О проекте статьи горячие новости коллегам по перу Форум контакты
САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ
           Отдел расследований The Moscow Post
Атомные события в России

Росатом оценил потребность арктического флота для СМП в 160 судов до 2030 года

Об этом говорится в презентации директора дирекции СМП Вячеслава Рукши, представленной  в Государственной думе

Атомные события в Мире

В Германии решили вывести из эксплуатации последнюю АЭС

Решение о выводе из эксплуатации последней АЭС «Изар-2» в Нижней Баварии приняло министерство окружающей среды Германии, пишет журнал Focus Online

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.РУ

Пожаловаться

ДЕТЕКТОР ЛЖИ ДЛЯ "НЕБОЖИТЕЛЕЙ"

Комментариев: 0

Алексей Голяков, обозреватель

журнал "Журналист"

  Мы продолжаем рубрику «Резонанс», стартовавшую в 10-ом номере журнала «Журналист». В предыдущих номерах ее гостями были специальный корреспондент «МК», депутат Госдумы РФ А.Хинштейн и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов. В этом номере о результативности и резонансности «неудобной» прессы размышляет главный редактор газеты «Аргументы неделi» Андрей Угланов.

– Российское общество сегодня представляет собой довольно многослойный «пирог». Есть слой «небожителей», – это узкая группа прибывших управлять нами из туманного и загадочного Санкт-Петербурга. В частности, из питерской мэрии и кооператива «Озерки». Среди них есть, конечно, свой Зевс-громовержец, а около его трона разместились более мелкие «боги». Есть второй слой, который обслуживает Олимп, это – выходцы примерно из тех же географических широт, работающие в федеральных министерствах или топ-менеджерами крупных госкорпораций. Есть третий слой – чиновники, насчитывающие многомиллионную армию; их в таком количестве из Питера, конечно, всех не наберешь. Во многом это те, кто достался Олимпу в наследство от прежней власти. За ними идет слой бизнесменов средней руки, инженеров, сельских работников. Так вот – любое средство массовой информации, и «Аргументы неделi» – не исключение, производит некий резонанс в каждом из этих слоев. Но! Он совершенно разный. До Олимпа он иной раз тоже доходит. Однако тактика реагирования на него выбрана железобетонная и циничная – на любую критику в СМИ они, как говорят, плевать хотели со своей высокой, недосягаемой для всех колокольни. Наша газета, «Новая», «Московский комсомолец», «Независимая газета» и ряд других изданий называют конкретные имена, приводя документы. Но в плане перевода резонансности в результативность эффект в 90 процентах случаев – практически нулевой. Конкретных действий по наведению порядка после наших выступлений нет, должной реакции на обвинения и разоблачения – никакой.

С властными слоями в выстроенной вами образной схеме – понятно. Скажите, а правоохранители с их прямой обязанностью реагировать на публикации в прессе, – почему они зачастую не делают этого?

– Правоохранители – особый слой в сложившейся иерархии. Правоохранители в странах молодых демократий так или иначе обслуживают власть. Как я всегда поступаю, когда нужно взаимодействовать с людьми в погонах? Беру наши публикации, прикладываю к ним документы и посылаю лично за моей подписью в ФСБ, в Генеральную прокуратуру, попутно и в партию «Единая Россия» (которая любит похвалиться, что она – «партия власти»), в администрацию президента. В редакционных статьях иногда прямо, иногда косвенно утверждается, что налицо все признаки государственного преступления. Если говорить конкретнее – признаки действий, направленных на уничтожение оборонного потенциала страны. А как можно, извините, оценивать ситуацию с самолетами, которые стоят на приколе только по той причине, что в Российской Федерации методично и последовательно уничтожается материально-техническая база стратегической дальней авиации? К примеру, мы писали о фактической ликвидации Самарского авиационного научно-производственного узла, который специализировался на ремонте двигателей для стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95 (в частности – СНТК им. Кузнецова). При этом профиль завода охватывал не только самолеты, но и ракеты. В общем, дело, как вы понимаете, нешуточное: вся наша стратегическая авиация осталась без своего «технического доктора». Расследование проводил наш корреспондент Владимир Леонов. И материалы на эту тему мы печатали практически на протяжении всех пяти с половиной лет, как выходят «Аргументы неделi».

– Неужели никто из упомянутого вами «Олимпа» даже пальцем не пошевелил после опубликованных разоблачений?

– В том-то все и дело, что «высший слой» так и остался глух и нем, запомнился лишь единственный жест со стороны Владимира Путина. После наших выступ лений он дал распоряжение провести летные испытания двигателя НК-93 Самарского научно-технического комплекса, – двигателя, действительно способного «освежить» все российское самолетостроение. Но самое поразительное – заблокировал данное решение даже не «второй» слой, куда входят близкие друзья нынешнего премьера, а «третий», то есть министры, которые, уверяю вас, вовсе не заинтересованы в развитии отечественной авиации. К ним, по моему убеж дению, относится Виктор Христенко со своими подручными, – такими, например, как его заместитель Денис Мантуров, которые просто проигнорировали выполнение данного распоряжения. При этом на летные испытания НК-93 правительством было выделено 100 млн. рублей. Правда, и самолет с этим движком успел взлететь лишь три раза, в декабре 2008-го года. А в январе 2009 остаток этих денег был отозван в бюджет. Летные испытания закончить не дало все то же правительство. Вредители и на этот раз победили страну. Естественно, мы и об этом факте написали, но – с них как с гуся вода. Потому неудивительно, что простаивают наши авиационные предприятия, закупаются подержанные авиа ционные «иномарки», привилегированные господа во главе с президентом летают на «Фальконах» стоимостью 50 млн. долларов за штуку. Сам президент Медведев при этом раз за разом раздает команды прекратить эксплуатацию то «Яков», то «Тушек» из-за всевозможных ЧП с трагическими исходами в воздухе и на земле в последнее время. Но не видит только слепой: корень зла – совсем не в «плохих» наших самолетах, а в бездарном управлении.

– Поневоле перефразируешь хрестоматийное выражение – кто не хочет кормить свою промышленность, будет кормить чужую. Что же отвечают «штурманы» нашей сегодняшней авиации на совершенно логичные вопросы, которые звучат в публикациях «Аргументов неделi» – на какие же авиационные концерны вы работаете?

– Совершенно согласен по поводу мысли о чужой армии и чужой промышленности. Так вот те, кто гробит отечественную промышленность – это либо дураки, либо коррупционеры. Одно из двух. В мире – всего три ведущих производителя высококачественной авиационной техники – это США, Европа и Россия. Другие страны (Бразилия и Канада), про изводящие маломощные самолеты, в расчет не принимаются. В США бренд – это «Боинг», в Европе – «Аэробас». И мы отчетливо видим, как свора псов, разграбивших отечественную авиаиндустрию, работает, точно по вашему предположению, на иностранных конкурентов – само собой, небескорыстно. Между тем, у наших производителей имеется самолет, который сегодня вполне реально поставить на конвейер, – Ту-204СМ. Он представляет собой новую модификацию уже полетавшего самолета Ту-204, у него превосходные технические характеристики. И уже одна авиакомпания в России хочет закупить 44 таких машины. Но ей нужна поддержка государства в размере 11 млрд. рублей, но об этой скромной финансовой помощи от сегодняшнего государства приходится лишь мечтать. Для сравнения – Госдума остатки неиспользованного бюджета 2011 года в размере 240 млрд. рублей направляет по принципу «друзьям – деньги, остальным – декларации о заботе». В «РосНано» на непонятный распил адресовано 22 млрд., в РЖД – якобы для улучшения работы магистралей, ведущих к Сочи, – аж 86 млрд. И везде друзья главного «божества» – в первой структуре по питерской мэрии А.Чубайс, во второй – коллега по госбезопасности В.Якунин. Что же касается депутатов, то хочется крикнуть – что вы делаете, какую финансовую политику ведете? Почему даете одним по максимуму, другим – фигу без масла? Разумеется, на все эти вещи мы по журналистски стараемся оперативно откликаться. Но, повторяю, у псевдоэлиты никаких других мотиваций в отношении СМИ нет, кроме как с удовольствием следить, как все в нашей стране «идет путем», как их в огромном количестве показывают по телевизионным федеральным телеканалам, – разумеется, исключительно в положительном контексте. Но есть люди, которые без преувеличения ждут каждый номер газеты. Это прежде всего – инженерный и научный потенциал страны. Особенно популярно наше издание в тех регионах, где были и еще остаются так называемые авиа ционные «анклавы»: Самара, Казань, Саратов, Комсомольск-на-Амуре, та же Москва. Из Самары, например, мне прямо пишут и звонят – кроме вашего издания, о наших проблемах никто не напишет.

Андрей Иванович, так ли уж неприступны для журналистов отрасли экономики, где крутятся большие деньги?


Вы знаете, как ни удивительно, что касается Росатома, у нас был целый цикл материалов (автором выступила, в частности, Надежда Попова), – и он продолжается. Но здесь – принципиально иная ситуация. Да, есть пробелы в менеджменте атомной энергетики, есть случаи откровенной коррупции. Одно из громких в этом ряду – задержание в июле 2011 года зама гендиректора Росатома Евгения Евстратова. Много было вопросов по экологически не выверенным плавучим ядерным объектам, которые планировалось пустить в плавание вблизи Камчатки, в цунамиопасной зоне. Но главное – атомную промышленность у нас все-таки не уничтожают, а, наоборот, поддерживают и стараются развивать. Так вот, после наших статей в ведомстве Сергея Кириенко многое делали по укреплению безопасности на уже действующих атомных объектах и подтягивали до надлежащего уровня свои проекты. Но поначалу мы сильно раздражали многих бонз в Росатоме, – нам писали возмущенные письма, но потом отношения налаживались, и мы удовлетворены, что во многом сегодня мы скорее сотрудничаем, нежели конфликтуем. Росатом сам готов предоставить ту или иную информацию, не дожидаясь просьб и запросов. Таким образом, результативность нашей критики привела, с одной стороны, к устранению многих недостатков в отрасли, а с другой – к тому, что мы сами стали писать об определенных достижениях атомщиков. Так, в Белоруссии и в Турции, например, начинается строительство реакторов по замыслу и при прямом участии российских специалистов.

– Судебный иск на газету – согласитесь, это тоже одновременно и резонансность и в чем-то результативность критического выступления. Как часто «Аргументам неделi» приходится выступать в роли ответчика?

– Мы проигрывали иски только в тех случаях, когда я как главный редактор ослаблял свое внимание и позволял в материалах излишнюю эмоциональность. Так, мы писали, как разворовывалась профсоюзная собственность, – их боссы находили в моих оценках личные выпады. Но факты, приводимые в статьях, остались неоспоримы. С главой ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) г-ном Шмаковым мы и сейчас судимся. 24 октября 2011 г. прошло заседание суда по иску от управления делами Президента РФ. Это – отголосок наших публикаций текущего года, в которых мы касались безудержных расходов на содержание администрации главы государства. В частности, того, на каких иностранных автомобилях и самолетах передвигаются ее сотрудники. Так что, авиация, с которой мы начали, оказалась своего рода тематическим детектором лжи для «небожителей», а также их окружения.



ad_600x150

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА