О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
В Финляндии энергоблок атомной станции остановили из-за поломки
23.11.2024
В Финляндии приостановили работу энергоблока атомной электростанции «Ловииса» из-за неисправности, сообщает компания-оператор Fortum
Комментариев: 014.11.2012
Алина Громова
Моя встреча с человеком, рассказавшим мне все то, о чем пойдет речь дальше, произошла уже давно, еще во время канского видеофестиваля. Сергей Николаев вместе с волонтерами из Норвегии держал путь на восток. В Канске они остановились ненадолго: в один дождливый день он со своей единомышленницей решили взглянуть на берега реки Кан, а заодно познакомится иностранцами и поговорить о проблеме, которая так их волнует.
Сергей - представитель объединения «Молодежное Движение ядерного нераспространения». Сейчас, по его словам, Канск близок к тому, чтобы стать местом захоронения ядерных отходов, но это не особо кого-то беспокоит, в том числе и жителей города. Возможно, это происходит потому, что те, кто получит с этого деньги, отмалчиваются, а остальные просто ничего не знают. Давайте выслушаем, что он хочет нам рассказать...
Кстати, на самом фестивале быстро стало понятно, что на самоорганизованы абсолютно все - кроме самих организаторов видеофестиваля. Пока народ сорок минут скучал, ожидая, когда же начнется мероприятие, в зал вошел мужчина средних лет. Обратившись к собравшимся, он, неожиданно для всех, произнес небольшую речь, в которой затронул проблему выгрузки в Канске ядерных отходов, а в конце раздал наклейки с призывами против ядерного загрязнения, которые просил разместить в местных автобусах и по улицам города. Впрочем, выступление, как быстро он понял сам, было бессмысленным: из канских жителей в зале присутствовала только я. Остальные иногородние гости фестиваля лишь посмеялись, назвав его выступление «протестанской пропагандой». И тем не менее, я была заинтригована новой для меня информацией и договорилась с Сергеем о встрече, на которой он уже более обстоятельно рассказал о том, чем нам всем неплохо бы озаботиться. Итак, слово Сегею НИКОЛАЕВУ.
«Ядерщики, создававшие знаменитую «сахарную» атомную бомбу, были своего рода маньяками, которые творили из любви к науке, не особо задумываясь, что получится в итоге. Наверное, они понимали, что однажды изобретут то, что будет уничтожать людей, но эта мысль не была для них основной. А сегодня мы имеем проблему ядерных отходов, которую уже не так просто решить.
Лет пятнадцать назад здесь, в Сибири, проводился народный референдум. Тогда пять миллионов человек подписались ПРОТИВ захоронения отходов. И все это время не было никакого строительства. А сейчас, по прошествии времени, все возобновилось.
Понимаете, мы все здесь в любой момент можем погибнуть точно так же, как люди погибали в Чернобыле, а до него - в уральском Маяке. Маяк - это брошенная деревня, чем-то похожа на Канск, только в ней никто не живет. И с Канском такое может произойти в любую секунду. То есть вы вынуждены будете все покинуть, бросить все нажитое.
Вы поймите правильно: сейчас такие захоронения пиарят, как международное сотрудничество. А в итоге к нам сюда - за деньги! - везут помои со всей планеты. Везут давно, и уже все, что можно, заполнено - правда, пока на поверхности, но уже бурят и глубину.
Вы заметили землетрясения? Никогда в Сибири так не трясло. Когда я был подростком, в нашем дворе была библиотека. Мне очень нравилось читать там книжки Адамова, который одно время был министром атомной энергетики. И я, признаться, был одурманен его идеями. Однако со временем я начал эту информацию понимать в другой форме: как это опасно и страшно. Например, вы знаете, что когда ядерные отходы закачивают на большую глубину, начинаются землетрясения? И вот этот Адамов выступает по центральному каналу и объясняет, что помои везут в Сибирь, потому что там невозможны землетрясения. Как у нас добавляют - невозможны было раньше, пока не начали бурить. Кстати, не так давно была научная конференция, на которой геофизики доказали, что глубинное бурение и закачка туда отходов вызывает землетрясения. И что мы имеем сегодня? Нас и в самом деле трясет! Хотя Сибирь веками была сейсмоустойчивой!
А еще у нас, как назло, три самые крупные плотины на планете. И их тоже трясет вместе с остальным.
Помните фильм «Аватар»? Так вот: сегодня есть люди, которые поняли, что настоящая Пандора - это наша Сибирь. Атомная энергия - это жуткое, мощное средство, которым мы все еще не умеем пользоваться. Нам еще лет 100 надо учиться использовать атом - учиться не для коммерческого использования...
Я вот смотрю на ваш Канск и понимаю: Канск - город глухих. Но не только он - такой же и Красноярск, да и другие города. Люди ждут. Но они не сами оглохли, им «помогают» стать глухими - вот в чем беда.
Между тем, сегодня пошла новая волна. Сейчас у вас в Канске рыть будут ядерную помойку.
Хотите такого будущего? Тогда молчите дальше…
P.S. Для тех, кого эта статья заинтересовала, редакция «СГ» советует зайти на сайт http://nuclearno.ru. Всего, по оценкам Росатома, в РФ накоплено почти 100 млн. т твердых ядерных отходов. Захоронению при этом подлежит не более 300 тыс. куб. м. Остальные отходы собираются обезопасить с помощью консервации на месте либо рекультивации.
Наталья Моисеенко, директор Молодежного филиала КРОБО Гражданский Центр ядерного нераспространения:
- К 2025 году до 22 500 тонн отработанных ядерных отходов (ОЯТ) с реакторов РБМК-1000 могут быть перемещены из европейской России на берег Енисея. Для этого потребуется около 300 "ядерных поездов". Перемещение ОЯТ на берег Енисея - это перемещение проблем, а не способ их решения. Это политика двойных стандартов безопасности, проявление колониальной стратегии европейской России в отношении Сибири и Урала. Причем, беспрепятственное продвижение ядерно- и радиационно-опасных проектов в России стало возможным благодаря экологически ущербному законодательству и коррупционным схемам их продвижения.
Олег Бодров, физик, эколог, председатель Совета общественной экологической организации "Зеленый мир":
- Енисей уже стал радиоактивным. Когда производили плутоний для атомного оружия, то реакторы охлаждали напрямую, заливали водой из Енисея и выбрасывали после охлаждения воду обратно в реку. Случались аварии, и топливо из этих военных реакторов тоже выбрасывалось в Енисей. Сейчас по всей длине реки, на протяжении почти полутора тысяч километров Енисей загрязнен.
Российские менеджеры денежных потоков надеются, что Сибирь, Санкт-Петербург и города-миллионники вдоль "ядерного пути" Транссиба будут молча ждать, пока чиновники от власти пропишут им второй уровень безопасности жизни вблизи ядерно-опасного отхожего места. На наш взгляд, в этом прослеживается желание поддержать закрытые города вроде Железногорска, в котором 100 тысяч населения. Город был построен во времена холодной войны, и теперь, чтобы чем-то занять людей, предпринимается вот эта операция, бессмысленная и опасная. В европейской России говорят, что это топливо опасное, поэтому его везут в Сибирь, как будто там оно перестанет быть опасным. Фактически государство проводит колониальную политику в отношении Сибири, создает местным жителям проблемы и новые риски. Причем сибиряки никакого отношения к производству атомной электроэнергии не имеют.
С закрытым административным образованием (ЗАТО) Железногорск в Красноярском крае чиновникам удалось договориться. Ведь 100 000 людей, живущем с советских времен за колючей проволокой больше некуда деваться.
К 2025 году Российские АЭС наработают около 33 тысяч тонн ОЯТ. В нем будет содержаться примерно 240 тонн сверх-токсичного плутония-239 с периодом полураспада 24 тысячи лет. Этот элемент практически не участвовал в эволюции жизни на Земле, поэтому он чрезвычайно токсичен для всего живого! Так что действующая российская власть приготовила "вечный ядерный подарок" сибирякам.
Ни одна страна мира не обременяет себя подобными решениями. Только российские власти, рассчитывая на молчаливое согласие своих граждан, намерены делать деньги, торгуя безопасностью не только нынешнего, но и тысяч будущих поколений своих граждан.
Владимир Михеев, эксперт:
-Росатом начинает проектировать два пункта окончательного захоронения радиоактивных отходов (РАО): один могильник (отходов низкой и средней активности) решено разместить в Сосновом Бору под Петербургом, другой (для РАО с высокоактивными долгоживущими радионуклидами) в Нижнеканском гранитоидном массиве Красноярского края в 30 километрах от Железногорска. Еще в 1998 году на Координационном научно-техническом совете по научному сопровождению строительства завода РТ-2 мне довелось услышать группу докладов - о поиске в Нижнеканском гранитоидном массиве (южнее р. Кан) подземного скального участка, внутри которого можно было бы разместить хранилище (могильник) для отвержденных высокоактивных отходов будущего завода РТ-2 и твердых отходов высокой активности самого ГХК. Тогда же услышал о первых проблемах будущего могильника...
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА