О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 024.12.2016
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» |
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
Из важных событий этого года в атомной отрасли вспоминается запуск энергоблока поколения «3+» на Нововоронежской АЭС. Во-вторых, по итогам года, скорее всего, снова будет рекордная выработка на атомных электростанциях России. Превышение идет относительно исторического максимума, поэтому в последние годы рекорд этот часто перебивается, так как вводятся в эксплуатацию новые блоки и увеличивается база мощностей. И третье знаковое событие – начало промышленной эксплуатации блока БН-800.
С Китаем достигли соглашения о строительстве новой очереди Тяньваньской АЭС. Возникли реальные договоренности с Ираном о второй очереди Бушерской АЭС. И возможно, еще одно событие было важным для Росатома – окончание затянувшегося судебно-переговорного процесса с Болгарией по АЭС «Белене». Деньги за этот несостоявшийся проект были получены наконец-то назад, а они лишними никогда не бывают. Кроме того, это имело и важное репутационное значение.
Что касается позиций Росатома на мировом рынке, то их он за прошедший год не сдал и даже в какой-то мере упрочил. С одной стороны, Росатом пытается активно выходить на новые рынки и у него это получается – выход на рынок Швеции с топливом для АЭС в этом плане весьма показательный. Также у Росатома получается наращивать долгосрочные заказы, в том числе и за счет работы по подписанию контрактов на строительство новых атомных станций. Но надо понимать, что договоренность по поставкам топлива начнут реализовывать в ближайшие годы, а между меморандумом и выходом на площадку может пройти и 4-5 лет. Дело в том, что приходится решать в процессе много вопросов в природоохранной, технической сферах, контрактовке оборудования и т.д. Это все занимает немало времени. Поэтому нельзя говорить, что рост заказов прямо сразу трансформируется в рост производства или увеличение числа выполненных работ. Тем не менее, в долгосрочном плане рост заказов – это тенденция позитивная, потому что мы видим, что Росатом продолжает опережать своих конкурентов. Достаточно посмотреть на ту же «Ареву», которая продолжает задерживаться с вводом в эксплуатацию своих проектов.
ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ПРОДВИГАЛОСЬ СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ
|
Также в этом году ощутимо продвинулся в реализации проект освоения Арктики – был спущен на воду атомный ледокол «Арктика», еще один был заложен. И в ближайшие годы интенсивность будет возрастать кратно, потому что многие проекты сейчас находятся на ранней стадии реализации. Есть проект Ямал-СПГ, есть крупный проект, к которому собираются подключаться страны Юго-восточной Азии по проводке своих судов по Севморпути для более быстрой доставки товаров в Европу. Поэтому услуги ледокольного флота будут наверняка востребованы. Возможно, это позволит решить сразу две проблемы. С одной стороны, это даст Атомфлоту выручку, а с другой – позволит ему сформировать более конкурентные тарифы. Потому что при сравнительно небольшой загрузке (относительно советского периода), которая сейчас есть, и при необходимости поддерживать инфраструктуру, Атомфлот находится в непростой ситуации. Рост трафика поможет ему стать конкурентоспособнее и привлечь в будущем большее количество клиентов. Потому что Севморпуть, по мнению и японских, и китайских специалистов, интересен не только из-за сокращения времени доставки относительно традиционных морских маршрутов на 10-15 суток. Дело в том, что в отличие от южных морей это будет одна юрисдикция – российская и ее не придется менять. Плюс здесь нет пиратов, а значит, страхование подобного рода рисков будет минимальным. Это тоже влияет на конкурентоспособность Севморпути.
Что касается наступающего года, то прогнозировать сложно. Это, скорее, зависит от самого Росатома. Тем не менее я хотел бы услышать о расширении сотрудничества с Индией, чтобы перешли к проектной стадии. Мы видим, что объем строительства внутри страны в ближайшие годы будет сокращаться, потому что у нас не очень высокие темпы роста потребления. Хотя 2016 год дал нам в этом плане некоторую надежду – мы видим, что российская экономика может увеличивать спрос на электроэнергию на 1,5-2% ежегодно и даже больше при сравнительно низкой экономической динамике. Исходя из этого можно предположить, что, возможно, со временем будет требоваться больше генерирующих мощностей. Активизацию отношений с Ираном тоже хотелось бы увидеть. И чтобы продвигалось сотрудничество с европейскими странами – как в плане поставок топлива, так и в плане строительства АЭС. У Росатома есть хорошие проекты с высокой заинтересованностью национальных властей – это проект в Финляндии прежде всего. Очень хотелось бы, чтобы в будущем году ТВЭЛ полноценно мог вернуться на украинский рынок, но, увы, в этой ситуации от нашей российской компании мало что зависит.
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА