О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований The Moscow Post
Атомные события в России

Проведены инженерные изыскания на площадке АЭС малой мощности в Якутии

Во время исследований специалисты пробурили 700 скважин общим метражом 12 км

Атомные события в Мире

Китай начал серийное производство изотопов углерода -14

Изотоп углерода-14 был получен с помощью тяжеловодного реактора на Циньшаньской АЭС

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

БЕЗОПАСНОСТЬ АЭС С ВВЭР (1200)?

Комментариев: 0

AtomInfo.Ru

В ОКБ "Гидропресс"  прошла 11-ая международная научно-техническая конференция "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР". На полях конференции на вопросы корреспондентов AtomInfo.Ru ответил советник генерального директора ГК "Росатом" Владимир АСМОЛОВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Владимир Асмолов

Владимир Григорьевич, теперь у "Росатома" есть стратегия развития атомной энергетики.

Да, "Стратегия-2018" разработана. Её утвердил президиум НТС госкорпорации и вышло соответствующее распоряжение Алексея Евгеньевича Лихачёва. Важно, что после этого Александр Маркович Локшин своими распоряжениями определил финансирование.

"Стратегия-2018" - это не просто бумага, это реальное дело, под которое есть деньги. Причём финансирование уже выделяется, в том числе, на развитие технологии ВВЭР. Программы работ по стратегии в будущем составят единый тематический план НИОКР госкорпорации.

Главное, что с принятием "Стратегии-2018" в нашей отрасли завершилась борьба между тупоконечниками и остроконечниками. Мы договорились, что есть нормальный показатель - потребительские качества, конкурентоспособные с тепловой энергетикой. И впереди будет то направление в атомной энергетике, которое сможет доказать, что оно по этому параметру лучше.

Мой друг Евгений Олегович Адамов считает, что БРЕСТ не только решит проблему воспроизводства топлива, но и генерация у него выйдет дешёвой. Пожалуйста, вперёд, продемонстрируйте это! Если так и будет, то, конечно, ВВЭРовское направление постепенно будет сокращаться.

Но я не вижу, за счёт чего это можно произойти. Зато я вижу, что на сегодняшний день по БН-800 CAPEX 1,7 и OPEX 1,7. Только такая богатая эксплуатирующая организация как "Росэнергоатом", может позволить себе сейчас иметь работающий быстрый реактор.

По ВВЭР-С есть уже понимание, на что он будет похож?

Есть первые прорисовки. Скорее всего, это будет корпус полуторатысячника, потому что у нас в активной зоне добавятся каналы для спектрального регулирования. Для такого корпуса станет возможным отказаться от ловушки, потому что поверхность днища корпуса большая и затопление шахты реактора позволит обеспечить внутрикорпусное удержание.

Мы хотим отказаться от спецкорпуса в его сегодняшнем виде, а также полностью уйти от борного регулирования. Так как мы переходим на более жёсткий спектр в начале кампании, то мы сможем перейти и на другой конструкционный материал вместо циркония. Есть также идея применить тонкие шестимиллиметровые твэлы.

Что может дать переход на тонкие твэлы?

Эту идею мы рассматривали в начале 2000-ых годов, а в 2003 году в Электростали была даже изготовлена партия таких циркониевых оболочек и таблеток. У тонких твэлов масса преимуществ - уменьшение центральной температуры, увеличение поверхности теплообмена, и так далее.

Я хочу подчеркнуть, что всё сказанное - это пока только идеи, и мы их внимательно проанализируем в ближайшие два года. Наша задача - показать, что ВВЭР-С будет дешевле современных ВВЭР, а также будет обладать повышенным КВ порядка 0,8.

В двухкомпонентной энергетике ВВЭР-С должен быть "дружественным" по отношению к быстрым реакторам. Его достаточно высокие возможности по воспроизводству (сравните с КВ=0,4 для обычных ВВЭР!) позволят уменьшить количество быстрых реакторов в системе.

Следующий шаг, если нам удастся его сделать - ВВЭР-СКД, где вполне реально достигнуть КВ, близкого к единице, а к.п.д. порядка 45%.

Цели, задачи и тенденции нам понятны. Успех разработок новых технологий ВВЭР будет во многом зависеть от того, хватит ли нам сил. Не забывайте, что у "Росатома" огромный портфель зарубежных заказов, около 150 миллиардов долларов, и мы обязаны эти заказы выполнить.

Как сопрягаются между собой две программы - ВВЭР-С и толерантное топливо?

Как я уже сказал, в проекте ВВЭР-С мы сможем отказаться от циркония в пользу нового конструкционного материала, и поэтому эти две программы пересекаются. Но к вариантам с покрытием циркония я отношусь со скептицизмом.

На мой взгляд, среди обсуждающихся вариантов по толерантному топливу хорошие перспективы у керамики. К сожалению, на сегодняшний день есть только первые небольшие образцы, и работы там ещё на долгие годы.

Что будет вестись по совершенствованию ВВЭР-ТОИ?

"Росэнергоатом" ведёт большую программу, под которую выделены серьёзные деньги. В ней учитывается опыт, который мы набрали на пусках теперь уже трёх блоков с АЭС-2006. Мы видим, что есть много задач, которые мы можем решить сегодня.

С технической точки зрения, АЭС-2006 - неплохой проект. Но в процессе его реализации мы сталкивались с многократным изменением рабочей документации, и это сказалось на том, что получилось в железе. Немалую роль в этом сыграли наши так называемые антикоррупционные закупочные процедуры.

А как влияют закупочные процедуры?

Например, мы не можем купить насос с нужными патрубками и посадочными местами. Вместо этого мы покупаем другой насос, у которого всё по-другому. Соответственно, мы сразу должны изменить обвязку, поставить отсекающую арматуру, и так далее. Чем больше таких замен, тем больше мы отдаляемся от исходного проекта.

Я научный руководитель проекта АЭС-2006, и я вижу - на Нововоронеже получилось не совсем то, что я хотел в начале работы.

А ещё я считаю, что эксплуатирующая организация совершила настоящий подвиг. Она смогла своими силами справиться со всеми возникавшими при строительстве, монтаже и пуске неувязками и создать блок, который работает и даёт мощность.

Другой важнейший для нас вопрос - необходимо проанализировать то, что на наших тысячниках сделали китайцы. Как они поступили? Они сказали нам: "У вас хорошая, с запасами, реакторная установка. Но мы по-другому сделаем теплообменное оборудование, СПП, ПНД, ПВД, и так далее. Выберем другие температуры, возьмём другую турбину - и выиграем 3,5% в к.п.д.".

У китайцев на ВВЭР-1000 на клеммах 1150 МВт(э)! На нашей же установке, при тепловой мощности 3000 МВт(т). Мы в АЭС-2006 имеем тепловую мощность 3200 МВт(т) и на клеммах еле-еле набираем 1175-1180 МВт(э). Конечно, нам нужно разобраться с этим фактом.

Или возьмём лимитную кривую, определяющую запас до кризиса. Для 320-ого проекта это 460 Вт/см, а для АЭС-2006 - всего лишь 420 Вт/см. Поэтому на Балаковской АЭС мы говорим о том, что сможем поднять тепловую мощность на 10% и получить 3300 МВт(т), а на блоках с АЭС-2006 тепловая мощность ограничена 3200 МВт(т). Как минимум, это выглядит странно.

Наш подход к турбинам заслуживает отдельного разговора. По нашей практике, мы покупаем генератор точно такой же мощности, на которую рассчитан блок. А по мировой практике, надо брать генератор с запасом до 10%, так как это добавляет гибкости при эксплуатации. То же самое надо внедрить и у нас.

Лет десять назад в одном из своих интервью я объявил "Год второго контура". Пора вернуться к этой теме. Надеюсь, что мы сможем вновь объявить "Год второго контура", и случится это в 2020 году.

Спасибо, Владимир Григорьевич, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: Стратегия развития, Госкорпорация Росатом, Интервью, Владимир Асмолов, Статьи



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА