О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 011.12.2021
AUKUS для многих будет выглядеть как демонстрация двойных стандартов США и даже, возможно, неоколониального подхода к распространению ядерного оружия, в рамках которого одни страны считаются «ответственными» ядерными операторами, а другие – нет. Такое «условное распространение» значительно затруднит работу с другими государствами, также стремящихся развивать ядерные военно-морские мощности, но, возможно, для реализации более устрашающих целей, пишет Эндрю Фаттер, доцент Департамента политики и международных отношений Университета Лестера, Великобритания.
Трёхстороннее партнёрство Австралии, Великобритании и США в области безопасности, или сокращённо AUKUS, о котором было объявлено в сентябре 2021 года, вызывает множество спекуляций и дискуссий. Для реализации некоторых его положений, например, о создании нового флота атомных подводных лодок, потребуются годы. Однако сам факт объявления о партнёрстве уже оказал значительное влияние и вызвал обеспокоенность по поводу распространения ядерного оружия, двойных стандартов и ухудшения ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возник раскол между союзниками по НАТО, особенно между США и Францией (отчасти из-за того, как было осуществлено заключение договорённостей), не говоря уже о резкой критике со стороны Китая. При этом реально у нас по-прежнему очень мало подробностей о том, как будет развиваться партнёрство в предстоящие годы и как будет реализовано обязательство США и Великобритании «обеспечить Австралию атомным подводным флотом». Как бы то ни было, весьма полезно проанализировать возможные последствия этой сделки и то, каким образом в предстоящие годы будут развиваться факторы технологий, политики и безопасности.
Соглашение
Несмотря на всё внимание к подводным лодкам, партнёрство AUKUS фактически включает сотрудничество и в ряде других областей, начиная от квантовых технологий, кибербезопасности, искусственного интеллекта и действий под водой до закупки крылатых ракет Tomahawk и совместной работы над будущим высокоточным ударным оружием большой дальности, в том числе над гиперзвуковыми ракетами. Но основное внимание было уделено решению помочь Австралии в создании атомных подводных лодок (ПЛАТ), что сделает её всего лишь седьмым государством, обладающим ими, правда без ядерного оружия. Сделка имеет некоторое сходство с Соглашением о взаимной обороне от 1958 года, подписанным Соединёнными Штатами и Соединённым Королевством, чтобы поделиться – среди прочего – технологиями ядерных двигателей, на которых базируются нынешние британские ПЛАРБ и ПЛАТ.
Похоже, что Великобритания и США планируют предоставить Австралии секретную информацию о конструкции атомной подводной лодки, а также ядерный реактор и необходимые ядерные материалы. ВМС Австралии, по всей видимости, планируют построить по крайней мере восемь таких лодок, хотя из-за значительного времени, которое потребуется, они будут введены в эксплуатацию как минимум через десять лет. Есть ряд вопросов о том, как сделка по подводным лодкам будет реализовываться на практике. В настоящее время эти вопросы прорабатываются специальной рабочей группой, созданной сроком на восемнадцать месяцев. Судя по заявлениям английского правительства о «рабочих местах в Великобритании», представляется вероятным, что корпорация Rolls Royce будет проектировать и строить реакторы, а другие британские компании будут участвовать в разработке других сложных компонентов.
Соглашение AUKUS фактически заменяет предыдущую сделку на сумму 50 миллиардов фунтов стерлингов, в рамках которой правительство Австралии собиралось купить у Франции обычные дизель-электрические подводные лодки. Была ли сделка официально отменена до того, как было объявлено об AUKUS, неизвестно, но Франция это активно оспаривает. Разумеется, такой шаг был негативно воспринят в Париже. Французское правительство даже отозвало для консультаций своих послов из Вашингтона и Канберры. В любом случае отмена договорённостей была проведена крайне неуклюже, тем более что Франция потенциально могла бы стать участником новой сделки по созданию атомных подводных лодок, учитывая, что у неё есть подводные лодки с ядерным вооружением. Однако, судя по всему, привлечь США к обеспечению австралийской безопасности было важнее, чем союзные отношения с Францией.
Подлодки с ядерными двигателями имеют перед подлодками с неядерными силовыми установками ряд преимуществ, в том числе большую выносливость, скорость и дальность хода, повышенную скрытность и способность нести большую боевую нагрузку. Однако важно понимать, что ПЛАТ – это не то же самое, что ПЛАРБ, хотя некоторые подводные лодки могут быть как просто атомными, так и атомными с баллистическими ракетами на борту.
Конечно, поскольку для строительства подводных лодок потребуется много лет, объявление о подлодках для Австралии в первую очередь носит символический характер и призвано послать мощный сигнал региону и Китаю, а также дополнить другие соглашения, в частности реформированный Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD). Разумеется, США могут принять решение о сдаче атомных подлодок Австралии в лизинг, а в среднесрочной перспективе австралийские ПЛАТ могут помочь заполнить пробелы в мощности подводного флота США и их союзников, когда в следующем десятилетии будет происходить замена старых американских подлодок. Однако в краткосрочной перспективе у австралийского подводного флота могут возникнуть проблемы с нехваткой подлодок в связи с данной инициативой AUKUS.
Проблемы ядерного распространения
Австралия в настоящее время не обладает ядерным оружием и не имеет мощностей для обогащения урана. У неё даже нет атомных электростанций. Но у Австралии есть крупные месторождения урана, несколько действующих урановых рудников, исследовательский ядерный реактор и продвинутая программа лазерного обогащения. Ранее Австралия рассматривала возможность создания собственного ядерного оружия, сначала в рамках возможного соглашения с Великобританией в 1950-х годах, а затем самостоятельно в 1960-х годах. В начале холодной войны на территории Австралии проводились британские ядерные испытания в атмосфере. Но Австралия подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) как государство, не обладающее ядерным оружием, и в настоящее время является участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов и входит в зону, свободную от ядерного оружия в южной части Тихого океана (ЗСЯО), хотя и не подписала недавний Договор о запрещении ядерного оружия. Как и в случае с гражданскими энергетическими реакторами, использование ядерных материалов для военно-морских силовых установок не нарушает ДНЯО или договор о ЗСЯО.
Однако помощь с атомными подводными лодками будет включать в себя передачу Австралии ядерного топлива, в данном случае урана, для использования в реакторе подлодки. И тут возникает проблема: нынешние атомные подводные лодки США и Великобритании используют в качестве топлива 93%-й высокообогащённый уран – а это, по сути, тот же материал, который применяется для создания ядерного оружия. Атомные подводные лодки, которые эксплуатируются Францией (и те, которые планируются в Бразилии), могут также использовать низкообогащённый уран (менее 10 процентов), который не является «оружейным». Но это означает, что подводные лодки необходимо дозаправлять каждые 10 лет. Использование ВОУ вместо НОУ означает, что подводную лодку не нужно заправлять топливом в течение всего срока эксплуатации. Теоретически в этом случае Австралия не будет иметь прямого доступа к расщепляющемуся материалу.
Вторая проблема заключается в том, что этот ВОУ окажется вне международного регулирования и контроля со стороны таких органов, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Это связано с положением в Соглашении о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ, которое позволяет выводить ядерный материал из режима инспекций, если он используется в военно-морской силовой установке (отчасти из-за трудностей контроля материала при осуществлении подлодками патрулирования). Поэтому очень важно, будет ли у Австралии возможность доступа к ядерному реактору и его обслуживанию или он будет построен и доставлен «в запечатанном виде». Проблема не столько в том, что сама Австралия воспользуется этой лазейкой для создания ядерного оружия, хотя такую возможность в будущем не следует полностью исключать, или что ядерный материал не будет хорошо защищён, сколько в том, что это создаёт тревожный прецедент, которым могут воспользоваться другие страны. Первое место в этом списке занимает Иран, но в него также могут быть включены такие государства, как Южная Корея, которая недавно проявила интерес к аналогичной сделке с США в отношении подводных лодок, но не встретила понимания.
Политика
Соглашение AUKUS, особенно в аспекте, связанном с подводными лодками, по-видимому, является частью более широкого плана по укреплению потенциала США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заверению региональных союзников в приверженности Вашингтона делу защиты региона (что особенно актуально для безопасности Австралии) и противостоянию «растущему» и всё более напористому Китаю. Действительно, соглашение было заключено вскоре после того, как стало известно, что Китай, возможно, строит большое количество новых шахт с межконтинентальными баллистическими ракетами. Существуют предположения, что китайский арсенал ядерного оружия может быстро увеличиться в ближайшие годы. Происходящее также необходимо рассматривать в контексте десятилетия ухудшения отношений и нарастания подозрений между США и Китаем. Некоторые уже сейчас испытывают страх перед «новой холодной войной».
Но есть второй, не менее важный набор последствий сделки с подводными лодками в рамках AUKUS, связанных с глобальным ядерным порядком и управлением. Во-первых, трудно понять, как этот шаг будет способствовать усилиям по контролю над вооружениями, будь то между США и Россией или в рамках переговоров с привлечением Китая. Во-вторых, при всей значимости политических соображений, AUKUS для многих будет выглядеть как демонстрация двойных стандартов США и даже, возможно, неоколониального подхода к распространению ядерного оружия, в рамках которого одни страны считаются «ответственными» ядерными операторами, а другие – нет. Такое «условное распространение» значительно затруднит работу с другими государствами, также стремящихся развивать ядерные военно-морские мощности, но, возможно, для реализации более устрашающих целей. Наконец, похоже, это ослабит и без того проблемный режим глобальной ядерной безопасности, проверки и мониторинга в рамках МАГАТЭ, затрудняя борьбу с ядерным распространением в будущем.
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА