О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 004.07.2012
"УКРИНФОРМ"
Причиной отказа стали повреждения целостности топливных кассет, обнаруженные во время выгрузки топлива для его замены на одном из энергоблоков Южно-Украинской АЭС (ЮУ АЭС, г. Южноукраинск, Николаевской обл.). К этому времени поставщиками топлива для ядерных реакторов Украины были две компании - российская «ТВЭЛ» и американо-японский Westinghouse.
Вместе опытная эксплуатация топлива Westinghouse на энергоблоке № 3 ЮУ АЭС, которая стартовала в августе 2005 г., стала первым шагом по диверсификации источников поставки энергоресурсов в Украину.
С 2005 по 2010 гг в Украину было поставлено шесть опытных сборок компании и по данным национального оператора атомных станций Украины ГП НАЭК «Энергоатом», за все время опытной эксплуатации замечаний к этим тепловыделяющих сборок (ТВС) зафиксировано не было. «Энергоатом» даже обратился в Государственную инспекцию ядерного регулирования Украины с тем, чтобы получить лицензию на промышленную эксплуатацию топлива этой компании. Однако глава Госинспекции Елена Миколайчук в марте 2011 г. заявила, что топливо Westinghouse для украинских АЭС может получить лицензию не ранее 2014 г. По словам руководителя регулирующего органа, для положительной оценки работы топлива ТВС оно должно проработать 3-4 года после комплектования более половины активной зоны реактора.
Напомним, что на третьем энергоблоке ЮУ АЭС эксплуатировались 84 сборки (ТВС) производства Westinghouse. Кроме того, было принято решение о расширении опытной эксплуатации топлива и на второй энергоблок ЮУ АЭС, куда были загружены еще 42 сборки. В 2012 г. планировалось произвести перезагрузку топлива на третьем энергоблоке, а также начать его опытную эксплуатацию на пятом энергоблоке Запорожской АЭС.
О причинах отказа от эксплуатации топлива Westinghouse, а также о прямых финансовых потерях Украиной через этот отказ рассказал в интервью корреспонденту "УКРИНФОРМа" первый заместитель главы Государственной инспекции ядерного регулирования Украины - главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Михаил Гашев.
- Михаил Хазреталиевич, расскажите подробнее, какие именно недостатки топлива компании Westinghouse были выявлены во время проведения ремонта на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС и какие действия предприняты.
- На начало планово-предупредительного ремонта блока № 3 Южно-Украинской АЭС, который стартовал в конце апреля, в нем находилось 84 сборки топлива Westinghouse (ТВС) и 79 сборок российской компании «ТВЭЛ» (ТВСА). Поскольку топливо Westinghouse находится в опытной эксплуатации, во время проведения ремонта проводилось полное его выгрузки с тем, чтобы посмотреть нормально оно себя ведет, нет искажений, каких-либо дефектов, деформаций. Далее, если бы не было выявлено никаких нарушений, принималось бы решение о его опытной эксплуатации еще на год. Когда планово выгружали на предмет герметичности оболочек топлива Westinghouse, сначала на одной кассете, а потом еще на другой - были обнаружены обрывы ободов дистанционирующие решеток.
- Были обнаружены повреждения самого топлива внутри дистанционирующие решеток?
- Нет, твэлы были не повреждены. Повреждения касались только дистанционирующие решеток и их ободов. Было обнаружено, что на двух кассетах эти обода закругленные, оборванные, задранные, на них царапины. Согласно нашим нормативным документам было принято решение полностью выгрузить все топливо из активной зоны реактора как производства Westinghouse, так и «ТВЭЛ». Необходимо было определить, где эти оборванные части, куда они попали. Нельзя было допустить, чтобы они оставались в активной зоне реактора и дальше били другие кассеты. Поэтому все топливо на данный момент идет на выгрузку, все полностью. После обнаружения этих дефектов на третьем блоке ЮУ АЭС было решено выгрузить топливо и на втором энергоблоке ЮУ АЭС. Начало этих работ запланировано на текущую неделю. Кроме того, по нашему требованию была также создана комиссия, в которую вошли представители конструктора (Westinghouse), завода-изготовителя из Швеции, проектанта (Харьковпроект), эксплуатирующей организации (ЮУ АЭС), НАЭК «Энергоатом», инспекции (Госатомрегулирования) и Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Сейчас эта комиссия находится на площадке Южно-Украинской АЭС и следит за выгрузкой топлива.
- В каком темпе идут эти работы и когда ждать какого-либо решения комиссии?
- На данный момент из 163 топливных кассет на третьем энергоблоке ЮУ АЭС, 79 кассет производства «ТВЭЛ» выгружено полностью. На них не обнаружено никаких повреждений. Продолжается выгрузка топлива Westinghouse. По состоянию на 27 июня было выгружено 78 кассет из 84. Когда все топливо будет полностью выгружено, пройдет очищение, дезактивацию, контроль герметичности, его сфотографируют и потом комиссией будет принято решение, можно ли его эксплуатировать. К началу-середине августа станет понятен размер ущерба. К этому времени будут разработаны акты, отчеты, корректирующие мероприятия, пройдут в установленном порядке экспертизы. Пока предварительно можно сказать, что целостность оболочек твэлов не нарушена, как и их герметичность. Пока подтверждается только нарушение целостности конструкций: хвостовиков, головок кассет и ободов дистанционирующие решеток. Поврежденные кассеты уже признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации. С другими надо разбираться.
- Какие последствия могли вызвать данные нарушения в целостности топливных кассет?
- В свое время, в 1995-1998 гг у нас были похожие повреждения дистанционирующие решеток топлива российского производства. В то время только начали переходить на циркониевые обода, хвостовики и прочее. Тогда нам пришлось резко менять это топливо на новое (серии ТВСА) также российского производителя, но другой конструкции и другого проектанта. В свое время это приводило к тому, что просто не могли собрать активную зону реактора, как это произошло на Запорожской АЭС. Аналогичная ситуация сейчас произошла на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС с топливом Westinghouse. Это хорошо, что повреждения были обнаружены во время планового ремонта, поскольку если бы это случилось при работе на мощности, то могли бы пострадать оболочки твэлов, что привело бы к прямому контакту теплоносителя с топливом.
- Если эти оболочки твэлов все же пострадали, к чему это могло привести?
- У нас есть автоматический радиационный химический контроль теплоносителя первого контура. Если бы это случилось при работе на мощности, сработала бы сигнализация и пришлось аварийно сбрасывать защиту и останавливать блок. То есть мы бы это увидели, но последствия были бы куда хуже. Это повлекло бы загрязнение контура, выбросов, дополнительного облучения персонала. Было бы гораздо хуже.
- По словам российских экспертов, решение о полном выгрузки американского топлива из активной зоны реакторов третьего и второго энергоблоков Южно-Украинской АЭС свидетельствует о наличии более серьезных проблем с этим топливом, чем просто неприятности с дистанционирующие решеткой. Как вы можете прокомментировать данные заявления.
- Я понимаю, что «ТВЭЛ» нагнетает ситуацию. Ему это выгодно. Пока будет проектироваться новое топливо, а затем проводиться его опытная эксплуатация, в украинские реакторы загружается топливо «ТВЭЛа», а не американское. Но с другой стороны, они правы. Чехия показала, теперь и Украина показала, что нужно очень осторожно относиться к новому топливу и его модификациям. Особенно к тому, что связано с активной зоной реактора первого контура. Я уже подписал запрет на использование топливных кассет Westinghouse. То топливо, которое планировалось загрузить в активную зону реактора третьего энергоблока ЮУ АЭС и пятого энергоблока Запорожской АЭС, будет отправлен на доработку на завод в Швецию. Что касается топлива, которое уже облученное и стоял в активной зоне, решение по нему будет принято позже. Я не думаю, что удастся что-то с ним сделать и отправить обратно в активную зону. Скорее всего, его придется досрочно выгрузить. То есть это прямые финансовые потери эксплуатирующей организации.
- Во сколько можно оценить эти прямые финансовые потери?
- Вы сами можете посчитать. Грубо говоря, не важно, топливо любого производителя - французской Areva, американской Westinghouse или российского ТВЭЛ - все это стоит примерно одинаково - около $ 1 млн. одна кассета. Вот представьте себе, если мы потеряли два блока с топливом Westinghouse в среднем по 42 кассеты, вот вам и прямые убытки - около $ 84 млн.
- Будут ли как-то компенсированы эти потери и кем?
- Я думаю, что здесь вопрос не по адресу. Это хозяйственная деятельность субъекта. Контракт заключался между НАЭК «Энергоатомом» и Westinghouse, а контроль за финансово-экономическими отношениями осуществляет орган государственного управления - это Министерство энергетики и угольной промышленности Украины. Мы финансовыми договорными отношениями не занимаемся. Наше дело - только ядерная и радиационная безопасность.
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА