Отечественное правительство в одностороннем порядке вышло из еще одного соглашения, бывшего порождением порочной капитулянтской политики, проводившейся после распада СССР тогдашним руководством нашей страны. Речь идет о договоре, регулировавшем поставки из России в США гексафторида урана – производного, полученного после разбавления и переработки содержимого боеголовок наших ядерных боеприпасов, которые были «пущены под нож» в результате охватившей в 90-е годы Кремль тяги к «разоружению».
Для того, чтобы понять истинные причины и значение этого шага как для нашей страны, так и для Соединенных Штатов, необходимо сперва разобраться с сутью и смыслом расторгнутых ныне соглашений.
Безусловно, главной целью американцев было превращение в груды бесполезного и неопасного для них металлолома наших баллистических ракет, стратегических бомбардировщиков и подводных лодок. Однако оставалась проблема обогащенного, «оружейного» урана. В конце концов, ракет, или, на худой конец, бомб можно понаделать и новых – было бы желание. А в Вашингтоне очень хотели «вырвать атомные зубы русского медведя» со стопроцентной гарантией. И не без собственной выгоды. Первыми идею о том, что «совершенно ненужный русским» уран, который останется после их разоружения, неплохо было бы пустить на топливо для американских АЭС, назвав это «беспроигрышным вариантом», выдвинули ученые Джефф Комз и Томас Нефф. Произошло это, что характерно, еще в 1989 году, что доказывает: СССР американцы «похоронили» уже тогда.
В 1991 году, когда уже была утверждена программа Нанна-Лугара, к этому вопросу вернулся один из авторов идеи – доктор Томас Нефф из знаменитого Массачусетского технологического института. Именно им была предложена формула ВОУ-НОУ, расшифровываемая, как перевод высокообогащенного оружейного урана из «русских боеголовок» в низкообогащенный уран для АЭС США. Нефф называл это «великой урановой сделкой» и не ошибался. На тот момент... Впрочем, не будем забегать наперед. В Белом доме и правительстве Соединенных Штатов такие инициативы восприняли весьма благосклонно, а тогдашний президент России готов был выполнять едва ли не любую команду, поступившую из этих инстанций. Более того, наши «партнеры» неплохо подстраховались для того, чтобы Москва «не соскочила с крючка». Ведь коммерческие поставки урана на Запад (в том числе, и в США) из СССР начались еще задолго до его распада – первые соответствующие контракты относятся к 70-м годам ХХ века.
Однако в 1992 году министерство торговли и Комиссия по международной торговле Соединенных Штатов «вдруг» инициировали антидемпинговое расследование против нашего ядерного сырья. Итогом его стало введение «удушающей» пошлины в 116% на весь уран, поступающий из России. Стоит ли удивляться, что в конце 1992 года, непосредственно перед заключением Соглашения «ВОУ-НОУ» (подписано 18 февраля 1993 года), «антидемпинговое расследование» было якобы «прекращено». На самом деле, отказываться от претензий к нашей стране никто и не подумал. Просто принятие окончательного решения по ним было «отложено», а грабительские пошлины – временно сняты. Однако сам по себе «дамоклов меч», висящий над поставками, никуда не делся.