Сегодня "Атомстройэкспорт" ищет исполнителей контракта (согласно условиям закупки), которые будут представлять интересы компании или ее работников в следственных действиях и судебных разбирательствах по уголовным делам только в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Сумма предполагаемого контракта – около 2 млн рублей. Нехило.
Указано, что поручения адвокату могут касаться уголовных дел, возбужденных и за пределами Российской Федерации, в том числе на территории Белоруссии.
Напомним, о сомнительной деятельности инжиниринговой компании "Атомстройэкспорт" The Moscow Post писал неоднократно. В частности, серия материалов появилась сразу же после ухода из компании президента АСЭ Валерия Лимаренко, который вдруг решил поменять Москву на Южно-Сахалинск. Для этого г-н Лимаренко сменил комбинезон атомщика на чиновничий деловой костюм.
В декабре 2018 г. у ГК "Атомстройэкспорт" появился новый президент: им стал Александр Локшин. Что же происходит сегодня в компании "Атомстройэкспорт", если "дочка" госкорпорации "Росатом" ищет специфических адвокатов?
В деталях разбирался корреспондент The Moscow Post.
18 тыс. дефектов на атомной станции
В сентябре 2019 г. следственные органы подтвердили задержание на АЭС "Островец" (или как чаще ее называют – на Белорусской АЭС) менеджера компании "Атомстройэкспорт" Дмитрия Зиновьева. Об этом сообщало информационное агентство REX. За что взяли? Якобы г-н Зиновьев требовал "барашка в бумажке" за ускоренное оформление документов.
Г-н Зиновьев, к слову, занимал пост начальника управления вентиляции и систем пожаротушения компании " Атомстройэкспорт". И задерживали его сотрудники КГБ Белоруссии во время получения взятки от российской компании НПО "Вентехсервис" и белорусской "Леванта Групп".
Позже выяснилось, что вентиляционное агрегаты и клапаны для задержания огня на ядерном объекте ставили без необходимого контроля. А дефекты вполне могли привести к сбоям в работе системы в целом. Об этом сообщали "Новости Белоруссии".
АЭС "Островец". Фото: https://u-f.ru/
В итоге на начальника управления вентиляции и системы пожаротушения компании "Атомстройэкспорт" Дмитрия Зиновьева завели уголовное дело по статье "Коммерческий подкуп". Это подтвердил начальник отдела информации и связи с общественностью Следственного комитета Белоруссии Сергей Кабакович.
Что странно: Зиновьева не стали задерживать, а отпустили под залог. Зато российскому менеджеру запретили появляться на строительной площадке АЭС "Островец". Как утверждают авторы сайта news.myseldon.com, якобы, цитируем: "На первом блоке Белорусской АЭС обнаружили более 18 тыс. дефектов…" Правда это, или нет, но после вышеизложенного - стоит ли удивляться подобным утверждениям?
Позже и российские эксперты заговорили, что яобъект могли построить с серьезными нарушениями. Об этом рассуждал известный российский ядерщик Андрей Ожаровский.
Трагедия в Бангладеш
Громко о себе заявил "Атомстройэкспорт" не только в Белоруссии, но и в Бангладеш, где в феврале этого, 2022 г. друг за другом в течение 11 дней скончались сразу пятеро наших специалистов-атомщиков, которые работали на строительстве АЭС "Руппур". О трагических случаях сообщал РБК.
Президент "АСЭ" Александр Локшин на стройплощадке АЭС "Руппур". Фото: https://www.atomic-energy.ru/
Полиция начала расследовать эти происшествия.
Известно, что 28 января 48-летний Алексей Барченко скончался во время лечения в медицинском центре. 2 февраля 40-летний Алексей Шакиров умер во сне, а 5 февраля 48-летний инженер-механик Павел Щукин скончался в том же медицинском учреждении, что и Алексей Барченко. Следом, тоже 5 февраля умер 59-летний Василий Толмасов. 6 февраля был найден мёртвым 45-летний Александр Воротников. Однако при вскрытии тел погибших не было обнаружено ничего подозрительного.
В связи со странной гибелью пяти российских строителей на АЭС "Руппур" в Республике Бангладеш, невольно вспоминается еще один громкий скандал времен начала строительства этого ядерного объекта. И он вполне может быть связан с февральской трагедией. В то время компанией "Атомстройэкспорт" все еще руководил незабвенный г-н Лимаренко.
Напомним, что в декабре 2018 г. Валерия Лимаренко на посту главы АСЭ сменил Александр Локшин.
Эта история с т.н. "самолетом Лимаренко" становится более понятной, если сказать, что его сын - Лимаренко Игорь Валерьевич являлся заместителем председателя тендерной комиссии по выбору организаций и поставкам оборудования для строительства АЭС.
И все оборудование структура при Лимаренко-старшем поставляла через такие весьма сомнительные фирмы как ООО "Неруд Снаб", ООО "Система-А", ООО "Минерал". Эти же фирмы, более похожие на некие "прокладки", работали и на строительстве четвертого блока Калининской АЭС, который остановили после серьезной аварии через несколько недель после включения "в сеть". Тогда эксперты осторожно предполагали, что блок сдали "сырым". Останавливать его пришлось якобы только после того, как на ситуацию обратили внимание журналисты.
Поговаривают, якобы с этого энергоблока с непонятными целями могли снять большое количество нужных деталей. И еще будто бы нашли много старого, ржавого оборудования, которое ранее чуть ли не десять лет лежало под дождем у АЭС "Белене" в Болгарии.
Уж не использовали ли этот металлолом на Калининской АЭС, чтобы лишний раз сильно не тратиться? И не могло ли это помочь семье Лимаренко разжиться особняком в элитном подмосковном посёлке?
Дело компании "Голденберг"
Идем дальше. Все нижеследующие события проистекали именно при Лимаренко.
Летом 2015 г. местные подрядчики фактически взяли в заложники работников офиса российской ООО "Голденберг" в Бангладеш. Причиной таких агрессивных действий послужила якобы имевшая место задержка с зарплатой со стороны ООО "Голденберг".
Как позже выяснилось, ООО "Голденберг", подписав контракт с АО "Атомстройэкспорт" на подготовку строительно-монтажной базы для строительства АЭС объемом 31 млн. долларов, имело на своих счетах необходимый объем денег для оплаты работ. Но с людьми, похоже, рассчитываться не торопилось. Об этом писал "Инфокс".
В итоге конфликт гасил министр Правительства Москвы по внешним связям Сергей Черемин. Именно г-н Черемин в сентябре 2015 г. со своего личного счета перевел на счет офиса ООО "Голденберг" - 975 тыс. долларов. Эта сумма стала известна позже, когда в Кунцевском районном суде появился иск о взыскании соответствующей суммы по договору займа.
Деньги министру Черемину вернули уже в ноябре с процентами 9,5% годовых в валюте.
К слову, в 2019 г. Сергей Черемин стал самым богатым чиновником столичного правительства. Об этом сообщало РИА "Новости".
Тут возникает другой вопрос. Как выяснилось, у ООО" Голденберг" была не совсем добрая репутация в России. И в частности, в Москве, поскольку именно эта компания должна была заниматься реконструкцией Нагатинского моста и строительством Дома дружбы в Вильнюсе (Литовская Республика). Об этом писала "Газета Нагатинский затон".
Оба проекта компания "Голденберг" провалила: сорвали сроки. А то, что сделали, исполнили будто бы недостаточно качественно, да еще и субподрядчиков якобы могли обмануть.
Формально пост директора ООО "Голденберг" тогда занимал весьма пожилой Борис Гитлин, разменявший к тем событиям уже девятый десяток. Но фактически основным бенефициаром конторы называли не его, а его сына.
Правительство Москвы в итоге разорвало контракты с подрядчиком. И в декабре 2016 г. компанию "Голденберг" внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Об этом писало сетевое издание "Мир Новостей".
Как же эта компания оказалась на строительстве ядерного объекта в Бангладеш?
Московское правительство и субподрядчики, которые остались без денег за выполненные для ООО "Голденберг" работы, пытались найти следы миллиардов, выделенных на реконструкцию Нагатинского моста. Речь о невесть куда девшихся двух млрд. рублей
Субподрядчик реконструкции Нагатинского моста ЗАО" Перкон" стал судиться с генподрядчиком ООО "Голденберг" за недоплату 200 млн. рублей с набежавшими процентами.
Тот, в свою очередь, подал иск Правительству Москвы за незаконное, по его мнению, расторжение контракта. И отсудил около 100 млн. руб. Вовлеченным в судебные разборки оказался и "Атомстройэкспорт".
В судебном порядке были арестованы счета ООО "Голденберг".
В ходе выемки документов судебные приставы выяснили, что деньги для оплаты долгов у компании имелись. И, несмотря на арест одних счетов, компания успешно открывала другие и получала на них деньги от нового контракта на сооружение строительно-монтажной базы АЭС "Руппур" в Бангладеш на $31 млн. с АО "Атомстройэкспорт".
Получается, что ядерщики могли быть соучастниками Гитлиных в возможном выводе бюджетных средств? По крайней мере, именно об этом, причём, прямым текстом пишут журналисты "Мира Новостей".
Всплытие "Голден Барли"
Вскоре на месте строительства атомной станции забастовали бангладешские подрядчики. История повторилась - им не заплатило ООО "Голденберг". У всех пострадавших, естественно, возник вопрос: куда делись $8 млн. долларов аванса "Атомстройэкспорта"? Оказывается, они потрачены: часть ушла в Бангладеш на оплату местным подрядчикам, а $2,3 млн. были переведены в Ирландию компании GoldenBarley ("Голден Барли") за инжиниринговые услуги по контракту.
С местными подрядчиками, которые устраивали акции протеста на стройплощадках, разбирается новый подрядчик "Атомстройэкспорта", компания "ИнтерРАО-Инжииринг". А "Голден Барли" молчит. Ответа нет, зато информацию о самой компании можно найти в интернете. Все активы компании – 800 тыс. евро и 100% владение ООО "Платто" (Москва) с недвижимостью в России.
А вот бенефициаром "Голден Барли" в момент всех сделок являлась некая Елена Соболева. Такое же имя и фамилию носит женщина, которую Сергей Черемин с недавних пор на всех "светских раутах" представляет своей новой женой.
Конечно, возможны совпадения. И нет сомнений, что Черемин, один из богатейших чиновников правительства Москвы, гипотетически мог бы дать почти 1 млн. долларов бизнесменам Гитлиным из личных средств. Но с какой стати государственный "Атомстройэкспорт" должен оплачивать долги этого подозрительного ООО?
Также вызывает вопрос подход к ядерной безопасности на АЭС, которые строятся и используют якобы "передовые" инженерные решения ирландских компаний с активами в виде торговых центров.
Как могла компания GoldenBarley, не имеющая опыта в строительстве ядерных объектов, выполнять инженерно-управленческое и консультационное обеспечение строительства АЭС "Руппур"? Возможно, ответ знает новый президент "Атомстройэкспорта" Александр Локшин, ведь строительство атомной станции "Руппур" в Бангладеш продолжается.
Впрочем, продолжается и строительство атомной станции в Белоруссии, поэтому тому, что "Атомстройэкспорт" ищет специфических адвокатов, удивляться не приходится…