Бельгийские АЭС больше не будут получать топливо, полученное из низкообогащенного урана из России. За это им придется заплатить более высокую цену, отмечают эксперты.
Оставшиеся в Бельгии реакторы Doel 4 и Tihange 3 будут получать ядерное топливо из альтернативных источников — заключены новые контракты до 2035 года. Об этом сообщает издание De Tijd со ссылкой на бельгийскую энергокомпанию Engie Electrabel.
Сам поставщик Synatom сообщает в годовом отчете, что обновил свой портфель контрактов на поставку природного урана, услуг по конверсии и обогащению.
«Компания Synatom исключила любые материалы российского происхождения», — говорится в документах.
«В конце 2021 года пришли последние поставки из России. По конверсии урана и по окончательному обогащению мы больше не работаем с российскими компаниями», — сообщила De Tijd пресс-секретарь Engie Хеллен Смитс.
«Росатом» сообщал, что «Техснабэкспорт» поставляет урановую продукцию с 1975 года и последний контракт с Synatom заключали до 2022 года.
▼ ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ НОВОСТИ ▼«Да, действительно, компания Synatom, поставляющая топливо для бельгийских АЭС, сообщила в годовом отчёте за 2023 год, что заключила контракты на необходимые услуги по изготовлению топлива с поставщиками не из России. Речь идёт о двух энергоблоках, которые планируется оставить в строю до 2035 года. Замечу, что это не разрыв контракта с „Росатомом“, а заключение нового контракта», — говорит директор «АтомИнфо-Центра» Александр Уваров.
По его словам, за отказ договариваться с «Росатомом» о продлении действующих соглашений бельгийские энергетики заплатят цену: «Synatom» не приводит конкретных сумм, но признаёт, что новые контракты пришлось заключать на «бычьем рынке».
Эксперт полагает, что для «Росатома» отсутствие возможности поставлять обогащённый уран на два бельгийских энергоблока принципиальных проблем не создаёт из-за малости требуемых объёмов поставок.
Как сообщало EADaily со ссылкой на «Атомэнергопром», по итогам 2023 года компания сохранила лидерские позиции по конверсии и обогащению урана, а также по поставке обогащенного урана для энергетических и исследовательских реакторов и продукции начальной стадии ядерного топливного цикла. Доля России на мировом рынке обогащения урана, например, по-прежнему составляет более 40%.
Запад стремится отказаться от услуг «Росатома». Однако, по данным самих компаний Urenco и Orano, они смогут нарастить свои собственные мощности по обогащению не раньше 2027−2028 годов. Почему и новый запрет на импорт низкообогащенного урана из России в США предусматривает исключения из санкций до 2028 года.