Мощность плавучей АЭС на Чукотке достигнет 67 МВТ

Плавучая атомная станция нсможет приблизиться к проектной мощности в 70 МВт после ремонтов трёх парогенераторов второго энергоблока

Великобритания: полностью выведен из эксплуатации исследовательский реактор CONSORT

Реактор CONSORT в кампусе Silwood Park в Беркшире был введен в эксплуатацию в 1965 г. и остановлен в 2012 г.

Плутоний и другие: самые дорогие драгоценные металлы планеты

Драгоценные металлы стоят дорого — к этому мы привыкли. Но цена некоторых из них достигает просто астрономических чисел.

Осмий: большой потенциал в медицине

Цена: от $15 тыс. до $200 тыс. за грамм

Осмий — драгоценный металл платиновой группы. В чистом виде в природе он не встречается. Его добывают в составе руды, в которой также содержатся иридий, платина, медь и никель. За год во всем мире получают всего несколько десятков килограммов этого металла.

Осмий состоит из нескольких изотопов, которые сложно разделить. Трудоемкость процесса и отражается на стоимости металла. Самым востребованным изотопом считается осмий-187.

Крупнейшие месторождения осмия:

• России (Уральские горы и Сибирь)
• США
• Канада
• Колумбия
• Австралия.

Казахстан является единственным крупным экспортером осмия-187 в мире.

Где используется? Металл применяется в качестве катализатора в химической промышленности, в ракето-авиа- и кораблестроении.

Медицина — это сфера, на котором осмий проявляет большой потенциал. Ученые считают, что тяжелый металл блокирует развитие раковых клеток. Также его используют в медицинских имплантах, которые не должны вызывать аллергические реакции. Например, в заменяющих элементы сердца или легочные клапаны: они состоят на 10% из осмия и на 90% из платины. Из тетраоксидов осмия изготавливают ряд лекарств.

Тритий: космические батарейки

Цена: $30 тыс. за грамм

Тритий — радиоактивный изотоп водорода. Его открыли Эрнест Резерфорд, Маркус Олифант и Пауль Хартек в 1934 г. Водород из-за своей распространенности и, соответственно, доступности — дешевое вещество. А вот тритий, напротив, стоит достаточно дорого. Причина кроется в том, что добыть его не так просто.

В природе он существует в верхних слоях атмосферы и возникает, когда частицы космического излучения сталкиваются с ядрами атомов азота, кислорода и аргона, а также при расщеплении ядер различных элементов космическими лучами большой энергии. При этом количество природного трития совсем незначительное.

По этой причине сегодня его добывают искусственным способом: нарабатывают в ядерных реакторах.

Сегодня его производят в нескольких местах:

• Tritium Extraction Facility, Саванна?Ривер, США
• ПО «Маяк», Озерск, Россия
• Ontario Hydro, АЭС Darlington, Канада.

Где используется? Тритий применяется в термоядерной энергетике — в качестве топлива для реакторов. Также на его основе создают источники света и батарейки. Кстати, последние применяются в кардио- и нейростимуляторах. И хоть тритий сам по себе является радиоактивным, снаружи приборов его фон не превышает естественных значений, поэтому такие источники питания совершенно безопасны для здоровья человека.

А еще подобные батарейки применяют в космосе: они смогут поддерживать работу важных элементов техники, если солнечные панели по какой-то причине дадут сбой.

Плутоний: великий и ужасный, но это не точно

Цена: около $4 тыс. за грамм

Плутоний — высокотоксичный радиоактивный металл, который в 1940 г. открыли Гленн Сиборг, Эдвин Макмиллан, Вильям Джозеф Кеннеди и Артур Валь.

Хотя и принято считать, что металл чрезвычайно опасен в любом виде, на деле это не совсем так. Альфа-частицы плутония могут серьезно навредить только в том случае, если человек его буквально съест. Гамма-лучи и нейтроны металла могут проникать в тело снаружи, однако их уровень достаточно незначителен, чтобы нанести большой ущерб.

