О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований УтроNews
Атомные события в России

Первая попытка Росатома в автопроме: компания хочет потягаться с Xiaomi и Tesla

Росатом готовится к выпуску кроссовера на электрической тяге

Атомные события в Мире

США выделят более $1 млрд на строительство АЭС в Польше

Начало строительства станции на побережье Балтийского моря запланировано на 2026 год

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

ПРОЩАЙ, "ЛОМОНОСОВ"?

Комментариев: 0


// // Проект по созданию плавучей атомной станции трещит по швам

Проект по созданию плавучей атомной станции трещит по швам

82765
НАДЕЖДА ПОПОВА

Прощай, «Ломоносов»?

Проект по созданию плавучей атомной станции трещит по швам. фото: Лев Федосеев/ТАСС
В разделе

В сентябре плавучая атомная станция «Академик Ломоносов», строящаяся уже 13 лет, должна прийти на Чукотку, заменив собой дряхлую Билибинскую АЭС. Однако похоже, что произойдёт это вряд ли. Если вообще произойдёт – создаётся впечатление, что «Росатом» понял провал проекта и теперь пытается его заменить другим.

Как-то незаметно сошли на нет хвалебные статьи про первую в мире плавучую атомную станцию «Академик Ломоносов». Напомним, что несколько месяцев назад станцию от греха подальше отправили из многомиллионного Петербурга в Мурманск. Причина? Совершенно неожиданно выяснилось, что на борту «Академика Ломоносова» уже более полутора лет находится ядерное топливо. Об этом «Нашей Версии» сообщил инженер Александр Журавлёв, который занимается проектом плавучей АЭС с 2006 года. Александр Журавлёв ещё раз подчеркнул: проект «фатально нерентабелен». Его позицию поддержал учёный с мировым именем, доктор технических наук Игорь Острецов. По его словам, плавучая станция станет рентабельной только в том случае, если будет обслуживать город с населением в 250 тыс. человек. А на территории Чукотки сегодня проживают менее 50 тыс. человек.

Все сроки мимо

Похоже, что топ-менеджеры госкорпорации «Росатом» находятся в смятении. По первоначальным планам плавучая станция должна была прийти в Певек к сентябрю, однако теперь всё говорит о том, что она вряд ли сможет прибиться к берегу даже к концу 2019 года. Дело в том, что на строительстве причала и береговых гидротехнических сооружений для атомной баржи задействован трест «Запсибгидрострой». Однако трест не платит своим контрагентам по счетам в рамках партнёрства с «Росэнергоатомом». «Росатом» в курсе происходящего, но считает, что на работы по возведению береговых сооружений эти разборки не повлияют. При этом в 2018 году стоимость этих работ неожиданно возросла почти на 1,5 млрд рублей, в том числе был сделан перерасчёт стоимости уже сделанных работ. Что происходит – идёт «распил» бюджетных миллиардов?

В итоге «Запсибгидрострой» грозит сорвать осенний приход плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» на Чукотку. Заказ на сооружение причала и гидротехнических сооружений трест получил ещё в середине 2016 года. Объём работ оценивался в 4,4 млрд рублей. Компания должна была разработать рабочую документацию и построить в Певеке гидротехнические сооружения для плавучей АЭС. Срок окончания работ указывался строго – сентябрь 2019 года. Но затем начали возникать странные паузы. Хуже того – в 2018 году контрагенты треста были вынуждены подать иск о банкротстве «Запсибгидростроя». При этом инициатором судебного разбирательства был Сбербанк. В ходе судебного разбирательства должник признал свои обязательства и пообещал выплатить все долги в рамках мирового соглашения. После этого Сбербанк отказался от иска о банкротстве при условии, что в дополнение к имеющемуся залоговому договору «Запсибгидрострой» передаст банку право требования денежных средств по контракту на строительство гидротехнических сооружений. По этому соглашению Сбербанк сможет потребовать у концерна «Росэнергоатом» 200 млн рублей.

То есть налицо проблема, и немалая. Хотя, может быть, кому-то выгодно, чтобы она существовала? Ведь всё ближе и ближе день, когда придётся-таки признать, что проект плавучей АЭС нерентабелен. Но пока что «Рос­энергоатом» продолжает заверять: строительство гидротехнических сооружений закончится в срок.

По теме

«Уровень готовности гидротехнических сооружений составляет 75%», – заверяет директор департамента информации и общественных связей концерна «Росэнергоатом» Андрей Тимонов.

Учитывая, что эти 75% сооружали два с половиной года, можно ли оставшиеся 25% объекта построить за семь месяцев с учётом всех возникших сложностей? Тем временем стало известно, что между трестом «Запсибгидрострой» и концерном «Рос­энергоатом» было подписано дополнительное соглашение к договору, в результате чего стоимость работ по созданию гидротехнических сооружений для «Академика Ломоносова» выросла примерно с 4,4 млрд рублей до 5,97 млрд рублей. Всё это напомнило историю, как точно так же, год за годом, росла стоимость и самой атомной баржи.

Как бы то ни было, эксперты полагают, что ни в сентябре, ни даже в декабре Чукотка «Академика Ломоносова» не увидит.

Атомную баржу меняют на газовую?

30 января на сайте «Рос­атома» были размещены условия тендера на оказание услуг по сравнительному анализу вариантов развития Чаун-Билибинского энергоузла с учётом перспективных схем энергоснабжения Баимского горно-обогатительного комбината. Речь идёт о сооружении для нужд Чукотки АЭС малой мощности на базе реактора «РИТМ-200».

Именно эта реакторная установка была в своё время разработана для новых атомных ледоколов «Арктика», «Урал» и «Сибирь» проекта 22 220. Заметим, что с новыми ледоколами у «Росатома» тоже полный швах: до сих пор не решена проблема с турбинными установками. Для чего же потребовались корабельные атомные установки на Чукотке? Ведь нам не раз заявляли, что «Академик Ломоносов» как раз и строится для замены старой Билибинской АЭС и обеспечения энергией Баимского горно-обогатительного комбината. Выходит, планы поменялись? Похоже, что так и есть. Иначе как понимать тот факт, что в Объединённой судостроительной корпорации признали несовершенство проекта плавучей АЭС и решили бросить силы на разработку плавучей теплоэлектростанции (ПТЭС) на сжиженном природном газе? Уже объявлено: к 2020 году будет подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) ПТЭС. Мощность газовой баржи составит 50–60 МВт, заказчиком проекта выступает ЦКБ «Айсберг». В ОСК также сообщили, что такая плавучая газовая «батарейка» станет реальной альтернативой для проблемной плавучей АЭС. На проект уже выдают 45 млн рублей, за которые заказчик получит не только эскизный проект плавучей ТЭЦ, но и анализ потребностей Российской Федерации в подобных станциях. Значит, прощай, «Академик Ломоносов»?



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА