Но внутри самих Соединенных Штатов началась своего рода плутониевая грызня. Власти Южной Каролины через суд хотят заставить правительство США соблюдать соглашения с Россией по переработке оружейного плутония: генеральный прокурор Южной Каролины Алан Уилсон судится с правительством и министром энергетики США Риком Перри из-за завода по переработке плутония! Но почему вдруг прокурор штата пошел танком на министра энергетики и Правительство США? Оказывается, завод по переработке оружейного плутония почти построен, но федеральные власти попытались заморозить стройку."Тем самым они нарушили соглашение с Россией: наши страны договорились уничтожить здесь оружейный плутоний,- следует из прокурорского обращения в суд. - Но теперь США собираются "разбавить" плутоний и хоронить его под землёй. Южная Каролина с таким раскладом не согласна. Если завод закроют, тысяча людей лишится работы, а поток федеральных денег иссякнет".
Суд отменил решение Министерства энергетики США. И временно разрешил стройку... Но, забегая вперед, скажем: строительство завода на площадке Саванна-Ривер (оценочная стоимость - 4,8 млрд. долларов) было остановлено по ряду причин. Главная проблема - перерасход средств по сравнению с первоначальной сметой. Строительство уже обошлось в 7 млрд долларов, и ожидается, что стоимость возрастет еще больше. При этом расходы строительством не ограничатся: ежегодно на содержание завода придется тратить 1 млрд долларов, а весь его жизненный цикл оценивается в сумму от 27 до 47 млрд долларов. И стройку решили заморозить.
Но тут необходимо объяснить некие тонкости... Мало кто знает, что сегодня Соединенные Штаты плотно сидят на энергетической игле России. И сидят не первый год. Достаточно вспомнить соглашение ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран - оружейный - в низкообогащенный, топливный), или" Мегатонны в мегаватты" (это один ядерный чёрт). Благодаря поставкам из Москвы, американские атомные станции работают на российском ядерном топливе. И каждая десятая лампочка в США сегодня включается, благодаря российскому ядерному топливу.
Далее, американские космические программы, в частности, работа американского марсохода "Кьюриосити" по Красной планете стала возможной, благодаря плутониевой "батарейке" российского происхождения, которая использует радиоактивный распад плутония-238. И, наконец, американские военные спутники-шпионы летают отнюдь не на солнечных батареях, а тоже на плутонии-238 опять же - из российских ядерных погребов. В свое время Москва передала Вашингтону 16 кг плутония-238. Но эти килограммы уже использованы. И хотя американцы уже наладили у себя производство плутония-238 и даже получили 50 г этой ценной субстанции, но серьезное ЧП на американском плутониевом производстве в Хенфорде опять остановило процесс. Что будет дальше с этим заводом, неясно. Но потребности NASA в плутонии - огромны!
Что же это за материал, который не дает спокойно спать политикам, военным, журналистам и даже президентам? Объясним сразу: плутоний бывает не только энергетический, но и оружейный. И именно вокруг оружейного плутония постоянно кипят шекспировские страсти! Но - как объясняют известные российские ядерщики, эти страсти высосаны из пальца, поскольку -при желании - атомную бомбу сегодня можно сделать не только из оружейного, но и из энергетического плутония. Главное, чтобы под боком работала атомная станция.
- Один из его изотопов - плутоний-239 делится быстрее, чем уран, и энергии дает больше, - объясняет известный российский ученый- атомщик, доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. - То есть, взрывается он мощнее, чем уран. Первые партии плутония создавали на ускорителях. Это очень дорогое удовольствие!
Первые эксперименты с оружейным плутонием на людях провели над Нагасаки. Но вначале над Хиросимой взорвали урановую бомбу"Малыш". На Нагасаки сбросили плутониевый "Толстяк". И "Толстяк" обошел уранового "Малыша". В "Толстяке" рванули 20% плутония-239. Итог? 80 тысяч погибших, огромное количество раненых, страшно обожженных... Люди на улицах превращались в пар!
- Военным такое понравилось, - продолжает свой рассказ профессор Острецов. - Были разработаны специальные плутониевые реакторы... Надо заметить, что это время было раздольным для "мирного" атома. Первопроходцы работали с радиационными материалами, прикрываясь лишь фанерным листом. Получали гигантские дозы облучения. До 1960 года производственная лучевая болезнь была у каждого четвертого. В США тоже пребывали в эйфории: радий считали полезным. И включали в состав хлеба, питьевой воды и зубной пасты. В детских магазинах в США тогда продавался набор "Юный ядерщик", в комплект входили образцы урановых руд! К 1990 году США накопили в своих арсеналах 103 тонны оружейного плутония, СССР - 170 тонн. На две ядерные державы приходилось 273 тонны плутония-239 . А в бомбе "Толстяк" его было лишь 6,2 кг. Всего, таким образом, получается 18 750 плутониевых бомб. Значит, были "законсервировали" 2,5 миллиарда смертей. Вот поэтому и появилось Соглашение по утилизации оружейного плутония. Случилось это 29 августа 2000 года. Было решено списать по 34 тонны избыточного оружейного плутония с каждой стороны.
Но сколько плутония в действительности накопили США? Российские журналисты раскопали любопытные факты после ознакомления с отчетом Министерства энергетики США "Плутоний. Производство и утилизация оружейного плутония с 1944 по 1994 годы". Выяснилось: количество плутония в ядерных отходах, которое было указано в документах по учету материалов главных управлений Министерства энергетики, не соответствовало его количеству в отходах. В "Меморандуме по запасам плутония в отходах" несоответствие в Национальной Лос-Аламосской лаборатории составляло - по первоначальным сведениям - около 700 кг. Этого достаточно для создания более 100 атомных бомб! Делом заинтересовались специалисты Института по проблемам энергетики. Они подготовили свое расследование: "Опасные расхождения: исчезнувший плутоний в учете отходов Национальной лаборатории Лос-Аламоса". Специалисты института пересчитали отходы и выяснили: в лаборатории были наработаны ядерные отходы, содержащие 610 кг плутония. Но в отчетах ядерщиков значатся только 300 кг. А что же произошло с остальными 310 кг плутония? Кстати, по оценкам экспертов, это объем, примерно в 7 раз превышает запасы, которые есть у Северной Кореи.
- Если отчет завода по захоронению ядерных отходов ошибается на 310 кг, то это означает полную несостоятельность процесса сертификации трансурановых отходов в Лос-Аламосе, - заключают эксперты. - Это может привести к серьезнейшим последствиям. Это могло бы означать, что плутоний мог быть направлен на несанкционированные цели. Например, на создание ядерного оружия Израиля.
Но вернемся к сегодняшней плутониевой грызне в Южной Каролине. Масла в огонь подлил недавний экспертный доклад с оценками стоимости и перспектив завода в Саванна-Ривер, сделанный научной организацией "Союз обеспокоенных ученых" под руководством директора Окриджской национальной лаборатории Тома Мейсона. Этот доклад был специально подготовлен для Министерства энергетики США. И он оценил дальнейшие перспективы строительства завода скептически. Главная проблема - очень высокая цена проекта. Есть и еще одна проблема. Но если завод начнет работать, то властям придется тратить огромные средства на охрану, так как он может стать мишенью для потенциальных террористов.
- Но вся эта заварушка с оружейным плутонием сегодня - по сути "кино", - резюмирует доктор технических наук Игорь Острецов. - Соглашение по уничтожению оружейного плутония уже не имеет никакого смысла: атомную бомбу сегодня можно делать на АЭС. Все зависит от времени экспозиции. Время экспозиции маленькое - получается оружейный плутоний, большое - плутоний -238, космический. Так что надо заканчивать спекулировать плутонием. И тратить миллиарды и рублей, и долларов непонятно на что.