О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований The Moscow Post
Атомные события в России

Проведены инженерные изыскания на площадке АЭС малой мощности в Якутии

Во время исследований специалисты пробурили 700 скважин общим метражом 12 км

Атомные события в Мире

Китай начал серийное производство изотопов углерода -14

Изотоп углерода-14 был получен с помощью тяжеловодного реактора на Циньшаньской АЭС

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

Украинские ядерные реакторы превращаются в труху

Комментариев: 0

 

Украине грозит новый Чернобыль – да не один, а сразу пятнадцать. По крайней мере, это прямо следует из письма ветеранов атомной отрасли Украины, которые предупреждают руководство страны о надвигающейся катастрофе. В чем именно заключается суть проблемы и о каких других сложностях в эксплуатации украинских АЭС в стране предпочитают умалчивать?

Союз ветеранов атомной энергетики и промышленности Украины обратился с открытым письмом к президенту страны Владимиру Зеленскому, премьер-министру Денису Шмыгалю и председателю Верховной рады Украины Дмитрию Разумкову. Среди подписавших письмо фигурируют такие люди, как бывший директор Запорожской АЭС Владимир Бронников и бывший директор Ровненской АЭС Владимир Коровкин – специалисты, которые знают состояние дел в украинской атомной отрасли во всех деталях.

Авторы письма заявляют, что в ядерной энергетике Украины «складывается угрожающая ситуация». По их мнению, бардак царит во всей атомной отрасли, которая курируется главным поставщиком электроэнергии в стране – НАЭК «Энергоатом». Авторы письма критикуют практику назначения «вечных ВРИО» (временно исполняющих обязанности) в руководство «Энергоатома», что, по их мнению, грозит без малого «новым Чернобылем». Под которым подразумевается тяжелая техногенная авария с уроном для экологии и, возможно, с человеческими жертвами.

Насколько обоснованы опасения обратившихся к высшим должностным лицам Украины атомщиков?

Родом из СССР

Ядерная энергетика Украины практически полностью унаследована от Украинской ССР при распаде Советского Союза в 1991 году. Собственные же действия Украины ограничились лишь достройкой двух блоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, которые к 1991 году находились в высокой степени готовности. Да и то – достраивать оба блока, сданных в эксплуатацию в 2004 году, пришлось при помощи Российской Федерации. Никаких нужных производственных и научных компетенций у самой Украины к тому времени просто не было.

Если исключить из рассмотрения уже выведенную из эксплуатации печально известную Чернобыльскую АЭС, у Украины, по состоянию на сегодня, работают четыре атомных электростанции – Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская, на которых трудятся в общей сложности 15 энергоблоков. Самыми старыми из них являются 1-й и 2-й блоки Ровенской АЭС и 1-й блок Южно-Украинской АЭС, которые были введены в эксплуатацию в 1980-1982 годах. Впрочем, оставшиеся энергоблоки, кроме уже упомянутых последних блоков Ровенской и Хмельницкой АЭС, немногим младше – все они тоже начали работу в 1984-1989 годах.

Такая ситуация создает коллизию в вопросе вывода наиболее старых энергоблоков из эксплуатации. В мировой практике реакторы стараются не эксплуатировать дольше 40-50 лет: в их конструкции происходят деструктивные изменения, которые вызваны тем, что корпус реактора находится в постоянном потоке нейтронов. Нейтроны – это настоящий «философский камень» ядерных реакций. Они легко превращают одни химические элементы в другие, дестабилизируя, например, ядра атомов железа (из которых в основном состоит корпус реактора) и превращая их во вредные примеси, вплоть до инертных газов.

В процессе такого непрерывного воздействия на корпус реактора, он теряет конструктивную прочность. С ним происходит так называемое нейтронное охрупчивание, что предельно нежелательно для любого сосуда под давлением, которым и является корпус ядерного реактора. Прямо говоря: реактор, перешедший предел нейтронного охрупчивания, просто может взорваться, как обычный перегретый паровой котел – и заразить облученным топливом и продуктами его распада всю окружающую территорию. Ровно по сценарию злополучной аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Полностью побороть такое нейтронное охрупчивание стального корпуса реактора невозможно. Однако можно его немного отсрочить, для чего применяется технология отжига корпуса, во время которой большую часть вредных примесей, в первую очередь газов, пытаются буквально «выдавить» различными способами из поврежденной нейтронами стали.

Такой уникальной технологией в мире в промышленном масштабе на сегодняшний день обладает только Россия – именно этим способом в 2017 году на 15 лет продлили срок эксплуатации 1-го и 2-го блоков Кольской АЭС, где таким образом обработали небольшие реакторы ВВЭР-440. А в 2018 году эту уникальную технологию применили и к большому реактору ВВЭР-1000, добавив 15 лет жизни 1-му блоку Балаковской АЭС возле Саратова. Причем и на Кольской, и на Балаковской АЭС операцию отжига делали прямо на работающем реакторе, чего не умеют делать нигде в мире.

Понятным образом, таких уникальных технологий у Украины нет и в помине. В результате чего продление ресурса украинских энергоблоков производится, мягко говоря, специфическим образом. 

Утечка 2017 года

Внутренняя документация украинского ядерного монополиста – энергетической компании НАЭК «Энергоатом», редко становится достоянием общественности. Однако в октябре 2017 года хакерская группа «Киберберкут» все-таки опубликовала часть внутренней переписки «Энергоатома», из которой стала понятной специфика украинской схемы «продления ресурса» старых атомных блоков.

Понимая ситуацию с исчерпанием гарантированных сроков эксплуатации старых энергоблоков, украинские власти еще в 2015 году утвердили программу по продлению сроков эксплуатации старых атомных реакторов на дополнительные 10 лет. Сделать это решили, понятное дело, уже без помощи России – мол, «сами с усами», что-нибудь да придумаем.

Однако на деле украинская программа «незалежной модернизации» оказалась полной фикцией. Все прописанные в ней «меры» оказались несостоятельными, а то и просто опасными. Более того, программу, принятую к исполнению в Киеве еще в 2015 году, довели до сведения сопредельных стран только два года спустя – в 2017 году, что является вопиющим нарушением сразу двух Конвенций ООН: конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция) и конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция ЭСПО).

Ожидаемо, такое наглое поведение Украины вызвало предельно негативную реакцию у правительственных органов Австрии, Румынии, Молдавии, Белоруссии, а также международной экологической организации «Гринпис» и сети экологических НПО «Бенквоч». Суть этой реакции, в принципе, можно легко передать емкой фразой «Что же вы там творите!». Однако, конечно, все это было облачено в предельно корректные юридические формулировки.

Все замечания вышеуказанных заинтересованных лиц были снабжены издевательскими отписками со стороны Украины. Какие-то замечания и возражения были просто проигнорированы,

какие-то снабжены комментарием в стиле «не ваше дело», а большая часть – «принята к сведению». Однако даже в этом случае Киев пошел на хитрость: он поставил всех своих оппонентов в ситуацию просящих, а не требующих. Связано это было с тем, что Украина пошла на подлог, уйдя от уведомления заинтересованных сторон об особенностях своей национальной программы 2015 года, в силу чего во всех ответах 2017 года Киев подчеркивал, что не может гарантировать, что все ответные замечания будут учтены при проведении уже стартовавшей «модернизации» энергоблоков.



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА