Авария за аварией
29 ноября третий энергоблок финской АЭС «Олкилуото» («Олкилуото-3») приостановил работу. Как пояснил оператор АЭС Teollisuuden Voima (TVO), производство электроэнергии пришлось прервать из-за «аварийного испытания». Проще говоря, производился аварийный тест в сети электростанции — и внезапно произошли кратковременные замыкания, приведшие к падению напряжения. В результате АЭС была автоматически остановлена. Это уже третье ЧП на «Олкилуото-3» за короткий срок.
Энергоблок уже временно останавливали из-за обнаруженной неисправности 19 ноября. А 20 ноября это пришлось сделать снова — как рассказали в TVO, из-за «неисправности, обнаруженной на турбинном острове». Тут необходимо пояснение. Любой энергоблок АЭС состоит из двух зданий. То здание, где расположен реактор, называют ядерным островом. Здание же с оборудованием, преобразующим тепловую энергию из пара под давлением в электричество, — турбинным островом. В состав такого острова входят паровые турбины, турбогенераторы, теплообменное и вспомогательное оборудование (конденсаторы, подогреватели, маслоохладители, эжекторы, клапаны и др.), приводные турбины для привода питательных насосов.
Основное оборудование турбинного острова АЭС «Олкилуото-3» составляют одна турбина высокого и три низкого давления, насосы питательной воды, конденсатор и генератор. В каком конкретно оборудовании была обнаружена 19 ноября неисправность, уточнять не стали. Однако, к примеру, тринадцать с половиной месяцев назад, 18 октября 2022 года, на турбинном острове третьего энергоблока «Олкилуото» были выявлены повреждения насосов, подающих воду в парогенераторы. Тогда это стало очередным досадным происшествием — одним из многих, — отодвинувшим срок сдачи объекта в эксплуатацию. 21 ноября АЭС все-таки удалось запустить, но ненадолго, вплоть до нового ЧП 29 ноября.
Атомная электростанция «Олкилуото» находится на одноименном острове в Ботническом заливе. Два энергоблока «Олкилуото» с реакторами BWR-2500, построенными в 1970–1980-х, на данный момент производят более 16% потребляемой в Финляндии электроэнергии. После серии модернизаций мощность каждого из энергоблоков была увеличена с проектных 660 до 890 МВт. В 2003 году финские власти приняли решение о строительстве нового энергоблока мощностью 1600 МВт, выбрав в качестве подрядчика французскую компанию Areva (ныне — Orano).
Однако дела у французов в данной сфере шли на тот момент вовсе не блестяще. «Стоит понимать, что к началу XXI века французская «атомка» находилась в состоянии глубокого сна. После окончания масштабной программы строительства АЭС с 1980-х в стране не было введено ни одного атомного энергоблока. Зарубежных проектов тоже не было, а потому огромная кооперация, созданная внутри страны для производства элементов АЭС, тихо умерла», — рассказывает специалист по энергетике Владимир Герасименко.
Не строительство, а тридцать три несчастья
В какой-то момент проектировщик и строитель французских АЭС Framatome (позже влившийся в мегахолдинг Areva), понимая, что в ближайшие годы заказов не будет, выбрал план: сбросить с баланса все производственные мощности, сосредоточиться на обслуживании реакторов и развивать технологии, с которыми можно будет через 10–15 лет «взорвать» рынок. Так родилась идея чисто французского реактора EPR (до этого то, что создавали французы, было, по сути, сильно модернизированными проектами американского «Вестингауза»). Однако, выходя на тендер, французы приукрасили финнам положение дел относительно степени готовности проекта EPR. Впрочем, они рассчитывали за время между заключением договора и запланированным началом строительства в районе 2005 года доделать свой проект.
При этом Areva отвечала за поставку реакторного блока, а германский Siemens — за изготовление турбинного острова. Первоначально проект предполагал пуск энергоблока еще в далеком 2009 году и ввод в промышленную эксплуатацию, соответственно, в 2010-м. «Олкилуото-3» должен был продемонстрировать новейшие франко-германские ноу-хау атомного строительства — самые мощные реакторы при лучшей системе безопасности.