О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla
20.11.2024
Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге
США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше
14.11.2024
Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год
Комментариев: 008.10.2021
Судно «Лепсе» было построено в 1934 году как сухогруз. Позже, в 1961 году, с развитием атомных технологий и строительством первого атомного ледокола «Ленин» оно было переоборудовано в плавучую технологическую базу (ПТБ) и использовалось для перезарядки реакторов атомных ледоколов, хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО).
В 1960 – 1980-х годах ПТБ участвовала в перезарядке реакторов атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», но с 1981 года использовалась только в качестве плавучего хранилища ОЯТ, РАО и радиоактивно загрязненного оборудования. В одном из своих рейсов «Лепсе» попал в сильный шторм, в результате чего значительные объемы радиоактивной воды оказались в помещении хранилища ОЯТ, которое в дальнейшем не удалось полностью дезактивировать.
Во время перезарядок атомных ледоколов в хранилище «Лепсе» наблюдались случаи нарушения геометрических размеров отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС). Для их загрузки в пеналы хранилища приходилось применять значительные физические усилия, вплоть до заколачивания кувалдой. В связи с этим извлечение ОТВС из пеналов хранилища стало проблематичным.
«Я начинал свою работу в гражданском атомном флоте в 1974 году именно с этого судна. И отлично помню, что, когда начал измерять радиоактивность охлаждающей воды в хранилище, то сильно удивился показаниям прибора, таких величин мне еще не приходилось встречать – близко к одному Кюри на литр, это в 100 000 раз больше, чем радиоактивность теплоносителя первого контура реактора атомного ледокола при штатной работе», – рассказал Золотков.
В 1988 году плавтехбаза была выведена из эксплуатации, а в 1990-м – переведена в категорию «судно в отстое». На протяжении десятилетий судно было пришвартовано у одного из причалов ФГУП «Атомфлот», а в его хранилище находилось 639 отработавших тепловыделяющих сборок.
Большинство ОТВС – 620 штук – хранились в пеналах двух баков хранилища, а 19 штук были размещены в кессонах хранилища, поскольку имели коррозионные разрушения, сопровождаемые изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающие возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме.
В начале 1990-х Экологическое объединение Bellona Foundaton узнало о проблеме плавтехбазы, а также о том, что на ее решение на тот момент не было ни финансовых средств, ни технологий. Организация приложила максимальные усилия, чтобы привлечь разные страны к совместной работе над проблемой. В том числе благодаря «Беллоне», в 1994 году обращение с ПТБ «Лепсе» было включено в План работ Баренцева/ Евроарктического региона в числе первоочередных мероприятий. В 1995 году был создан Консультативный комитет по международному экологическому проекту «Лепсе».
«На этом промежутке времени было очень много событий, как обнадеживающих, так и сомнительных, а был период, когда проект просто застопорился и погряз в бюрократических обсуждениях. Только на СРЗ «Нерпа» работы выполняются уже девятый год», – рассказал Золотков.
Самое ядерно опасное судно на севере России отправилось в свой последний рейс – оно было отбуксировано на СРЗ «Нерпа» (Снежногорск, Мурманская область) осенью 2012 года. После нескольких лет подготовительной работы в середине мая 2019 года на СРЗ приступили к вырезке первых пеналов с отработавшими тепловыделяющими сборками.
Ход работ
Как рассказал «Беллоне» руководитель проектов международной технической помощи Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев, в прошлом году, несмотря на пандемию, была закончена выгрузка всех 620 ОТВС из двух баков хранилища. ОЯТ вывозилось на ФГУП «Атомфлот» специализированным судном «Серебрянка», которое в общей сложности совершило шесть рейсов: три в 2019 г. и три в 2020 г. После этого все ОТВС были отправлены железной дорогой на ПО «Маяк» в Челябинской области на переработку. Понадобилось отправить три спецэшелона.
Работы проводились на деньги ЕБРР и Фонда Природоохранного Партнерства.
Тем не менее, в помещении хранилище оставались 19 дефектных ОТВС в кессонах. Работы с ним осуществлялись уже только на деньги Российской Федерации.
«Кессон – это такой цилиндр с широкой горловиной, куда помещались дефектные ОТВС, которые не вмещались в стандартные ячейки хранилища», – рассказал «Беллоне» Сергей Жаворонкин, секретарь Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области.
По словам Анатолия Григорьева, для выгрузки из кессонов нужны были другая технология и другое оборудование, а также потребовалось использовать другой способ выгрузки – поканальный.
«Каждая ОТВС выгружалась отдельно, ставилась в пенал, который потом загружался в контейнер. Эти контейнеры также будут отправлены с СРЗ «Нерпа» на территорию ФГУП «Атомфлот», а в последующем отправятся на ПО «Маяк» [г. Озерск, Челябинская область – прим. ред.]на последующую переработку», – объяснил Григорьев.
Из того что осталось от хранилища бывшей ПТБ «Лепсе», будет сформирована блок-упаковка, которая отправится на хранение в губу Сайда.
«Можно с уверенностью сказать, что была успешно проведена колоссальная работа, работа мирового значения, которая показывает успех возможностей как Российской Федерации, так и международного сотрудничества. В результате решена многолетняя проблема, которая проявилась в 80-х годах прошлого века. Мы долго шли к ее решению, но теперь весь мир может спокойно выдохнуть – эта проблема решена», – заверил «Беллону» Григорьев.
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА