Осенью того же года обозревателю "РГ" довелось побывать на строящемся объекте и увидеть все своими глазами. Причем не только снаружи, но и рассмотреть изнутри, что, где и в какой степени готовности. Тогда на "Ломоносове" завершали монтаж и наладку основных систем, одновременно с этим проводили швартовные испытания. Две реакторные установки ледокольного типа уже стояли на штатных местах и были интегрированы с другим энергетическим оборудованием.
читайте также
По нынешним сообщениям с Балтзавода и от наших источников в "Росатоме", текущие работы на ПАТЭС, связанные с предстоящей загрузкой ядерного топлива и подготовкой к пуску реакторов, проходят в плановом режиме и под строгим контролем надзорных органов
С питерскими корабелами у наших атомщиков большой и продуктивный опыт совместной работы. Ведь именно в городе на Неве построены все российские атомные ледоколы, начиная с "Ленина". К ним примкнул и единственный в своем роде атомный лихтеровоз "Севморпуть". После долгих лет вынужденного бездействия в ожидании того, как решится дальнейшая судьба, этот могучий транспортный корабль ледового класса и его вновь сформированный экипаж уже трудятся в высоких широтах, выполняя задачи, которые другим не под силу.
Не менее ответственная и такая же по сути первопроходческая миссия выпала на долю ПАТЭС "Академик Ломоносов". При двух введенных парогенерирующих установках КЛТ-40С она способна вырабатывать 70 мегаватт электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии, что обеспечивает жизнедеятельность города с населением около 100 тысяч человек.
Первым таким городом станет Певек - самый северный и труднодоступный порт на востоке России. Осенью 2016-го там уже обозначили место "парковки" для "Академика Ломоносова". В основание защитных гидросооружений забили символическую "лидерную сваю" и дали официальный старт строительству береговой инфраструктуры. Тем самым положили конец сомнениям и спорам о месте размещения первой ПАТЭС. Перебрав все прочие варианты, инициаторы этого проекта вернулись к той самой точке, с которой он, собственно, и начинался.
читайте также
Согласно планам "Академик Ломоносов", поставленный в Певеке, обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуатации Билибинской атомной электростанции. Это единственная в мире АЭС, построенная в зоне вечной мерзлоты. И ресурс ее энергоблоков рано или поздно подойдет к концу. При этом атомную генерацию заменят атомной, что не только престижно для российских ядерщиков, но и создает важный прецедент на пути коммерческого продвижения такого рода проектов в другие страны.
По словам главы Чукотки Романа Копина, новый объект помимо функций замещения Билибинской АЭС даст энергию горнодобывающим компаниям на западе Чукотки, в Чаун-Билибинском энергоузле. А это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании.
- Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, - уточнил Копин. - Но на первом этапе, особенно в момент замены выбывающих мощностей Билибино, она обеспечит нормальную работу и даст стимул к дальнейшему развитию.
ПАТЭС сможет также обеспечить энергией газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. В связи с этим она разработана с большим запасом прочности, что делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных аномалий. Ядерные процессы на таком плавучем энергоблоке отвечают требованиям МАГАТЭ и не несут угроз окружающей среде.
Согласно планам Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017-го. После этого ПЭБ "Академик Ломоносов" как готовый объект будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы, раскреплен у мола-причала и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в Певеке. В сентябре 2019 года "Росэнергоатом" как заказчик-застройщик планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, той же осенью провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.
Основные параметры плавучего энергоблока "Академик Ломоносов":
длина - 144 метра, ширина - 30 метров, водоизмещение - 21 500 тонн; реакторная установка - 2 судовых реактора КЛТ 40-С; электрическая мощность - 70 МВт; тепловая мощность - 140 Гкал/час; срок службы до заводского ремонта - 12 лет; общий срок службы - 40 лет.
Проект провален. Зачем дальше вкладывать в это фуфло бюджетные деньги?