О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Освистать всех наверх

Комментариев: 1

http://versia.ru

 Александр Степанов

30 декабря 2012 года в Военно-морском флоте России ожидалось знаковое событие. В состав Российского ВМФ должен был войти головной корабль проекта 955 «Борей» атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий». Планировалась, что лодка будет передана в состав Северного флота, однако без всякого объяснения торжественная церемония поднятия флага на атомном крейсере в этот день так и не состоялась. При этом военные призвали не драматизировать ситуацию, отмечая, что срыва принятия на вооружение подводной лодки нет и юридически лодка уже вошла в состав флота, поскольку приёмо-сдаточный акт АПЛ «Юрий Долгорукий» подписан. «Наша Версия» разбиралась, почему с современными российскими субмаринами регулярно возникают подобные казусы.

Российские подводники любят повторять немного переиначенное на свой лад предисловие к американскому фильму «Багровый прилив», что в мире есть три самых могущественных человека – президенты России и США и командир атомной подводной лодки, несущей на своём борту ядерное оружие. Несмотря на некоторый пафос, эти слова не лишены смысла, особенно сегодня, когда в условиях тотального отставания российского вооружения от боеготовности подводного флота действительно во многом зависит безопасность России.

 Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко рассказал «Нашей Версии», что стратегические ракетоносцы проекта 955 «Борей», вооружённые межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 «Булава», – это одна из важнейших составляющих программы перевооружения армии до 2020 года.

…огромные средства, потраченные на проект 677 «Лада», оказались выброшенными на ветер. Работы на двух других подводных лодках проекта 677 «Лада» – «Кронштадт» и «Севастополь», корпуса которых полностью построены, – были заморожены…

Напомним, что согласно планам перевооружения в состав ВМФ войдут 8 новых подводных лодок проекта «Борей» и 16 многоцелевых подлодок. Финансирование программы перевооружения ВМФ определено на уровне 4,4 трлн. рублей, что составляет четверть всего бюджета, запланированного на модернизацию армии. На словах всё выглядит достаточно весомо, но на деле всё оказывается намного сложнее.

Российские моряки боятся «Булавы» больше американцев

Торжественная церемония поднятия флага на атомном подводном крейсере «Юрий Долгорукий» всё-таки состоялась, но почти две недели спустя, 10 января 2013 года. Что послужило причиной срыва сдачи корабля, неизвестно. Возможно, военные торопили производителей, вспомнив о старой советской традиции приурочить важное событие к определённой дате. Вероятнее всего, появилась необходимость отрапортовать о вводе в строй крейсера до конца года. Тем более что этот 2013 год суеверные моряки вряд ли могут назвать счастливым. Одно можно сказать точно: правду в обозримом будущем узнать не удастся. Военные патологично склонны к секретности, когда речь идёт о стратегическом ядерном оружии, и ещё больше закрываются, когда в этой области происходят неудачи.

Напомним об этапах создания ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий», который был заложен на заводском стапеле в далёком 1996 году. В апреле 2007 года он был спущен на воду для достройки. Ещё в 2011 году после завершения испытаний и принятия на во­оружение ракеты «Булава» атомоход должен был быть передан ВМФ, но сроки неоднократно сдвигались.

Теперь, когда все сложности преодолены, «Юрий Долгорукий» должен положить начало серийному производству подводных лодок типа «Борей». В октябре 2011 года приступили к ходовым испытаниям второй лодки этого проекта – «Александр Невский». Но и здесь не обошлось без проблем – принятие этой субмарины на вооружение намечалось на август 2012 года, затем было перенесено на начало 2013 года. С её борта планируется осуществить два пуска «Булавы», но сроки постоянно откладываются. В конце прошлого года ещё один подводный ракетоносец того же проекта, «Владимир Мономах», был спущен на воду и приступил к швартовным и ходовым испытаниям. Как пройдут его испытания, вновь остаётся только гадать. Тем временем прошлым летом была заложена ещё одна аналогичная подводная лодка – «Князь Владимир», которая строится по усовершенствованному проекту 955А.

По оценкам экспертов, постоянные срывы и переносы сроков ввода в эксплуатацию – явный признак того, что ситуация с этими подводными лодками далека от идеальной. С субмаринами этого типа регулярно возникают проблемы, впрочем, как и с их основным вооружением – «Булавой». Экспертов также настораживает тот факт, что лодки проходят испытания не в комплексе, как это практиковалось в Советском Союзе, когда подлодки на «обкатку» выходили в море с вооружением. Сейчас отдельно испытывается носитель, отдельно оружие для него. Есть подозрения, что «Булава» до сих пор не котируется у военных как надёжное вооружение. Во всяком случае, о новых пусках даже в рамках госиспытаний двух следующих «бореев» в 2013 году даже не объявлено.

Ракеты для «Акул» то ли есть, то ли их нет

В последнее время Россию, когда-то считавшуюся лидером в производстве субмарин, преследуют неудачи. Напомним, что в конце 2011 года Министерство обороны России приняло решении свернуть испытания подводных лодок проекта 677 «Лада», которые должны были стать следующим поколением неатомных подводных сил ВМФ России. Первая лодка этого проекта – «Санкт-Петербург» – была заложена в 1997 году, специально для неё были разработаны новый бесшумный электродвигатель и около 170 новых приборов и систем. Военные объяснили отказ от субмарин этого проекта обнаруженными недостатками в конструкции агрегатов лодки. Одной из главных проблем проекта называется недоработанная силовая установка, которая не смогла развить заявленную проектную мощность. Также оказался не готов и гидроакустический комплекс субмарины, и это при том, что на его разработку потратили 1,3 млрд. рублей. Не доведены до ума и боевая информационно-управляющая система «Литий» и торпеды ТЭ-2.

В результате огромные средства, потраченные на проект 677 «Лада», оказались выброшенными на ветер. Работы на двух других подводных лодках проекта 677 «Лада» – «Кронштадт» и «Севастополь», корпуса которых полностью построены, – были заморожены. Рассматривается возможность оснащения этих лодок старыми силовыми установками с других проектов и проверенными системами, после чего планируется продать их за границу.

Не мудрствуя лукаво руководство ВМФ вернулось к проверенному и заведомо устаревшему проекту 636 «Варшавянка». В планах Министерства обороны России до 2020 года построить 10 «Варшавянок», в настоящее время уже строятся две. Никого не смущает, что эта дизель-электрическая подводная лодка разработана в СССР ещё в 1970-е годы, – промышленность делает то, что может.

В августе прошлого года президент Владимир Путин неожиданно заявил, что подводный флот ВМФ России будет пополняться не только новыми кораб­лями, но и подлодками, уже выведенными в резерв. О каких именно кораб­лях идёт речь, не уточнялось. В настоящее время в резерве ВМФ России находится пять атомных лодок с крылатыми ракетами, семь торпедных лодок и три дизельные, в том числе самые большие в мире атомные субмарины проекта 941 «Акула».

Возможно, речь шла именно о стратегических атомных подводных лодках проекта 941 «Акула». С ними Минобороны не может определиться уже в течение нескольких лет. Сейчас в составе ВМФ России числится одна такая подлодка – опытовый корабль «Дмитрий Донской», который фактически служит пусковой установкой при испытаниях новой межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава». Ещё два таких подводных корабля находится в резерве – «Северсталь» и «Архангельск». Главная проблема этих уникальных кораблей в том, что их основное вооружение – мощные ракеты Р-39 и Р-39У – не выпускаются, так как их производство после распада Союза осталось на Украине. Этим объяснялось то, что в сентябре 2011 года в Минобороны решили списать все корабли этого типа. Однако в феврале 2012-го неожиданно появилась информация, что ракеты были утилизированы не полностью и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту. Предлагалось также продлевать срок годности лодок до 30–35 лет вместо нынешних 25 и модернизировать электронную начинку и вооружение.

Однако уже в марте 2012 года в Минобороны передумали, посчитав, что ремонт и модернизация «Акул» по стоимости сопоставимы с затратами на строительство двух новых подлодок проекта 955. Но окончательное решение, по всей видимости, до сих пор не принято, поскольку военные так до конца не поверили в «бореи».

 



Комментарии Оставить свой комментарий

  • Капитан самого дальнего плавания 16.01.2013

    Слов нет. Одни эмоции.И такое же аховое положение не только с атомными лодками, но и с атомными станциями.

Оставить свой комментарий

ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА