О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 016.04.2013
Коммерсантъ
В проекте строительства новых российских атомных ледоколов возникли проблемы. Минфин требует, чтобы бюджет оплатил только 30-40% стоимости первых двух серийных судов, то есть Росатому нужно найти на них дополнительно более 56 млрд руб.
Где взять деньги, в госкорпорации не знают. Клиенты в лице крупных нефтяных и газовых компаний, под проекты которых грузопоток Севморпути требуется увеличить более чем на порядок, не собираются ни участвовать в финансировании ледоколов, ни заключать пока твердые контракты на их работу. Более того, и они, и эксперты начинают сомневаться в необходимости расширения атомного ледокольного флота.
Как стало известно "Ъ", правительство до сих пор не согласовало параметры финансирования строительства двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт (ЛК-60), заказчиком которых является ФГУП "Атомфлот" (входит в ГК "Росатом"). Конкурс на строительство судов был объявлен еще в январе, изначально его итоги планировалось подвести к концу февраля. В последнем извещении на сайте госзакупок говорится, что победитель конкурса должен быть определен 3 июня. Начальная цена первого ледокола установлена на уровне 42 млрд. руб., второго — 44,1 млрд. руб. По словам источников "Ъ", знакомых с ситуацией, причина задержки в том, что Минфин не может договориться с Минэкономики и Росатомом о структуре финансирования ледоколов.
Замминистра финансов Андрей Иванов в письме от 26 марта (копия есть у "Ъ") предложил заместителю гендиректора Росатома Татьяне Ельфимовой внести изменения в проект постановления правительства, которое определяет бюджетные инвестиции в строительство ледоколов. Господин Иванов считает, что бюджет должен дать только 38,9% от стоимости первого ледокола, то есть 16,3 млрд. руб. (предусмотрены федеральным бюджетом на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов).
В 2016-2019 годах финансирование строительства должно быть обеспечено "исключительно за счет внебюджетных источников в объеме 25,6 млрд. руб.". По второму ледоколу чиновник предлагает ограничить бюджетное финансирование до 2016 года до 30% от стоимости, то есть 13,2 млрд руб.
В 2016-2020 годах Минфин тоже надеется на внебюджетные источники, которые предоставят 30,8 млрд. руб. В итоге общий объем бюджетного финансирования двух ледоколов составит 29,5 млрд руб., а внебюджетного — 56,5 млрд. руб. На другие варианты Минфин не готов.
По данным источников "Ъ" в правительстве, Минэкономики в ноябре 2012 года согласовало проект постановления, по которому бюджет должен был оплатить ледоколы полностью. Вчера в министерстве "Ъ" заявили, что его позиция "остается прежней". В "Росатоме", по данным источников "Ъ", также ожидали, что строительство ледоколов будет финансироваться из бюджета. "На тему внебюджетного финансирования Минфин проводил консультации, но позиции по этому вопросу не сошлись",— говорят собеседники "Ъ". Росатом не устраивает вариант, при котором "под внебюджетным финансированием рассматриваются средства самой госкорпорации", у которой "и так достаточно инвестиционных проектов", добавляет один из источников "Ъ". "В качестве компромисса возможно кредитное финансирование со стороны госбанков",— добавляет еще один собеседник "Ъ", знакомый с позицией госкорпорации. Другой источник "Ъ" добавляет, что средства могли бы дать грузоотправители, которым нужны ледоколы для проводки судов по Северному морскому пути (СМП). Компромисс между сторонами должен быть найден на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина 23 апреля.
В "Атомфлоте" и на Балтзаводе, который уже строит головной ЛК-60 и считается основным претендентом на строительство двух серийных ледоколов, от комментариев отказались. Потенциальными потребителями услуг новых ледоколов в первую очередь являются НОВАТЭК и "Газпром". НОВАТЭК планирует в конце 2016 года запустить проект "Ямал СПГ", введя тремя очередями завод общей мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. По оценке "Совкомфлота", для транспортировки потребуется 16 танкеров-газовозов. "Газпром" планирует после 2019 года вернуться к разработке Штокмановского месторождения в Баренцевом море; "Роснефть", получившая основную массу лицензий на освоение шельфа Арктики, собирается в 2016 году начать бурение в Карском море. В результате Минтранс ждет резкого роста грузопотока по СМП. На прошлой неделе замминистра Виктор Олерский заявил, что к 2030 году он вырастет до "50-80 млн тонн" в год, притом что максимальный грузооборот во времена СССР по СМП достигал лишь 7 млн. тонн.
Для привлечения средств из внебюджетных источников Росатому придется кредитоваться, предоставляя в качестве гарантий долгосрочные договоры на проводку судов с помощью этих ледоколов, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. Гарантии, отмечает аналитик, может предоставить перевозчик, который также должен иметь долгосрочные контракты с поставщиком. По такой схеме, в частности, собирается работать НОВАТЭК, который проводит тендеры по выбору перевозчиков газа с его проекта "Ямал СПГ". Предполагается, что перевозчики, среди которых "Совкомфлот", заключив контракты на поставку газа с "Ямал СПГ", получат под них кредиты и начнут строить танкеры. Но эта цепочка, говорит Валерий Нестеров, завязана на принятие окончательного инвестиционного решения по "Ямалу СПГ", которое, в свою очередь, зависит от либерализации экспорта сжиженного газа из России. Министр энергетики Александр Новак в середине марта обещал, что решение может быть принято в течение месяца, но вчера сказал, что теперь оно ожидается только в конце июня. "Получается замкнутый круг",— резюмирует Валерий Нестеров.
"Привлечение внебюджетного финансирования в любом случае резко удорожит тарифы на фрахт атомных ледоколов — уже сейчас фрахт самого ледокола втрое дороже, чем грузового судна, тариф составляет около $100 тыс. в день",— говорит Надежда Малышева из PortNews. Если цена вырастет, отмечает она, использование атомных ледоколов вообще станет нерентабельным и грузоотправителям будет выгоднее пользоваться дизель-электрическими ледоколами. К тому же, добавляет госпожа Малышева, привлечь внебюджетное финансирование на строительство атомного флота сложно, поскольку сейчас "Атомфлот" убыточен — в августе 2012 года заместитель гендиректора предприятия Станислав Головинский говорил, что ФГУП сейчас дотируется на 1,2 млрд руб. в год.
Более того, и участники рынка, и эксперты уже начинают говорить о том, что без атомных ледоколов можно обойтись. "С учетом облегчения ледовой обстановки и появления грузовых судов с высоким ледовым классом, вполне возможно, что грузоотправители смогут использовать атомные ледоколы только при необходимости, а не для постоянной проводки",— считает Надежда Малышева. Собеседники "Ъ" в НОВАТЭКе подтверждают: "Мы исходим из того, что танкеры для транспортировки газа с "Ямал СПГ" будут повышенного ледового класса и смогут самостоятельно проходить льды".
Егор Попов, Михаил Серов
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2171507
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА