О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

РОСТОВСКАЯ АЭС СТРОИТСЯ НА ПЛАВУНАХ

Комментариев: 0

Сергей Резник

"Forum.msk.ru"

  Системы аварийного охлаждения энергоблоков не сработают из-за установленного на них некачественного оборудования. В свое время много копий было сломано вокруг строительства Ростовской АЭС. Экологи били тревогу о том, что станция строится - на месте разлома тектонических плит или что станцию строят на плавунах. Жители Ростовской области до последнего сопротивлялись запуску АЭС и даже пытались инициировать референдум.

 Все разрешилось на уровне Федерации, которая заявила, что судьба ядерного объекта федерального значения не может быть решена посредством проведения регионального референдума. В декабре 2001 года в промышленную эксплуатацию был введен первый энергоблок Ростовской АЭС. В марте 2010 года в эксплуатацию был введен второй энергоблок. В настоящее время станция является филиалом ОАО «Концерн Росэнергоатом», 100 % акций которого принадлежат ОАО «Атомэнергопром». Ростов не Чернобыль Ростовская АЭС стала первой АЭС, пуск которой был осуществлен в России после аварии на Чернобыльской АЭС.

 Проектировщики и строители повсеместно заверяли взволнованную общественность в том, что повторение нештатной ситуации подобной той, что случилась на Чернобыльской АЭС. Ростовская АЭС - конструктивно совершенно безопасное сооружение для выработки энергии из мирного атома. Система аварийной защиты энергоблоков Ростовской АЭС на несколько уровней выше и эффективнее аварийной защиты Чернобыльской станции, заверяют общественность и по сей день. И в самом деле. Аварийная защита на энергоблоке типа ВВЭР-1000 на Ростовской АЭС имеет три независимые друг от друга системы аварийного охлаждения активной зоны реактора (САОЗ). САОЗ пассивная (система пассивного охлаждения активной зоны реактора борсодержащей водой в начальный период аварии). САОЗ высокого давления (система аварийного охлаждения активной зоны реактора высокого давления высококонцентрированным водным раствором бора). САОЗ низкого давления (система аварийного охлаждения активной зоны реактора борсодержащей водой при потере теплоносителя и отвода остаточного тепловыделения через аварийный теплообменник в послеаварийный период).

«Монтаж»

 Согласно документам, предоставленным редакции не назвавшимися офицерами спецслужб, в 2009 году на энергоблоке № 2 Ростовской АЭС были смонтированы 24 приобретенных в Чехии электроприводных автоматических задвижки (запорная арматура), не отвечающих требованиям эксплуатации в атомной энергетике. Как явствует из документа, установленные не отвечают требованиям АЭС по управляемости с пульта оператора и быстродействию на срабатывание в аварийной ситуации. Каждая из названных систем аварийного охлаждения активной зоны реактора имеет по 8 подобных задвижек.

 В ноябре 2009 г. в ходе проверки работоспособности (быстродействия) и управляемости вышеуказанных задвижек выявилась их непригодность и невозможность эксплуатации в действующем энергоблоке АЭС. Несмотря на это, директор Ростовской АЭС Паламарчук А.В. (возможно по согласованию с руководством Концерна «Росэнергоатом») распорядился информацию о неработающей системе САОЗ скрыть и энергоблок № 2 Ростовской АЭС в феврале 2010 г. был запущен в промышленное производство электроэнергии с неработающими системами аварийной защиты. Этот факт относится к прямому нарушению требований «технического регламента безопасной эксплуатации АЭС (ТРБЭ -1000)», запрещающего при отказе систем и оборудования пускать энергоблок АЭС в эксплуатацию и предписывает его остановку в случае обнаружения таковых и невозможности устранения нарушений в режиме эксплуатации.

«Февраль» атомной энергетики

 Таким образом, с февраля 2010 года по 5 июня 2011 года энергоблок № 2 Ростовской АЭС работал фактически без действующих систем аварийной защиты ядерного реактора. 5 июня 2011 г. энергоблок № 2 Ростовской АЭС был остановлен на планово-предупредительный ремонт (ППР), в ходе которого было возможно устранение вышеназванных нарушений. Сведений о том, что нарушения были устранены у нас нет. Однако у нас имеется документ из УФСБ по Ростовской области, датированный сентябрем 2001 года из которого следует, что - в ходе оперативного обеспечения Ростовской АЭС, сотрудниками отдела УФСБ были получены данные об угрозах безопасного функционирования ядерного-опасного объекта, связанные с возможным применением на системах безопасности реакторной установки энергоблока №2 оборудования возможно не отвечающего технологическим требованиям.

  Так, в 2009 году в соответствии с программой предпусковых испытаний энергоблока №2 Ростовской АЭС, на этапе холодно-горячей обкатки осуществлялись гидравлические испытания первого контура реакторной установки. Границы испытания проходили по быстродействующей запорной арматуре, производства MOSTRO Engineering (Чешская Республика). В ходе испытаний, после снижения давления в первом контуре, запорная арматура, в частности, установленная на системе аварийно-планового расхолаживания, на открытие не управлялась...

 Расследования и следствия Служебное расследование причин, по фактам, изложенным в письме Федеральной службы безопасности России по Ростовской области №20/3971, завершилось месяц назад. О результатах расследования нам не известно. Факты, изложенные в попавшей к нам справке известны узкому кругу лиц. Сотрудники спецслужб, составлявшие справку выражают опасения в том, что - на втором энергоблоке Ростовской АЭС смонтированы тысячи других «подобных задвижек» и другого ответственного оборудования, изготовленного из материалов не отвечающих требованиям АЭС. Также ими было выражено опасение в том, что - использование не соответствующего технологическим требованиям, предъявляемым к ядерным объектам оборудования аварийных систем второго энергоблока АЭС, может привести к необратимым последствиям в случае возникновения нештатной ситуации или аварии. В той же справке указано, что о факте пуска второго энергоблока Ростовской АЭС с неработающими системами аварийной защиты в феврале 2010 года было известно начальнику отдела ФСБ в г. Волгодонске Колеснику В.Ф. Однако, Колесник В.Ф. не доложил о состоянии дел на станции в Управление ФСБ РФ по Ростовской области, скрыл данную информацию, за что получил от директора Ростовской АЭС Паламарчука А.В. деньги и новую квартиру в одном из элитных домов Волгодонска.

«Непотопляемый» директор

    Впрочем, директор Ростовской АЭС вероятно может позволить себе в своем городе очень многое. У городских жителей свежи в памяти обстоятельства ДТП с участием жены директора Ростовской АЭС. Тогда, в дорожном происшествии погиб мотоциклист Андрей Кривоносов. Известно, что следствие вынесло решение об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП.

 Но если возбуждение дела по ДТП в результате, которого погиб один человек, было «замято» несколькими следователями, то в случае возникновения нештатной или аварийной ситуации и не срабатывания вовремя систем аварийной защиты энергоблоков Ростовской АЭС... У меня имеются серьезные опасения, что погибнуть может очень много людей и заминать «это дело» придется, как в Чернобыле, уже всей страной.



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА