Хотели бы прокатиться на поезде, развивающем скорость половины скорости звука? Наземный транспорт, разгоняющийся до 600 км/ч, — это уже не фантастика, а реальность. В конце июля 2021 года Китайская железнодорожная подвижная корпорация (CRRC) в городе Циндао представила скоростной маглев (поезд на магнитной подушке), способный передвигаться на скорости до 600 км/ч. Проект с нуля разработан ведущими инженерами из Поднебесной и является передовым достижением страны в области ж/д транспорта.
Сообщается, что китайское чудо инженерной мысли может включать до 10 вагонов с общей вместительностью до 1000 человек. Указывается, что таким образом поезд закрывает брешь между авиасообщением и малоскоростным наземным транспортом. По словам главного инженера проекта Дина Саньсаня, их разработка является лучшим вариантом для путешествий на расстояние от 1500 км. К примеру, для преодоления пути между Шанхаем и Пекином, равному 1070 км, маглеву понадобится всего 2,5 часа, самолету почти 3 часа, а скоростному поезду — 5,5 часа.
Хотя китайские специалисты говорят, что создали самый быстрый ж/д состав на магнитной подушке, все же мировой рекорд принадлежит японскому маглеву компании Japan Railway Company, чей состав Series L0 (A07) на испытаниях поставил рекорд книги Гиннесса, разогнавшись до 603 км/ч. Впрочем, китайские специалисты утверждают, что их детище способно развивать скорость и до 620 км/ч, но пока на практике это доказано не было.
В то же время японский поезд еще находится на стадии испытаний, и до запуска его в коммерческую эксплуатацию далеко — случится это не ранее 2027 года. Поэтому самым быстрым составом, левитирующим на магнитной подушке, и перевозящим пассажиров на постоянной основе, является именно китайский маглев. Шанхайский поезд на магнитной подушке, доставляющий людей в местный аэропорт, способен развивать скорость до 430 км/ч, преодолевая 30 км расстояние всего за 7,5 минуты.
Если говорить о коммерческой эксплуатации нового китайского маглева, то компания CRRC намерена заняться этим чем через 5−10 лет. Есть все шансы, что к 2030 году Китай и Япония будут соревноваться скоростными поездами уже не на тестовых треках, а в реальном использовании.
А ториевый реактор в городе Увэй имеет номинальную мощность всего 2 МВт. Однако к 2030 году Китай планирует построить полноценную ториевую АЭС с мощностью свыше 100 МВт.
Покоряют ториевое топливо не только ученые из Поднебесной, но и американцы. Осенью 2020 года исследователи из США начали работу по замещению на АЭС уранового топлива на ториевое — Advanced Nuclear Energy for Enriched Life (ANEEL). По их словам, переход на более безопасное ядерное топливо позволит снизить отходы радиоактивных элементов на 80%, а реактор с новым видом топлива планируется возвести к 2024 году.