Офис международной компании в Шанхае ещё не получил статус самостоятельного филиала и пока относится к офису Великобритании. Но после окончания всех процедур он станет пятым офисом организации в мире. Первые четыре находятся в Лондоне, Париже, Москве и Атланте.
Корреспондент казахстанского издания Orda.kz посетил офис китайского филиала Всемирной ассоциации операторов АЭС (WANO) и встретился с представителями компании. Организация находится в одном из коммерческих районов Шанхая и располагается на 23 этаже бизнес-центра. Современный офис выглядит минималистично и по-деловому строго.
«В нашей команде работают не только китайцы, но и представители разных народов и культур. У нас даже есть комната для молитв, где верующие могут проводить свои обряды. Именно в этом разнообразии заключается наша сила и опыт — мы объединяем лучших специалистов, которые совместно решают общие задачи»,
рассказала бизнес-менеджер по связям с общественностью WANO Дуань Кэжи.
Она начала знакомить гостей с организацией с краткого исторического экскурса:
«В истории атомной энергетики было всего три крупных аварии. Первая случилась в 1979 году на АЭС "Три-Майл-Айленд" в США. Это происшествие привело к созданию Института управления безопасностью атомных станций (INPO). Вторая, гораздо более масштабная, произошла в 1986 году на Чернобыльской АЭС в СССР. Именно это событие послужило поводом для создания в 1989 году WANO — организации, которая сегодня объединяет 144 компании из разных стран мира. Третья — на "Фукусиме" в Японии».
Цель WANO заключается в поддержке операторов атомных станций, улучшении их безопасности и проведении регулярных проверок. Их организуют каждые четыре года, и ещё проверяют потом, устранили ли недостатки.
«Мы не регулятор. Наша задача — помогать операторам обмениваться опытом и передовыми практиками для минимизации рисков аварий. Безопасность — наш главный приоритет», - подчёркивает Дуань Кэжи.
Она рассказала, что Китай построил полную производственную цепочку для атомной промышленности — от добычи урана до обращения с радиоактивными отходами. Это позволяет стране быть независимой и конкурировать на мировом уровне.
«На верхнем уровне цепочки у нас производится топливо для реакторов. В среднем звене мы проектируем и строим атомные станции, предоставляя услуги EPC (проектирование, закупка и строительство под ключ). И, наконец, на нижнем уровне происходит утилизация отходов и вывод из эксплуатации объектов»,
объясняет она.
Также Дуань отмечает, что Китай активно развивает направления, связанные с ядерной медициной и промышленным использованием высокотемпературного пара. Особое внимание уделяется безопасности, что позволяет на протяжении более 30 лет избегать серьёзных аварий на китайских атомных станциях.
«Наш успех во многом связан со строгим государственным контролем. Регуляторы и операторы внедряют новые методы и технологии, что создаёт прочную культуру безопасности на всех уровнях атомной промышленности», - говорит Дуань.
Сегодня китайские атомные станции демонстрируют высокую экономическую эффективность. Дуань показывает сравнительные данные: атомные станции в Китае работают стабильно более семи тысяч часов в год, что значительно выше, чем у других источников энергии, таких как ветровые или солнечные станции, так как они больше зависят от погоды.
«Атомные станции — это не только электроэнергия. Многие из них также обеспечивают теплом промышленные объекты и жилые дома. В некоторых регионах Китая уже внедрили паровые системы отопления, что особенно полезно для холодного климата. Это может быть интересным решением для таких стран, как Казахстан»,
добавляет она. Когда разговор заходит о глобальном росте Китая в атомной энергетике, Дуань упоминает, что сегодня в стране работает 57 атомных станций.