14 сентября плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» достигла портового города Певек на российской Чукотке, преодолев расстояние более 4700 км от Мурманска. После подключения к электросетям там он станет полноценным энергопроизводящим ресурсом, снабжающим электроэнергией город Певек и Чукотский автономный округ. Помимо этого, таким образом компенсируют мощности Билибинской АЭС, которая будет окончательно остановлена в начале 2020 года.
«Академик Ломоносов» - ведущий проект серии маломощных мобильных передвижных энергоблоков. Плавучие атомные электростанции (далее ПАТЭС) на Крайнем Севере и Дальнем Востоке станут новым классом источников энергии, основанных на российских технологиях атомного судостроения. Станция оснащена двумя реакторами ледокольного типа КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в штатном режиме работы. Этого достаточно, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей в потреблении энергии для города с населением около 100 000 человек.
По габаритам «Академик Ломоносов» 144 метра в длину и 30 метров в ширину. Его водоизмещение - 21 500 тонн и экипаж 69 человек. Реакторы были спроектированы инженерами «ОКБМ Африкантов» и собраны нижегородским научно-исследовательским институтом Атомэнергопроект. Корпуса реакторов были изготовлены Ижорским заводом. Турбогенераторы поставлялись Калужским турбинным заводом.
Рабочая жизни ПАTЭС составляет порядка 40 лет. Время работы реакторных установок между перегрузками активной зоны составляет три года. Все системы обращения с ядерным топливом и радиоактивными материалами расположены внутри плавсредства. Перегрузка активной зоны и хранение отработавшего топлива осуществляется на борту плавучей атомной электростанции.
ПАTЭС может перевозить достаточное количество обогащенного урана для питания двух реакторов в течение 12 лет. Затем его вместе с отработавшим топливом следует отбуксировать обратно в Россию, где планируется перерабатываться радиоактивные отходы. Кроме того, такие энергоблоки позволяют создавать на их базе мощные опреснительные установки.
Изначально предполагалось, что стоимость проекта «Академик Ломоносов» будет около 140 миллионов долларов. Однако в ходе строительства его стоимость возросла почти до полумиллиона, включая 107 миллионов долларов на береговую инфраструктуру.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» уже работает над ПАTЭС второго поколения с проектным определяем - оптимизированный плавучий энергоблок (далее ОПЭ). Логично, что он будет более компактным и более мощным, чем предшественник. ОПЭ планируется оснастить двумя реакторами РИТМ-200м общей мощностью 100 МВт. Сколько таких электростанций будет произведено, пока не раскрывается. В настоящее время в России эксплуатируется 11 атомных электростанций, включая «Академик Ломоносов».
Сообщается, что российский энергетический гигант «Газпром» планирует использовать не менее 5 ПАTЭС для разработки новых нефтегазовых месторождений, а также для поддержки логистики транспортных операций. Возможные места их применения - Штокмановское месторождение природного газа в Баренцевом море, а также разрабатываемые нефтегазовые месторождения на полуострове Ямал.
Также плавучие электростанции были бы весьма полезны вдоль Северного морского пути, в Арктике и вокруг нее. Плавучие АЭС могут успешно решить вопрос энергоснабжения региона и позволят создать там комплексную инфраструктуру поддержки. По данным «Росатома», интерес к найму плавучих АЭС уже проявили 15 стран, в том числе Китай, Индонезия, Малайзия, Алжир, Намибия, Кабо-Верде и Аргентина.
Плавучие АЭС будут решать энергетические вопросы в районах, где строительство классических АЭС невозможно (например, из-за сейсмической опасности) или слишком дорого и сложно. В России это может помочь обеспечить дополнительным электричеством такие портовые города, как Севастополь, Новороссийск или Владивосток.
Африканские государства, многие из которых страдают от постоянной нехватки энергии, также могли бы решить свои проблемы с помощью ПАTЭС. Кроме того, развернутые АЭС сделают возможным создание опреснительных установок, обеспечивающих большое количество чистой питьевой воды для местного населения. Таким образом может быть решен еще один ключевой гуманитарный вопрос в Африке – обеспечение черного континента питьевой водой.
Еще одно вероятное место крайней востребованности ПАTЭС - Аравийский полуостров. Например, плавучие АЭС можно было бы использовать для урегулирования гуманитарного кризиса в Йемене после окончания вторжения туда коалиции под руководством Саудовской Аравии. Такой корабль, развернутый вблизи Эль-Худайды, мог бы обеспечить западный Йемен энергией и чистой водой.
Кроме того, плавучие атомные электростанции могут использоваться на речных маршрутах, например, в России и по всей Азии. Некоторые города Соединенных Штатов в отдаленных районах, таких как Аляска, также могут извлечь выгоду. Тем более что пока США не сделают собственные годные ледоколы, им все равно придется просить Россию о помощи в случае кризисов.
Запуск первой в истории плавучей атомной электростанции стал важным инженерным прорывом, который окажет заметное влияние на энергетическую сферу в глобальном масштабе. После доработок этой технологии, которая потенциально может обеспечить планету безопасной энергией и чистой питьевой водой, у ПАTЭС будет и цена достаточно привлекательная при гарантированной безопасности всего технологической цикла эксплуатирования таких судов.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА