А. Киреев, стаж работы на Калининской АЭС более 20 лет
АЭС является сложным и многогранным механизмом, состоящим из большого количества оборудования и, самое главное, большого коллектива. Коллектив, который должен чувствовать «дыхание» всего оборудования и по малейшим признакам недомогания готов прийти ему на помощь.
Генри Форд как-то сказал: «Заберите у меня мои деньги, заводы, станки и фабрики, но оставьте мне моих людей - и вскоре мы создадим заводы лучше прежних. Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей - и скоро полы заводов зарастут травой».
Создать коллектив, который чувствует и понимает все оборудование, установленное на АЭС, от простейшего прибора до реактора, турбины и, наконец, генератора, это действительно очень сложная задача, и, самое главное, требует много времени. Такой коллектив создается годами, а иногда и десятилетиями.
Как только в середине 1970-х гг. начала строится Калининская АЭС, сразу же начал формироваться коллектив. И это была не менее сложная задача, чем само строительство. До первого пуска еще много времени, а коллектив уже создается, обучается, устанавливаются производственные отношения, чтобы к моменту пуска, строители могли передать эксплуатацию в надежные руки. Создав работоспособный коллектив, где все отлажено - это уже не просто коллектив, а команда устойчивая к любым потрясениям, и готовая обеспечить не только надежность эксплуатации, но и вывести АЭС из любой сложной ситуации.
Чтобы создать такой коллектив, действительно нужны многие годы, а вот разрушить его можно значительно быстрее. Разрушение коллектива КАЭС, по моему мнению, началось, когда к управлению такими технически очень сложными предприятиями пришли т.н. «экономисты», которые хорошо разбираются в финансах. И вдруг они начинают управлять не банком, а производством.
Как только Калининская АЭС потеряла самостоятельность, и стала филиалом концерна, отношение к кадровой политике изменилось, и надо сказать не в лучшую сторону. Началась реорганизация, по образцу Запада, которая в наших реалиях может привести только к ухудшению работы, и значительному увеличению отказов оборудования.
Самое большое разрушение коллектива на КАЭС, по моему мнению, началось с приходом Л. Мартыновченко. Конечно, когда приходит новый руководитель, ему нужна команда понимающих его людей. Но какая команда? Команда грамотных и ответственных специалистов, имеющих свое мнение и умеющих его отстаивать, или команда, не имеющая своего мнения, но услужливых и готовых поддержать любую глупость? Хороший специалист, в отличии от плохого, всегда имеет свое мнение и отстаивает его, причем, часто не оглядываясь на последствия. И работать с грамотными людьми сложнее, но результат - это качество и надежность работы оборудования, и АЭС в целом. Мартыновченко выбрал второй путь. Ему, по моему мнению, было совершенно безразлична квалификация сотрудников. Главное - это преданность своему «хозяину».
Один из примеров. Когда строился Профилакторий КАЭС, и денег стало не хватать (возможно, их просто разворовали, а перед концерном отчитываться надо), на строительство начали отвлекать специалистов АЭС. И если руководитель подразделения возражал, под предлогом того, что у него важные работы на блоке, то такому руководителю предлагалось уволиться. Вот такие понятия «о надежности работы оборудования» и АЭС в целом. Любое возражение или несогласие - и сразу же ставился вопрос об увольнении. В результате под разными предлогами было уволено много квалифицированных специалистов, которые проработали на КАЭС многие годы, благодаря которым был создан грамотный и сплоченный коллектив. Убрать специалиста легко, а вот найти достойную замену - большая проблема. Поэтому взамен часто ставились уже не специалисты, а преданные «хозяину» люди, иногда очень далекие от производства.
А как же оборудование? Конечно, какое-то время оно ещё может потерпеть такое к себе отношение: не вовремя что-то заменили, не вовремя отремонтировали, не вовремя обнаружили «болезнь»… Но надолго ли при таком подходе хватит запаса прочности? Очень хочется, чтобы такое отношение к кадрам изменилось, и тогда, возможно, и оборудование не будет давать сбои. Тем более это не просто оборудование, а оборудование, работающее на самом опасном виде топлива, и не дай Бог…
«ГОЛОС УДОМЛИ» № 20 (181), 25 октября 2016 г.
http://www.dpodushkov.ru/
|