть, не надо пускать на ветер новые миллиарды?

– Сегодня строительство береговых сооружений на Чукотке идёт, – продолжает наш разговор Александр Журавлёв. – Но вот что интересно: вероятно, что все расходы на гидротехнические и береговые сооружения в сумму 121 млрд рублей, скорее всего уже потраченных на строительство ПАТЭС, не входят. В итоге весь проект плавучей АЭС вместе с береговыми сооружениями обойдётся бюджету ещё дороже! Напоминаю: огромную сумму стоит только плавучий энергоблок. Более того, в решениях и разработки и реализации проекта плавучей атомной станции, по всей видимости, не рассматривались вопросы её жизненного цикла. Предложения Росэнергоатома об использовании на период ремонта модернизированного атомного ледокола вместо плавучей АЭС, как я считаю, на текущий момент не проработаны ни с технической, ни с экономической стороны.

Далее: скорее всего не рассматривалась даже сама задача определения и создания инфраструктуры обслуживания плавучего энергоблока, а также, похоже, не вёлся разговор и об обеспечении ремонта оборудования плавучего блока в удалении от базы и др.

Тут надо сказать вот ещё о чём. В середине декабря на плавучей атомной станции неожиданно случился пожар. Пламя тушили с помощью МЧС. С верхней палубы атомной баржи были эвакуированы 150 человек. Пожар, как известно, испокон веков является хорошим способом заметать следы…

Ушла на китайскую базу

А теперь из Певека переберёмся в Китай. Наши китайские коллеги, журналисты из газеты «Наньцзао жибао», подтвердили, что ведущая энергетическая корпорация Китая China General Nuclear Power Corp уже строит плавучую атомную станцию с собственным ядерным реактором ACPR50S.

Тут надо сделать такое примечание. Ещё с 2014 года мы обсуждали с китайцами планы по совместному строительству плавучих АЭС – в Пекине очень давно проявляли интерес к «Академику Ломоносову». В планах даже значился выход на серийное строительство плавучих атомных станций, что могло открыть России и Китаю рынок третьих стран. Но все эти утверждения, выходит, уже не соответствуют действительности?

Между тем игра в плавучие атомные кораблики продолжается.

– Плавучими атомными станциями уже заинтересовались зарубежные страны, – заверяет начальник по строительству плавучих АЭС Сергей Завьялов. – Интерес к мобильной электротеплогенерации проявляют в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Саудовской Аравии и Катаре. Представители из этих стран заявляли, что, как только мы достроим головной энергоблок и будут заметны первые результаты работы, они могут начать с нами сотрудничество. Поэтому чем быстрее мы сегодня продемонстрируем наши новые технологии мировому сообществу, тем скорее сможем получить заказы. Само собой, серийные плавучие АЭС реально строить с меньшими издержками и по уже усовершенствованным технологиям. Типовая плавучая АЭС может обойтись на 40–50% дешевле. Скорее всего очередную плавучую АЭС начнут строить сразу же после того, как заработает референтный образец. Подобные станции со временем придут на Таймыр и Камчатку.

Однако Камчатка однажды уже отказалась от такого подарка «Росатома». Где фантазии, а где реальность?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

 

Пока материал готовился к печати, стало известно, что страсти вокруг плавучей атомной станции начинают закипать и в городе на Неве, где идёт строительство «Академика Ломоносова». Депутат Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов направил запрос директору государственной корпорации «Росатом» Алексею Лихачёву с требованием подтвердить информацию о запуске ядерных реакторов на плавучей атомной станции. Ведь работы, относящиеся к категории ядерно опасных, были запрещены в черте города ещё четверть века назад!

– Исключение делается только для атомных ледоколов, – резюмирует Александр Журавлёв. – Но строительство плавучей АЭС – это не сооружение атомного ледокола. Почему за все 10 лет строительства атомной баржи «Росатом» не удосужился внести необходимые изменения в документацию? Полагаю, что из дирекции строящихся плавучих АЭС нужно немедленно убрать некоторых неэффективных руководителей, пока ещё можно выправить ситуацию. Всё руководство сооружения ПАТЭС необходимо перевести на ручной режим. Во главе поставить человека, который умеет принимать правильные решения.