О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований The Moscow Post
Атомные события в России

Росатом оценил потребность арктического флота для СМП в 160 судов до 2030 года

Об этом говорится в презентации директора дирекции СМП Вячеслава Рукши, представленной  в Государственной думе

Атомные события в Мире

В Германии решили вывести из эксплуатации последнюю АЭС

Решение о выводе из эксплуатации последней АЭС «Изар-2» в Нижней Баварии приняло министерство окружающей среды Германии, пишет журнал Focus Online

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Мало одного Чернобыля?..

Комментариев: 1

 

http://gazeta.zn.ua

 

 Анатолий Грицак

 «Зеркало недели. Украина»

   В последнее время при встречах на высшем уровне руководства Украины и России в повестку дня отдельно включается вопрос о сотрудничестве в области ядерных технологий, а в сентябре 2012 года кнопкодавы Верховной Рады Украины приняли Закон "О размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 на Хмельницкой АЭС" с кредитованием российской стороной. Вся эта возня вокруг сотрудничества в ядерной отрасли с Россией очень напоминает картину, когда загипнотизированный кролик (Украина) лезет в пасть удава (Россия). Такая аналогия напрашивается потому, что Украина может закупать ядерные технологии в любой стране мира, а выбор падает неизменно только на Россию.

Здравомыслящему человеку понятно, что монополизм в принципе опасен — для национальной безопасности любой страны. А Украина, имея опыт взаимоотношений с Россией в газовой сфере, знает об этом очень хорошо. Но все равно идет в объятия монополиста. Тем более, что этот монополист является технологически отсталой страной в области ядерных технологий. Не требует особого пояснения факт, что бывший СССР, единственная страна в мире среди обладателей ядерных технологий (в том числе и членов МАГАТЭ), где объекты, спроектированные, построенные и эксплуатируемые как ядернобезопасные, взрываются по принципу атомной бомбы (т.е. происходит СЦР — самоподдерживающаяся цепная реакция). Это взрыв на хранилище радиоактивных отходов, на химкомбинате "Маяк" в Челябинской области (Кыштым) в 1957 году с загрязнением большой территории, отселением населения и, соответственно, большим числом пострадавших, умирающих до сих пор от последствий той катастрофы.

Второй объект — взрыв реактора 4-го блока Чернобыльской АЭС в 1986 г. с точно такими же последствиями для населения и окружающей среды. А если к этому перечню добавить, например, историю о том, как в 80-х годах в г. Мелекес (Димитровград), где расположен Институт ядерных реакторов (тогда еще АН СССР, а ныне России), была разработана и внедрена технология захоронения жидких радиоактивных отходов в геологических формациях этого региона… В результате радиоактивные изотопы попали сначала в р. Каму, а затем и в р. Волгу. Уже этих фактов достаточно, чтобы понять, с кем имеет дело Украина.

Об этих событиях стараются упоминать как можно реже, не комментировать их, так как они являются прямым доказательством низкого уровня развития ядерных технологий, непрофессионализма всех причастных к этим проектам ведомств бывшего СССР, а теперь, пожалуй, и РФ. Более того, ради сохранения имиджа, похоже, власть уже Российской Федерации идет на обман.

В августе 1986 г. на сессии МАГАТЭ Москва представила доклад специально созданной комиссии о причинах аварии на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС (председатель — академик В.Легасов), согласно которому вина за этот инцидент (Чернобыльскую аварию) полностью возложена на оперативный персонал. Этот факт широко освещался тогда в СМИ бывшего СССР.

МАГАТЭ в то же время опубликовало свой "Доклад международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG-1)", в котором не совсем однозначно, с оговорками, приняло эту версию. А в 1993 г. МАГАТЭ снова вернулось к этой теме. "Доклад международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG-7); Чернобыльская авария: дополнение к INSAG-1", где в предисловии генерального директора МАГАТЭ отмечено: "Появление новой информации (выделено мной. — А.Г.) побудило Международную консультативную группу по ядерной безопасности МАГАТЭ (INSAG) пересмотреть свои прежние выводы относительно причин Чернобыльской аварии в апреле 1986 года".

Из доклада следует, что новая информация к 1993 году — это умолчание о некоторых конструктивных недостатках РБМК-1000 и перекручивание фактов, приведших к аварии, что было отображено в докладе группы академика В. Легасова в 1986 году. А именно: отсутствие надежной информации об оперативном запасе реактивности у оператора (стр. 21); неправильно спроектированная система безопасности (стр.20, абзац 2), не обладавшая достаточным быстродействием (стр.22, абзац 2) и т. д. и т. п. Даже приведен факт прямого обмана: заявление о том, что длительная эксплуатация реактора на уровнях мощности ниже 700 Мвт была запрещена до аварии, а оказывается, этот запрет был внесен в Регламент эксплуатации РБМК-1000 только после аварии!

Излагать подробности доклада МАГАТЭ нет смысла (кому интересно, прочтет). Формулировка "персонал реализовал ошибки, просчеты проекта реактора РБМК-1000" довольно точно отображает суть аварии.

В докладе МАГАТЭ это четко сформулировано: "В связи с нынешним восприятием событий (1993 год. — А. Г.) существует необходимость сместить акцент таким образом, чтобы он в большей степени касался недостатков … безопасности конструкции..." (Итоговая оценка, стр. 28).

А вот об этом факте (перестановки МАГАТЭ акцента причины аварии) российские СМИ вообще умолчали, и, естественно, пересмотра решения суда 1987 г. над оперативным персоналом не было и нет до сих пор. Да и по-другому не может быть. Москва понимает, что юридическое признание истинных причин аварии приведет к тому, что с ней перестанут сотрудничать в области ядерных технологий даже страны третьего мира.

К тому же нынешнее состояние атомной отрасли в России вызывает много вопросов и заставляет подумать о сотрудничестве с таким партнером. Так, до недавнего времени российский Атомнадзор возглавлял бывший генерал госбезопасности и экс-представитель президента по Дальневосточному региону, а Росатом до сих пор возглавляет бывший комсомольский работник. То есть люди, не имевшие никакого отношения к атомной отрасли до назначения на свои должности.

Еще один любопытный факт: имя академика Н.Доллежаля, одного из соавторов проекта взорвавшегося реактора РБМК-1000, присвоено ведущему в России проектному институту в области атомных технологий. Таким образом подчеркнута преемственность… Поэтому ожидать чего-либо хорошего от этих проектов нельзя. Образно говоря, не может конструктор автомобиля "Москвич" создать автомобиль "Мерседес". Более подробно эту тему раскрыто в статье "Невыученные уроки Чернобыля" ("Зеркало недели. Украина", №16, 2012 г.).

В Украине также происходит много непонятных для обычных граждан событий. Минэнергоугольпром, НАЭК "Энергоатом" заявили о якобы скором создании собственного замкнутого ядерного топливного цикла для АЭС. На профессиональном языке замкнутый цикл начинается от добычи урановой руды и производства из него низкообогащенного урана; далее производства из него ТВЭЛов с изготовлением из них ТВС, после отработки в реакторе их помещают в бассейн выдержки, а затем перемещают на долговременное хранение или захоронение в "могильниках" геологического типа. Так поступают во всем цивилизованном мире.

В Украине отсутствует производство низкообогащенного урана и нет "могильников" геологического типа. Низкообогащенный уран только планируют поставлять на завод по фабрикации топлива в Кировоградской области (после его пуска). Попытки создания общенационального хранилища ("могильника") отработанного ядерного топлива геологического типа предпринимались еще в начале 90-х годов. Была проведена даже международная конференция в Пуще-Озерной под эгидой Госкоматома. Но далее дело не пошло. А отработанное топливо до сих пор вывозится в Россию, где его перерабатывают, а отходы хранят за отдельную большую плату, постоянно продлевая срок хранения, так как в Украину возвращать их некуда. Хотя за двадцать лет можно было, наверное, даже лопатой выкопать такое хранилище…

Поэтому пока Россия остается монополистом, и напрашивается образ удава и кролика.

Также не могут быть реальными планы с помощью украинских АЭС "завалить" Европу электроэнергией. В прямом эфире телепрограммы "Большая политика" ("Интер", 16.11.2012 г.) тогда еще глава Минэнергоуглепрома Ю.Бойко заявил, что Украина станет независимой от поставок ядерного топлива для украинских АЭС после ввода в действие завода по фабрикации топлива для АЭС в Кировоградской области. Такое заявление высокопоставленного чиновника является либо сознательным обманом, либо следствием некомпетентности. Ведь производство самой главной составляющей топлива для АЭС — низкообогащенного урана остается в России. И никакими контрактами не предусмотрено его производство в Украине! Поэтому в любое время, руководствуясь политическим или экономическим мотивами, пользуясь "правом" монополиста, Россия может не поставить низкообогащенный уран. Или, в крайнем случае, не принять на хранение и переработку отработанное топливо. Доказательством такой возможности могут служить российско-украинские "газовые войны".

Украина, имея только "фрагменты" топливного ядерного цикла, быстрыми темпами пытается ввести в строй атомные энергоблоки, тем самым укрепляя большую внешнюю зависимость отрасли. Причем исключительно от Российской Федерации. "Ядерное" лобби набивает себе карманы, а страну загоняют в пасть удава — "на съедение" монополисту и тем самым ставят под вопрос экономическую, а значит и политическую независимость Украины. Это первая ошибка в украинском пути развития атомной отрасли.

Вторая ошибка заключается в том, что в Украине в борьбе за обладаниями ядерными технологиями (а популярно — средствами на эту "благодать") коммерческий подход взял верх над профессиональным. Несмотря на то, что Чернобыль и Фукусима показали, что подход к могучим силам природы, какой является энергия атома, должен быть только профессиональным. Главной должна быть безопасность! В атомной энергетике надо учитывать все факторы — от человеческого до технического. В том числе, надо обязательно учитывать репутацию фирм, с которыми даже только намереваемся сотрудничать. Желание ограниченной группы людей подзаработать денег любой ценой может обернуться трагедией для всего народа, государства в целом.

Поэтому нынешняя ситуация в атомной отрасли Украины вызывает серьезную обеспокоенность. Прежде всего, бросается в глаза отсутствие комплексного подхода к решению проблем, о чем было сказано выше. И присутствие в отрасли людей, которые до назначения на "посты" к атомной отрасли не имели никакого отношения.

Так, уже много лет Госатомнадзор Украины (в разные годы он назывался по-разному, а суть оставалась одна) возглавляет "специалист", который до назначения на эту должность не имел никакого отношения ни к ядерным реакторам, ни к ядерной безопасности как таковой (достаточно заглянуть в его трудовую книжку).

В Минэнергоугольпроме Украины департамент стратегической политики, инвестиций и ядерно-энергетического комплекса возглавляет "специалист", который ранее вообще не имел дела с ядерными реакторами. Правда, неожиданно все тот же "специалист" на очень короткий срок (видимо, для "раскрутки") был назначен руководством Минэнергоугольпрома исполнительным директором НАЭК "Энергоатом"…

В НАН Украины создан Институт проблем безопасности атомных электростанций. Так вот его возглавляет "специалист", который в прямом эфире уважаемой телепрограммы путает фундаментальные понятия физики ядерных реакторов — мгновенные и быстрые нейтроны, а значит, не понимает отличия между атомной бомбой и атомным реактором. (Сравнение может пригодиться преподавателям физики.)

Видимо, не без участия "атомного" лобби в Украине назначаются такие "специалисты" на высокие должности — чтобы проталкивать бизнес-проекты, потому что с ними легче иметь дело. Украина и Россия находятся в самом конце мирового коррупционного списка. Поэтому "отдавая" тендеры только одной стране с помощью такого рода "экспертов", атомному лобби, вероятно, легче "дерибанить" деньги.

Чтобы понять ошибочность пути, по которому пошла Украина в развитии атомной отрасли, можно открыть в Интернете сайт "Список АЭС мира" и посмотреть структуру атомной энергетики в некоррумпированных странах. Пример двух наиболее населенных стран мира, в которых нет своей технологии реакторостроения, но где быстро развивается атомная энергетика. В Индии из 28 эксплуатируемых и строящихся энергоблоков только два российских ВВЭРа. В Китае аналогично: из 42 — только три российских ВВЭРа. Очевидно, что "яйца раскладывают по нескольким корзинам". Это во-первых. А во-вторых, ситуация явно не в пользу российских реакторов, так как предпочтение отдается проектам более технологически развитых стран.

А в Украине эксплуатируется 15 реакторов, и еще должны построить два на ХАЭС — и все российские ВВЭРы! Как говорится, комментарии излишни…

У нас даже процедуру принятия решения о строительстве новых энергоблоков умудряются нарушать на высшем уровне. Так, уходящая Верховная Рада Украины 6-го созыва 6 сентября 2012 года с подачи ТЭКовского комитета приняла Закон Украины "О размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и 4 Хмельницкой АЭС" явно под давлением атомного лобби. В нем нет даже ссылки на базовый Закон Украины "О принятии решения о строительстве новых блоков АЭС".

Поэтому после рассмотрения состояния дела в атомной отрасли Украины вывод напрашивается один: кролик (Украина) по собственной воле лезет в пасть удава (Россия). Правда, с помощью атомного лобби в Украине. И странно, что ни Антимонопольный комитет, ни, в конце концов, Генпрокуратура не займутся разгадкой феномена: почему во всех "атомных" тендерах выигрывает только одна страна — Россия, ее компании?.. И даже производство ядерного топлива для АЭС в Украине выиграла российская фирма — стопроцентный монополизм!

Есть у нас Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), который просто обязан держать руку на ядерном пульсе и реагировать надлежащим образом, т.к. вопрос напрямую касаются национальной безопасности страны.

А вообще-то, должен же быть хоть какой-то здравый ум у кролика или хотя бы обыкновенный инстинкт самосохранении? Мало одного Чернобыля?

Ну, а если в Украине нет властных структур, способных разобраться, почему в страну завозят технологии сомнительного качества и только из одной страны, то законы Украины "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей природной среды" дают право участвовать местным органам самоуправления, населению, общественным организациям в слушаниях, экспертизе таких объектов. Если государство не в состоянии с этим справиться, значит, пора народу взяться за наведение порядка в своем доме. Нашим детям и внукам мы обязаны обеспечить безопасные условия жизни.

Об авторе. Инженер-атомщик. В ночь аварии на Чернобыльской АЕС управлял первым энергоблоком, участник ликвидации Чернобыльской катастрофы. Работал в Минэкобезопасности, в Верховной Раде Украины.

 



Комментарии Оставить свой комментарий

  • атомщик России 18.02.2013

    А чего не закрыть  эти "хваленые" РБМК?

Оставить свой комментарий

ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА