Нюансы мировой политики в области атомной энергетики создали уникальную ситуацию. Потенциально опасная отрасль в ближайшем будущем может оказаться крайне востребованной — Россия готова к этому уже сейчас. И извлекает из этого политические выгоды.
Братец Орбан
Венгрию можно по праву считать первой страной, которая в 21-м веке выиграла от растущих намерений России расширить свое влияние на международной арене. В 2015 г. Владимир Путин посетил эту страну, причем визит прошел достаточно тихо. Тогда на Россию началось активное давление из-за присоединения Крыма, а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стал первым европейским лидером, принявшим президента РФ. Будапешт получил заем в размере 10 млрд евро на привлечение «Росатома» к расширению мощности АЭС в центральной Венгрии. Эта станция обеспечивает 40% потребностей внутреннего рынка страны в электричестве.
В феврале 2017 года Путин снова посетил Венгрию. В этот раз Виктор Орбан повел себя несколько напористей — стоя рядом с Путиным, он сказал, что «мир в процессе существенного переформатирования». Перед отъездом Путин согласился на полное финансирование Россией того «атомного» проекта.
Жесты Путина и слова Орбана ознаменовали не просто какие-то хорошие отношения – скорее всего, это начало новой атомной дипломатии 21-го века.
Некоторые факты и статистика
Атомная энергетика стабильно сокращает объемы выработки и пользуется все менее доверительным к себе отношением в ЕС, США и Японии. В молодых суверенных государствах и быстро развивающихся экономиках атомная энергетика зачастую расценивается как мощный драйвер в будущее. В попытке обуздать климатические изменения группа из 10 стран, потребляющих 1/3 энергетических ресурсов планеты, составила знаменитое Парижское соглашение, включив туда планы по развитию атомной энергетики. К 2040 г. страны Азии, как отдельная группа по прогнозам, увеличат производство атомной энергии в 6 раз. Даже Индия, которая больше всех в Азии декларирует развитие солярной энергетики, имеет планы увеличить выработку атомной энергии в 8 раз.
По прогнозам ученых, мир должен к 2050 г. удвоить глобальную выработку атомной энергии, чтобы человечество могло постепенно и контролируемо ограничить глобальное потепление двумя градусами по Цельсию – иначе растают полюса. При этом в мире сложилась такая практика: все страны, входящие в Парижское соглашение, стремятся, согласно своим мандатам, каждые пять лет добавлять более амбициозные цели и задачи в свои планы по борьбе с изменениями климата. Соответственно, начинают больше думать об атомной энергетике и наверняка о Казахстане, где самые богатые ресурсы урана.
Продолжающиеся инвестиции в создание следующего поколения реакторов открывает новые обширные рынки. Многие начинающие экономическое развитие страны не могут содержать атомную энергетику, так как существующие технологии сопряжены с большим количеством ограничений, запретов, обременительных международных процедур согласований и разрешений.
Мелкий мирный атом
Решением этому могли бы стать реакторы малой мощности (РММ) – компактные разборно-модульные мобильные реакторы, которые снимают многие из барьеров, мешающих менее развитым странам перейти на атомную энергетику сегодня. Такие реакторы требуют меньшего объема первоначальных капитальных инвестиций, могут варьироваться в мощности и конфигурациях, а для их перевозки достаточно даже грузовиков.
При этом РММ в случае успешного массового внедрения могут стать стартовой площадкой для коммерциализации новой инновационной модели современной атомной индустрии – того, что физики-ядерщики называют Реакторами 4-го поколения. Условно назовем их Р-4. Но именно к коммерческому внедрению они пока не готовы. Считается, что Р-4 более эффективны, дешевле и склонны скорее потреблять, нежели создавать ядерные отходы. Принципиальное отличие РММ и Р-4 в том, что они в своей конструкции предусматривают модульное наращивание мощности, чего нет в современных промышленных реакторах. Потребление ядерных отходов как никакой другой фактор лучше всего вписывается в заявляемое человечеством будущее планеты – возобновляемые источники энергии. А они работают с перерывами. Соответственно, чем больше таких машин будет подключено к энергораспределительным сетям, тем меньше будет рисков сбоев и перенапряжений.
К этому остается добавить, что повторное использование ядерных отходов обретает особую актуальность. Учитывая растущую техническую грамотность и оснащенность современных террористических уже даже не группировок, а целых картелей, нужно иметь в виду, что в мире накоплены отходы АЭС, достаточные для производства примерно 5000 ударных ядерных изделий (данные Nuclear Threat Indicator, агентства по отслеживанию состояния современной глобальной атомной индустрии).
Большая атомная игра: Россия
По мере того как растут урановые аппетиты развивающихся экономик мира, Россия начинает выглядеть как страна, которая первой от этого выигрывает. Сегодня у «Росатома» находятся контракты на строительство 34 АЭС в 13 странах мира. Совокупная стоимость этих проектов – примерно 300 млрд долларов, а это 60% от всего атомного рынка мира. Доля России в мировом атомно-экспортном рынке будет только расти, особенно если эта деятельность продолжит оставаться частью внешней политики России. Визит Путина в Венгрию был только одной остановкой в процессе международного турне, в процессе которого как раз и были подписаны соглашения с указанными 13 странами.
Доминирование «Росатома» на рынке, хотя и частично, объясняется тем, что компания ведет свои дела по принципу «Строю, Владею, Эксплуатирую». Она проектирует и строит АЭС, владея ими на чужой территории, и оказывает этой территории полный спектр услуг – от выработки до утилизации отходов реакторного топлива. Думается, нет смысла повторять, что финансирование всех этапов такой деятельности чаще всего обеспечивается самой Россией. И именно потому что Росатом является компанией государственной, он пользуется неограниченным дешевым финансированием. Значит может строить и продавать реакторы существенно дешевле своих конкурентов. Например, в 2010-м г. Россия строила АЭС на 20-50% дешевле западных компаний. Сегодня она борется за то, чтобы первой в мире запустить на своей территории два Р-4 (согласно планов – до 2025 г.).
Большая атомная игра: США
До 90-х гг. США были лидером глобального рынка атомных технологий. Как генеральный и основной поставщик таковых, Америка разработала и внедрила свою систему международной ядерной безопасности в гражданской атомной индустрии.
С тех пор Америка, если судить по публикациям американских экспертов, заросла жирком и утеряла инициативу. Отмечается высокая забюрокраченность вопроса, наличие большого количества государственных структур, вовлеченных в процесс с неразграниченными полномочиями. Проще говоря, переговоры с США в области атомной энергетики могут растянуться на несколько лет. Плюс сами эксперты говорят о чрезмерно завышенных стандартах, заложенных Америкой в атомное сотрудничество. Отмечается недоступность финансовых средств для реализации атомных проектов, потому что американские банки начисляют высокие процентные ставки. Кто-то из американских менеджеров-ядерщиков однажды в сердцах воскликнул, что уменьшение стоимости займа всего на 1% дало бы операторам индустрии возможность экономить до 45 млн долларов США в год. Здесь надо понимать, что в атомной индустрии стандартный заем начинается примерно с 7 млрд долларов.
Таким образом, комбинация государственной поддержки, передовых технологий и имперский подход к бизнес-расширению обеспечивают России преимущественное положение в глобальной атомной энергетике на десятилетия вперед.
Да, автор материала явно путает божий дар с яичницей.