Из-за пожара на блочном трансформаторе находящегося в ремонте третьего энергоблока Ростовской АЭС в последний день 2022 года погиб один сотрудник станции, ещё один госпитализирован в тяжелом состоянии.

На пожаре погиб сотрудник АЭС

Сообщение об инциденте на официальном сайте концерна «Росэнергоатом» было опубликовано меньше чем через 3 часа после происшествия. В нём говорится: «31 декабря 2022 г. в 18 ч. 30 мин. На Ростовской АЭС произошло возгорание блочного трансформатора энергоблока №3, находящегося в плановом ремонте. Для ликвидации возгорания незамедлительно были направлены пять пожарных расчетов.

В 18 ч. 42 мин. Оно было ликвидировано. На месте возгорания обнаружен один погибший работник станции и один пострадавший. Пострадавший сотрудник госпитализирован, ему оказывается квалифицированная медицинская помощь».

Ранее сообщалось, что с 1 декабря 2022 года энергоблок №3 Ростовской АЭС «остановлен для проведения планового капитального ремонта продолжительностью 43 суток». Повлиял ли пожар на сроки проведения ремонта энергоблока, станет ясно в пятницу, 13 января.

Версия: непроектная мощность

Поскольку энергоблок был в ремонте, блочный трансформатор, казалось бы, не должен был находиться под нагрузкой. Его задача – передавать мощность от генератора распределительным устройствам, повышая при этом напряжение. Мощность блочного трансформатора равна мощности генератора, которая с 2018 года повышена на 4% по сравнению с проектной.

Независимые от «Росатома» эксперты критиковали саму идею эксплуатации реакторов АЭС на тепловой мощности, превышающей проектную, предлагались другие пути повышения выработки электроэнергии без повышения опасности АЭС. Но на слушаниях представители АЭС утверждали, что и генератор, и связанный с ним блочный трансформатор прошли модернизацию и готовы работать на повышенной мощности.

Эта версия выглядит несостоятельной, ведь энергоблок находился в ремонте, выдачи мощности через трансформатор быть не могло.

Версия: нештатное подключение

Поскольку энергоблок находился в ремонте и электроэнергию не вырабатывал, блочный трансформатор мог использоваться для поставки энергии на собственные нужды. То есть не для выдачи мощности, а для её получения: блок в ремонте, а трансформатор в работе. При нештатном использовании оборудования возможны нештатные ситуации.

Версия: нападение

Ростовская АЭС расположена близ города Волгодонск, примерно в 250 км от Луганска, 350 – от Донецка. Версия о применении БПЛА или иных средств нападения кажется маловероятной. Блочный трансформатор – цель малоразмерная, в то время как открытые распределительные устройства или подстанции – более простые объекты для атаки.

«Нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации оборудования нет», – сообщает управление информации АЭС. Однако в любом случае пожар на АЭС, особенно повлёкший за собой гибель человека, является серьёзным происшествием, нужно дождаться результатов внутриведомственного расследования. Прокуратура и следственный комитет также будут участвовать в установлении причин произошедшего.

Ростовская атомная электростанцияФото: Alexxx1979

Пожары на трансформаторах АЭС – явление нередкое

Трансформаторы не так уж и редко горят на АЭС России и других стран. Неисправностью трансформатора объясняли и длительные простои недавно построенной «Росатомом» Островецкой АЭС в Беларуси.

Пожар на третьем энергоблоке Ростовской АЭС уже случался – на стадии строительства. Горел энергоблок 7 сентября 2012 года, выгорели пластиковые каналы внутри цилиндрической защитной оболочки реакторного здания. Пожар продолжался три часа, ущерб составил около миллиона рублей, прочности защитной оболочки от него не прибавилось.

Пожар 31 декабря произошёл на неработающем, находящемся в ремонте энергоблоке. Поскольку, по имеющимся данным, реактор действительно в этот момент не работал, на ядерную безопасность электростанции пожар не должен был повлиять.

В случае пожара на блочном трансформаторе энергоблока, находящегося в режиме выработки электроэнергии, реактор должен быть остановлен. Это тоже вполне штатная процедура, которая в случае корректной работы персонала и автоматики не должна приводить к проблемам, но в случае ошибок вполне может стать событием – предшественником серьёзной аварии.

Открытыми остаются вопросы, какие именно действия привели к возгоранию блочного трансформатора на остановленном на капитальный ремонт энергоблоке, и почему не обошлось без человеческих жертв. На него ответ должно дать расследование прокуратуры и следственного комитета, которое проводится на Ростовской АЭС.