Международное агентство по атомной энергии сообщило, что единственное место, где есть условия для естественного образования плутония, — Окло, Африка. Здесь нашли радиоактивную урановую руду возрастом более 2 млн лет. Хоть это и казалось нереальным, ученые пришли к выводу, что она имеет естественное происхождение.

Плутоний образуется в ядерном топливе реакторов в результате захвата нейтрона изотопом урана-238, который ведет к образованию урана-239. Тот, в свою очередь, в результате бета-распада сначала превращается в нептуний-239, а затем — ?в плутоний-239. Изотопы плутония-240, -241, -242 и -243 появляются в результате последовательных нейтронных захватов. Период полураспада плутония-243 составляет всего пять часов, поэтому в списке изотопов, полезных на практике, он идет последним.

По состоянию на начало 2022 г. в мире насчитывалось 140 тонн так называемого оружейного плутония.

Где используется? Плутоний известен всем как металл, применяемый в создании боевых термоядерных зарядов. На деле спектр его применения выходит далеко за эти рамки. Например, плутоний-239 используют в атомных реакторах, а плутоний-238 — в кардиостимуляторах и радиоизотопных источниках энергии.

Родий: апгрейд для украшений

Цена: $260 за грамм

Родий — драгоценный металл платиновой группы. В небольшом количестве его можно найти на некоторых месторождениях золота и платины. Внешне родий похож на серебро или платину, но выглядит ярче. Его высокая стоимость как раз объясняется редкостью материала: в год в мире добывают всего 30 тонн родия. Для сравнения: золото считается более доступным, чем родий, а его добыча в год только в России достигает около 300 тонн. Получить родий помогают сложные химические реакции.

Месторождения родия есть в нескольких странах:

• ЮАР
• Канаде
• Колумбии
• России.

Интересный факт: дороже всего родий стоил в 2008 г., $332, а дешевле — в 2015 г., $24.

Где используется? Родий часто применяется в ювелирном деле. В чистом виде из него нельзя создать украшения: во-первых, металл нельзя встретить в уже готовом виде, как руду, а во-вторых, он недостаточно пластичен. Зато родий красиво блестит — его можно использовать, чтобы драгоценности из самых невзрачных сплавов стали гладкими и приобрели дорогой вид.

Яркий пример — необходимость «обновить» поношенные золотые украшения. Их опускают в ванну, заполненную электролитом, который представляет из себя соединение на основе родия и кислоты. Под воздействием тока золотое украшение покрывается родием, из-за чего светлеет и приобретает блеск.

Еще металл применяют в оптике. Например, используют при создании зеркал, оптических приборов, ЖК-экранов. Он создает достаточно прочное покрытие, стойкое к внешним механическим повреждениям, вроде царапин и ударов, а также придает предметам светоотражательную способность.

В органической химии родий тоже популярен. Например, его используют в производстве автомобильных фильтров и для получения азотной кислоты.

Иридий: на земле и в космосе

Цена: около $160 за грамм

Иридий открыл в 1803 г. английский химик Смитсон Теннант. Причем произошло это случайно: ученый изучал осмий и обнаружил побочный элемент с разными изотопами, который позднее и назвали иридием.

Металл добывают в складчатых породах гор России и в перетонитовых породах Канады, ЮАР и прочих стран. Самые дорогие экземпляры находят в метеоритах. Помимо месторождения, на цену металла влияет трудоемкий процесс очистки от примесей. Дело в том, что чистого иридия не найти в природе — он есть в составе самородной платины.

Где используется? Иридий имеет несколько изотопов, каждому из которых человек нашел применение. Например, иридий-191 полезен в производстве электроэнергии. С помощью иридия-192 изготовляют специальные приборы, которые помогают увидеть дефекты на сварочных элементах. Специальные приборы и механизмы с иридием-193 обладают жаростойкостью. Например, металл присутствует в составе свечей зажигания в двигателях внутреннего сгорания. В химической отрасли иридий используют в качестве катализатора.