О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Не взлетим, так поползаем

Комментариев: 0

http://versia.ru/articles/2014/nov/12/ne_vzletim_tak_popolzaem


 
Надежда Попова
 
К 2030 году российские космонавты высадятся на Луне, создадут на ней космическую колонию, а также совершат полёт к Марсу – такое заявление сделал минувшей весной курирующий оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин. Прогноз, что ни говори, смелый. Особенно если учесть наши последние успехи: на строительстве космодрома «Восточный» в Амурской области растрачены миллионы, ракеты падают на старте, а строить новые некому. Так полетим мы на Марс? И вообще полетим ли хоть куда-нибудь?

П
ричём проблема гораздо шире. Учёные однозначно свидетельствуют: прежние технологии, позволившие человечеству выйти в космос, нынче уже устарели. Масштабные задачи, включая межпланетные полёты, на химических двигателях не решишь. Единственным надёжным средством промышленной экспансии человека в космос будет ядерная энергия.

Но на какой технике лететь? Ещё в 2009 году российское правительство одобрило проект создания космической ядерной установки мегаваттного класса, выделив на него 17 млрд рублей. Несколько месяцев назад в прессе прошла новость: «Росатом и Курчатовский институт разрабатывают-таки новое поколение термоядерных реакторов для космоса. Как сообщил глава Росатома Сергей Кириенко, подобный источник питания позволит перезагружать ядерное топливо не каждые полтора-два года, а раз в 25 лет. В свою очередь, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук назвал эту технологию «прорывной» и заверил, что установка должна заработать к 2018 году. 

«Всё это только лозунги и очередной увод огромных бюджетных денег», – уверен доктор технических наук профессор Игорь Острецов. 

 Нужна реанимация

Немного космической истории. В 1959 году в Институте атомной энергии состоялась знаменательная встреча. «Отец» атомной бомбы Игорь Курчатов, директор Института прикладной математики Мстислав Келдыш и космический конструктор Сергей Королёв приняли совместное решение о строительстве испытательного комплекса с исследовательским ядерным реактором ИВГ-1, предназначенным для работы в космосе. Работа по его созданию заняла многие годы. В марте 1975 года состоялся первый пуск. Опыты, проведённые на реакторе в течение последующих 13 лет, подтвердили мысль трёх отечественных гениев: практическое использование ядерной энергии в космосе возможно. В 1990 году этот ядерный реактор был модернизирован и на его базе был создан водоохлаждаемый реактор ИВГ.1М, который использовался в дальнейшем для облучательных и материаловедческих экспериментов, 
в том числе космического назначения. 

Вот почему многие учёные сегодня недоумевают: зачем изобретать всё заново, почему не реанимировать проверенную технологию, взяв её за основу? Зачем тратить новые миллиарды бюджетных рублей? 

Успеть за четыре года

Деньги тратятся действительно немалые. В новом проекте «Космические ядерные энергоустановки» сегодня участвуют более 40 научно-исследовательских институтов. Главным конструктором реакторной установки определено ОАО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля» (НИКИЭТ)». Но из НИКИЭТ ушли некоторые ключевые специалисты, в частности известный конструктор космических ядерных реакторов доктор технических наук Владимир Сметанников. Есть ли уверенность, что новый ядерный двигатель вообще заработает как надо? 

Между тем НИКИЭТ завершил испытания системы управления реактором ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для космического использования – об этом не так давно заявил директор (он же генеральный конструктор) института Юрий Драгунов. И продолжаются испытания тепловыделяющих элементов. Однако, как выясняется, сегодня пока собрали лишь один топливный элемент (ТВЭЛ) штатной конструкции для будущей космической ядерной электродвигательной установки. Как ни крути, но рекордом это назвать сложно, учитывая, что согласно плану ядерная установка должна быть полностью готова уже в 2018 году. 

Урановый голод

Тем временем ставку на новые ядерные двигатели делают и США – на разработку технологии американцы тратят миллиарды долларов.

«Но у них есть стратегия, а у России её нет, – считает профессор Игорь Острецов. – И техника для полётов в дальний космос, которую создают американцы, на голову выше российских разработок. Похоже, мы забыли, что космонавтика является наиболее комплексным стимулятором различных отраслей науки и техники». 

Зато это хорошо понимают в Вашингтоне. Сегодня многим очевидно, что реализация планов США по полётам в дальний космос будет способствовать в том числе и созданию новых видов оружия. Ведь известно, что любая космическая разработка имеет двойное использование. И, как иногда шутят учёные, на ракете можно возить макароны, а можно и патроны. Судя по всему, макароны при нашем сегодняшнем отношении к космосу будем возить мы. 

«А пока мы стремительно теряем позиции в научном космосе, – уверен директор Академии геополитических проблем профессор Валерий Волков.  – За последние годы Россия не смогла реализовать ни одного крупного космического проекта. Хотя мы располагаем уникальным опытом создания и эксплуатации реакторных энергоустановок в космосе. В 1960-е годы были созданы ядерные энергоустановки «Бук» и «Тополь». Первый спутник с «Буком» был выведен на околоземную орбиту ещё в 1970 году. И до 1988 года состоялись запуски 32 аппаратов этого типа. Сегодня же – тишина». 

По каким причинам передовые изобретения прошлого нынче оказываются невостребованными, Валерий Волков искренне не может понять. Однако проблема видится ему не только в этом. 

«Ещё необходимо пересмотреть всю концепцию развития атомной отрасли. России нужна совершенно новая атомная энергетика, – полагает профессор Волков. – Почему? Дело в том, что для ядерных установок в космосе необходим уран-235. Его у нас остаётся очень мало. И на нём продолжают работать все российские атомные станции (33 ядерных реактора). Урана для космоса может не хватить. Но в Росатоме и к этой проблеме относятся весьма легкомысленно!»

За последние годы Росатом анонсировал немало масштабных и громких проектов, однако об успехе их почему-то не слышно. Ту же плавучую атомную станцию «Академик Ломоносов» Росатом строит уже восемь лет, однако никто до сих пор не может увидеть загадочную атомную баржу. Какие выводы следуют из всего этого? Судя по всему, при нынешнем подходе будущее российской ядерной энергетики в космическом пространстве оказывается под большим вопросом.

 

Новости, 13 ноября
Важно


ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА