Уран нужен человечеству в качестве ядерного топлива, которое используется для выработки электроэнергии на атомных электростанциях. 450 грамм урана способны произвести столько же энергии, сколько 1300 тонн угля.
Спрос на этот металл слабо зависит от экономических циклов. Основные потребители урана атомные электростанции, которых сейчас в мире чуть больше 440. Ожидается, что в 2022 году объем рынка урана составят примерно $10,2 млрд.
Урановый рынок это рынок долгосрочных контрактов. В основном контракты здесь заключаетются между коммунальными компаниями. Сделки часто происходят в обход рынка. На спотовом рынке могут торговать и финансовые инвесторы. Здесь торгуются и незначительная часть сырья с поставкой в пределах одного года. Фьючерсы на этот металл можно приобрести на товарной бирже NYMEX, которая входит в состав CME Group.
Это достаточно редкий металл, и его добывают лишь в небольшом количестве стран. Высокие запасы этого металла есть в Австралии, где находится 28% от общего объема, далее идёт Казахстан с 15%, Канада с 9% и Россия с 8%.
Что касается мирового предложения, то тут бесспорным лидером является Казахстан с долей 42%, за ним следуют Канада с 13%, Австралия с 12% и Намибия с 10%.
Кстати, именно Казахстан стал в начале января 2022 года причиной стремительного роста фьючерсов на уран. Цены на этот металл катапультировались вверх на фоне массовых беспорядков в стране.
До этого скачки цен на рынке происходили осенью 2021 года на фоне агрессивных покупок металла фондом Physical Uranium Trust. Кроме того, в сентябре 2021 года частные инвесторы с форума Reddit также начали подогревать ажиотаж вокруг бумаг уранадобывающих компаний, в результате некоторые из акции этих компаний выросли на четверть и более.
Отметим, что в последние годы производство урана было ограничено, что вызвано, в первую очередь, переходом на более безопасную энергетику. С одной стороны атомные электростанции во время своей работы не загрязняют окружающую среду, но любые аварии на этих объектах становятся экологическими катастрофами, вспомним Фукусиму в Японии и наш Чернобыль.
В 2020-ом году на спрос влияние оказала ещё и пандемия коронавируса. Из-за распространения covid-19 добыча урана в мире в 2020 году сократилась на 9,5%. Многие рудники были законсервированы, также было сокращено производство. Впрочем, сейчас наблюдается возрождение интереса к этому металлу.
Во-первых, спрос возвращается на фоне ввода новых реакторов. Согласно прогнозу Всемирной ядерной ассоциации, к 2050 г. следует ждать, что ядерных реакторов станет в два раза больше. На данный момент запасы урана сокращаются, поскольку текущий спрос покрывается в большей степени за их счет. Также не следует сбрасывать со счетов углеродную нейтральность. Еще нескоро рынок будет захвачен возобновляемыми источниками энергии, а сейчас объем производимой ими энергии совсем невелик.
По итогам конференции, прошедшей в Глазго, страны приняли решение о сокращении использования угля. Уран был предложен как «зеленая альтернатива». Но некоторые страны, в числе которых Германия, выступают против атомных электростанций.
Судьба отрасли в целом зависит от влияния мирного атома на энергетический сектор. Если к нему будут проявлять интерес большинство государств, то Bloomberg New Energy Outlook прогнозирует рост мощности атомных электростанций в 19 раз к 2050 г.
Компании, занимающиеся добычей урана
Казатомпром
Компания «Казатомпром» относится к числу самых крупных мировых производителей. Объем произведенного металла в 2020 г. составил 21,6% от общемирового. Эта цифра достигла 10 736 тонн.
В течение первого полугодия 2021 г. добыча увеличилась до 5864 тонн. Отмечается также рост выручки и скорректированной чистой прибыли на 54% и 32% соответственно. Чистая маржа в 2020 г. составила 37,68%, а валовая - 45,52%.
Компания выплачивает дивиденды. Последние данные по доходности составили 4,8% при выплате на акцию $1,33. Согласно Refinitiv, мультипликатор P/E значительно превышает средний показатель по сектору 13,59х и составляет 23,59х.
Cameco
Мы видим две причины по которым инвесторы, которые интересуются акциями уранодобывающих компаний, могут обратить свой взор на акции Cameco (CCJ). Во-первых, это один из крупнейших в мире добытчиков радиоактивного металла, и действия компании оказывают сильное влияние на мировую урановую отрасль, особенно на предложение. Например, эмитент был одним из первых, кто резко сократил добычу за последние пару лет, чтобы ослабить опасения по поводу избыточного предложения на рынке и поддержать цены на металл.
Во-вторых, операционная гибкость компании является огромным конкурентным преимуществом, особенно сейчас, когда вся отрасль находится на перепутье.
Цены на это вещество достигли десятилетних максимумов ещё в сентябре 2021 года, когда трастовый фонд Sprott Physical Uranium Trust Fund начал активно вытеснять металл со спотового рынка. Отметим, что CCJ не является игроком на спотовом рынке, интересуется только долгосрочными контрактами с коммунальными предприятиями. Но из-за сокращения предложения на спотовом рынке, коммунальные предприятия вернулись к переговорам по контрактам на уран, что и стало основной причиной роста долгосрочных цен на этот актив.
Согласно данным компании, долгосрочная цена на металл подскочила на 25% в период с августа по октябрь 2021 года. В своём отчёте за третий квартал руководство эмитента назвала текущий рынок радиоактивного металла более конструктивным, чем он был последние годы. Но сможет ли компания извлечь из этой цены выгоду?
Пока у него слабо получается и последние кварталы финансовая отчетность негативная. Так, в 3-м квартале эмитент сообщил о чистом убытке в размере $72 млн. Отметим, что добыча урана выросла на 43% в годовом исчислении, а вот продажи за отчетный период снизились на 19%. Это привело к падению выручки на 25% в годовом исчислении. Добавим, что компания еще имеет долг $1 млрд долга.
Стабильно растущая цена на уран - это хороший индикатор растущего спроса. На спрос влияет и ввод в эксплуатацию новых реакторов, что также означает, что Cameco потенциально может получить дополнительные контракты.
Из-за роста спроса компания может вновь вернуться к добыче на своих закрытых шахт. Например, в руднике МакАртур-Ривер, который является одним из самых богатых месторождений урана на планете. Правда, любое открытие шахты повлечет за собой рост расходов, которые на какое-то время испортят статистику эмитенту.
Прежде чем покупать эту бумагу, потенциальные инвесторы должны помнить о тех потерях, о которых Cameco продолжает сообщать последние кварталы. Компании придется приложить массы сил, чтобы выйти их минуса. Тем не менее, шанс CCJ заслуживает. Растущий спрос на уран и высокие цены на этот металл могут помочь компании быстро покинуть негативную территорию. Правда, пока на рынке продавцы, мы бы не стали рисковать с покупкой этой бумаги.
Uranium Energy
Далее у нас идёт компания Uranium Energy (UEC) , которая в отличие от Cameco не приносила доходов своим акционерам с 2015 года. Так почему же мы рекомендую обратить внимание на UEC?
В 2020 году компания не добывала уран, вместо этого она приобретала жёлтый кек на спотовом рынке, чтобы продать его позже, по более высокой цене. Другими словами, компания занялась открытыми спекуляциями на спотовых ценах.
Но не это заслужило нашего внимания. В ноябре 2021 года Uranium Energy удивила рынок, объявив о своём намерении купить американское предприятие Uranium One, которое является четвертым по величине производителем урана в мире. Uranium One был под контролем Росатома, Российской государственной корпорации по атомной энергетике.
Именно это приобретение должно сделать UEC лидером в области, так как она не просто покупает компанию, она покупает и залежи урана, и готовые производственные мощности.
Сделка стоит $112 млн, и в неё входит и бассейн Паудер-Ривер в Вайоминге, и один из крупнейших заводов по переработке урана в США, который может ежегодно производить 25 млн фунтов урана. То есть, компания приобрела готовый бизнес, который может сразу же приносить прибыль. К тому же, приобретая готовое производство эмитенту уже не нужно думать о строительстве своих собственных предприятий, тем самым он будет экономить первоначальный капитал, который можно направить в другое русло.
Безусловно, UEC может и не начать добычу ближайшее время, и будет ждать более выгодного для неё рост цен на уран, но уже сейчас она может спокойно считаться одной из крупнейших компаний по добыче урана в США с точки зрения мощностей. На наш взгляд, это достаточно интересная инвестиция, правда, которая еще более рискованная, чем инвестирование в Cameco.